РП ДПУ ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК 2023-2024

Пояснительная записка
2

Рабочая программа к курсу «Занимательный русский язык» составлена в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования, на основе программы развития познавательных
способностей учащихся младших классов с использованием методического пособия
Мищенковой Л.В. «Занимательный русский язык».
Данный курс позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен,
неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для
формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности.
В процессе изучения данного курса школьники могут увидеть “волшебство
знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание
интереса к “Занимательному русскому языку” должно пробуждать у учащихся стремление
расширять свои знания по предмету, совершенствовать свою речь. Знание русского языка
создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения
словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на
занятиях уделяется заданиям, направленным на развитие устной и письменной речи
учащихся, на воспитание у них чувства языка, этических норм речевого поведения.
Данная программа имеет своей целью расширить, углубить и закрепить у
младших школьников знания по русскому языку, лингвистический кругозор учащихся
через систему развивающих занятий.
Изучение курса направлено на решение следующих задач:
 развитие лингвистических компетенций учащихся;
 формирование любви и уважения к русскому языку;
 развитие познавательных способностей младших школьников;
 развитие творческих способностей младших школьников;
 расширение кругозора учащихся.
Программа реализуется в течение четырёх лет обучения в начальной школе
(с 1 по 4 класс). Внеурочная деятельность позволяет наиболее успешно применять
индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно
удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.
Приоритетными на этапе начального образования являются:
 познавательная деятельность
 информационно-коммуникативная деятельность
 рефлексивная деятельность.
Общая характеристика курса
Курс «Занимательный русский язык» представляет собой комплекс
специально разработанных развивающих занятий, нацеленных на закрепление,
расширение и углубление знаний, полученных учащимися на уроках русского, привитие
любви к родному языку и стремление к его изучению, а также создание условий для
развития познавательных способностей школьников, а также их психических качеств:
памяти, внимания, мышления, воображения, речи, пространственного восприятия,
сенсомоторной координации, коммуникабельности.
Ведущим принципом, лежащим в основе курса, является занимательность.
Каждое занятие строится на заданиях с игровыми элементами, играх, загадках,
шифровках, кроссвордах, ребусах, грамматических сказках и стихах, что способствует
3

поддержанию живого интереса к изучению русского языка, легкому усвоению и
запоминанию материала.
Каждое занятие имеет следующую структуру:
1) Работа над темой занятия.
2) «Занимательный привал» (переключение с основного вида деятельности,
подчиненного теме занятия, на другой- отвлеченный, а также проведение
физминутки).
3) Продолжение работы над темой.
4) «Мишуткина академия» (рубрика, представляющая собой три вопроса текстового
характера, готовящих школьников к участию в конкурсе «Русский медвежонок»).
5) Рефлексия (подведение итогов занятия).
Каждое четвертое занятие имеет название «Игротека» и носит повторительный
характер для предыдущих занятий. В нем отсутствует рубрика «Мишуткина
академия».
Описание места курса в учебном плане
Программа рассчитана на 28 учебных часа в 1 классе (1час в неделю) и по 32 учебных
часа во 2-4 классах (1 час в неделю). Всего 124 часа
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Программа составлена с учетом требований ФГОС второго поколения и
соответствует возрастным особенностям младшего школьника. С этой целью в программе
предусмотрено увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение
учащихся в динамическую деятельность. Занятия по данной программе имеют четко
разработанную структуру и состоят из 3-х частей:
1 часть – вводная. Цель этой части занятий настроить группу детей на совместную
работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Эта часть занятия
включает в себя приветствие, игры, направленные на создание эмоционального настроя.
2 часть – рабочая. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего
занятия. Дети выполняют различные занимательные упражнения, принимают участие в
дидактических играх, которые способствуют развитию речи, различных видов мышления,
памяти, внимания, мелкой моторики руки. Дети учатся работать в группах, парах,
учитывать настроение и желание других.
3 часть – завершающая. Цель этой части занятий – создание у детей чувства
принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии.
Это подвижные игры, ритуалы прощания, рефлексия.
Все занятия курса строятся на основе занимательности, которое способно
возбудить у детей непосредственный интерес и вызвать стремление к получению знаний.
На занятиях с первоклассниками, особенно на первых порах, когда они ещё не овладели
техникой чтения, используется «звучащее слово» (чтение учителем или аудиозапись
произведений). Звучащее слово повышает эмоциональное воздействие на ребёнка,
помогает детскому воображению создать живописные картины, яркие образы.
Ещё одна главнейшая задача – развитие познавательных интересов детей.
Формирование познавательных интересов - не самоцель, а воспитание творческой
личности, готовой свои познавательные возможности использовать на общее дело.
Познавательная деятельность формируется в процессе жизни человека. Ребёнок не
родится с готовым умом, готовой способностью к познанию. Учебная деятельность
требует от ребёнка вполне определённых познавательных средств. Познавательные
действия необходимы не только для теоретической, но и для практической деятельности.
Принцип активности хорошо известен педагогам. Без деятельности ученика учитель не
сможет достичь поставленных целей.
4

В программе предусмотрен материал для обучения детей литературному
творчеству (умение пользоваться письменной речью).
Занятия рекомендуется проводить в атмосфере сотрудничества между учениками и
между учениками и учителем. Сотрудничество должно быть основано на уважении к
ребёнку; работа организовывается в атмосфере непринуждённости и раскованности.
На занятиях должны быть созданы условия, которые требовали бы естественного
использования письменной речи. Другими словами, необходимо обеспечить мотивацию
деятельности обучающихся, открыть им личностный смысл использования письменной
речи. Письменная речь должна формироваться как единство действий порождения
смыслового содержания текста и его выражения. Создавая игровые ситуации, письменная
речь используется как средство общения: дети сначала пишут короткие тексты, письма
товарищам, потом сочинения занимательного характера (небылицы, сказки, фантазии…).
Став старше, дети сочиняют на более сложные, научно-познавательные темы,
инсценируют сказки, свои произведения и т. п.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные результаты
 Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к
совершенствованию собственной речи;
 любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
 интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
 интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
 интерес к изучению языка;
 осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
 самостоятельно формулировать тему и цели урока;
 составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
 работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою
деятельность;
 в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
 перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую
(составлять план, таблицу, схему);
 пользоваться словарями, справочниками;
 осуществлять анализ и синтез;
 устанавливать причинно-следственные связи;
 строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
 адекватно
использовать
речевые
средства
для
решения
различных
коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
 высказывать и обосновывать свою точку зрения;
 слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
 задавать вопросы.
Предметные результаты
 умение делать умозаключение, сравнивать, устанавливать закономерности,
называть последовательность действий;
5

 умение делить слова на слоги, правильно ставить ударение в словах, находить
однокоренные слова, отгадывать и составлять ребусы;
 умение называть противоположные по смыслу слова, работать со словарем;
 умение подбирать фразеологизмы, использовать в речи знакомые пословицы;
 умение пользоваться местоимениями, числительными и наречиями в речи.

Содержание курса
Тема 1. Фонетика.
Теория: расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм».
Практика:игра «Исправь ошибки», работа с произведениями, где
допущены
орфографические ошибки, творческие задания для формирования орфографической
зоркости.
Тема 2. Словообразование.
Теория: расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании, «мозговой
штурм».
Практика:игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, логически-поисковые
заданияна развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 3. Лексика.
Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со
словами-неологизмамии архаизмами, фразеологизмами русского языка.
Практика:игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и
энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов,логическипоисковые заданияна развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 4. Морфология.
Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках.
Практика:игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логическипоисковые заданияна развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 5. Пословицы и поговорки.
Практика: активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к
заданной ситуации.
Тема 6. Игротека.
Практика: логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных
способностей,отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на
знание и развитие интереса к родному языку,на проверку знаний по русскому языку.

6

Календарно-тематическое планирование
1 класс
№
1

2
3

4

5
6
7

8

Дата
план

Дата
факт

Тема

Содержание

Речь устная и письменная

Дать представление о том, зачем нужна
речь, что такое устная и письменная
речь
Дать представление о слове.
Что такое слово
Познакомить с ребусом
Уточнить представление о звуках. Дать
В мире звуков
понятия: «фонетика», «фонема»,
«фонетический слух»
Формулировать смысловое значение
Игротека
слова.
Дать понятие «рифма»
Звуки и буквы - не одно и Уточнить о различиях между звуками и
тоже
буквами
Познакомить с метаграммами.
Что такое метаграммы.
Учить разгадывать метаграммы
Жили-были гласные и Уточнить представление о гласных
согласные
звуках и буквах от согласных. Учить
определять в слове гласные и согласные
буквы
Повторять звуки и буквы.
Игротека
Разгадывать метаграммы

9

Волшебник Ударение

10

Такие разные согласные

Познакомить с ролью ударения в слове.
Дать понятие «омограф»
Формировать умение отличать твердые
согласные от мягких согласных.
Формировать умение отличать парные и
непарные звонкие согласные от глухих
согласных

11

Игротека

12

Русские народные загадки

7

Учить искать омографы в
предложениях.
Определять ударный слог в слове.
Упражняться в различии гласных и
согласных, согласных по звонкостиглухости, твердости-мягкости. Решать
метограммы.
Рифмовать слова
Познакомить с загадкой как с жанром
устного народного творчества.
Выделять свойства и признаки
загаданного предмета

13

Зачем шипят шипящие
Познакомьтесь: алфавит!

Уточнять знания о шипящих согласных.
Познакомить с понятием «пантомима»
Обобщить знания учащихся об
алфавите.
Упражняться в правильном назывании
букв и звуков

14
15

16

17

18

19

20

21

Привет, пословица!

Упражняться в выявлении скрытого
смысла пословицы
Поговорим о предложении Познакомиться с разновидностями
предложений по цели высказывания.
Упражняться в умении различать
данные предложения, приводить
примеры
Ещё
немного
о Познакомиться с разновидностями
предложении
предложений по цели интонации.
Упражняться в умении произносить
данные предложения с
соответствующей интонацией
Познакомиться с понятием «шарада».
Игротека
Упражняться в умении разгадывать
шарады. Подбирать пословицы к тексту.
Знакомимся
с Познакомить с понятием «анаграмма».
анаграммами
Упражняться в умении разгадывать
анаграммы
Уточнять знания о тексте.
Что такое текст
Составлять рассказ по серии картинок,
определять тему основную мысль текста
Что мы пишем с большой Изучить правила написания заглавной
буквы
буквы.
Упражняться в написании заглавной
буквы в именах собственных
Разгадывать анаграммы.
Игротека
Придумывать анаграммы к словам

22

О безударных гласных

23

О парных звонких
глухих согласных

24

Слова-приятели

25

Игротека

8

Уточнять знания о безударных гласных
в корне, требующих проверки.
Подбирать проверочные слова,
исправлять допущенные ошибки
и Уточнять знания о правописании
парных согласных в словах в словах.
Подбирать проверочные слова
Подбирать синонимы к данным словам,
находить среди слов синонимичные
пары
Упражняться в написании безударных
гласных и парных согласных в корне,
находить среди группы слов синонимы,

подбирать синонимы к данному слову

Слова-неприятели

Познакомиться с понятием «антоним».
Подбирать антонимы к словам,
находить антонимичные пары в группе
слов
Волшебное слова предлог Познакомить с предлогами. Подбирать
подходящие по смыслу предлоги,
писать их раздельно со следующим
словом
Что за зверь такой - Познакомить с фразеологизмами и их
фразеологизм
значением. Подбирать подходящие по
Игротека
смыслу предлоги, писать их раздельно
со следующим словом
Познакомить с понятием «омоним».

26

27

28

Различать синонимы, омонимы,
вставлять в предложение подходящие
по смыслу предлоги, соотносить
фразеологизмы и их значения

Календарно-тематическое планирование
2 класс
№
1

2

3
4

5

6
7

Дата
план

Дата
факт

Тема

Содержание

Что мы знаем о звуках и Уточнить представление о звуках и
буквах
буквах русского языка. Повторить
понятия: «фонетика», «фонема»,
«фонетический слух»
Познакомить с понятиями «лексика»,
Что такое лексика?
«лексикон», «лексическое значение
слова»
Однозначные
и Познакомиться со словами, имеющими
многозначные слова
одно и несколько значений
Повторить звукобуквенный разбор,
Игротека
лексическое значение слова,
однозначные и многозначные слова
Подбирать синонимы к данным словам,
Слова-братья
исключать лишнее слово из ряда
синонимов
Подбирать антонимы, вычленять
Слова - наоборот
антонимы из текста
Пословица
недаром Подбирать пословицы, выражающие
молвится
главную мысль текста

9

8

Игротека

9

И
снова
пословицы, пословицы, …
Играем со словарными Играть со словарными словами
словами
Разгадывать анаграммы
Анаграммы
Повторять пословицы, анаграммы,
Игротека

10
11
12

Подбирать синонимы, антонимы,
вычленять их из текста
пословицы, Играть с пословицами

13

Секреты некоторых букв

14

Шарады, анаграммы и
метаграммы
Еще раз о синонимах и
антонимах
Игротека

15
16

17

Слова,
предметы

18

Слова,
обозначающие
действие предметов
Слова,
обозначающие Познакомиться с именем
признаки предметов
прилагательным как частью речи.

19

20

21

22

обозначающие

словарные слова
Познакомить с особенностями букв
Я,Е,Ё,Ю; разделительным Ъ; Ь как
показатель мягкости согласных;
разделительный Ь.
Разгадывать шарады, анаграммы,
метаграммы
Вычленять синонимы и антонимы из
выражений и текстов
Повторить правила написания: Ь как
показатель мягкости согласных;
разделительный Ь. Вычленять синонимы
и антонимы из выражений и текстов
Познакомиться с именем
существительным как частью речи,
одушевленными и неодушевленными,
собственными и нарицательными.
Познакомиться с глаголом как частью
речи.

Различать имена прилагательные по
вкусу, размеру, форме, цвету.
Повторять распознавание частей речи;
Игротека
одушевленные и неодушевленные
предметы; подбирать синонимы
Текст,
тема,
главная Упражняться в определении темы и
мысль
основной мысли текста. Составлять
рассказ по картинкам
Определять особенности заголовков.
Заголовок - всему голова

24

Работаем
фразеологизмами
Игротека

25
26

И снова пословицы
Ещё раз о фразеологизмах

27
28

Русские народные загадки
Игротека

23

с Употребляем фразеологизмы в речи

10

Повторить понятия: текст, тема и
основной мысль текста, заголовок
текста, фразеологизмы
Играть с пословицами
Играть с фразеологизмами
Разгадывать русские народные
Повторить пословицы, фразеологизмы,
русские народные загадки

29

И вновь словарные слова

Играть со словарными словами

30

Учимся различать имена
существительные, имена
прилагательные и глаголы
Какие слова русского
языка помогают называть
качества характера
Игротека

Упражняться в различении частей речи

31

32

Познакомиться с именами
прилагательными, служащими для
характеристики человека
Повторить части речи

Календарно-тематическое планирование
3 класс
№

Дата
план

Дата
факт

Тема

Содержание

1

Да здравствует русский
язык!

2
3

Вежливые слова
Поговорки и пословицы

4

Игротека

5

Запоминаем словарные
слова
Растения во
фразеологизмах

6

7

Животные во
фразеологизмах

8

Игротека

9

Я не поэт, я только
учусь…
Как Морфология порядок
навела
Игры с пословицами
Игротека

10
11
12
13
14
15
16
17

И снова животные во
фразеологизмах
Кое-что о местоимении
Познакомимся поближе с
наречием и числительным
Игротека
Состав слова. Основа
слова. Формы слова
11

Познакомиться с русскими
народными пословицами, загадками,
фразеологизмами
Систематизировать вежливые слова
Выявить скрытый смысл пословиц и
поговорок
Повторить русские народные
пословицы, загадки, фразеологизмы
Играть со словарными словами
Выяснить значение фразеологизмов:
«манна небесная», «задавать перцу»
и т.д.
Выяснить значение фразеологизмов:
«показать, где раки зимуют»,
«мышиная возня» и т.д.
Повторить словарные слова,
растения и животные во
фразеологизмах
Подбирать рифмующиеся слова.
Сочинять рифмовки
Различать части речи
Выявить скрытый смысл пословиц
Подбирать рифмующиеся слова.
Различать части речи
Выяснить значение фразеологизмов:
«три кита», «ход конем» и т.д.
Изменять местоимения по падежам
Познакомиться с наречием и именем
числительным как частями речи

Повторить части речи
Выделять основы слов, части слова

18

Про корень и окончание

19

Про суффикс и приставку

20

Игротека

21

Непроизносимые
согласные
Учимся различать
приставку и предлог
Учимся писать не с
глаголами
Игротека

22
23
24

25

Имена существительные с
шипящим звуком на конце

26

Его величество Ударение

27

Поговорим о падежах

28

Игротека

29

Сложные слова

30

От архаизмов до
неологизмов
По страницам
энциклопедий
Игротека

31
32

Подбирать однокоренные слова,
различать формы слова
Выделять в словах суффиксы и
приставки.
Подбирать к словам схемы
Разбирать слова по составу.
Составлять слова из данных частей.
Подбирать слова к схемам
Упражняться в правописании слов с
непроизносимыми согласными
Упражняться в правописании
приставок и предлогов
Упражняться в написании не с
глаголами
Писать грамотно слова с
непроизносимыми согласными,
приставками и предлогами, «НЕ» с
глаголами
Упражняться в правильном
написании имен существительных с
шипящим звуком на конце
Упражняться в правильной
постановке ударения
Определять падежи имен
существительных
Упражняться в правильном
написании имен существительных с
шипящим звуком на конце.
Подбирать рифмующиеся слова.
Определять падежи имен
существительных
Писать слова, образованные путем
сложения двух основ
Распознавать архаизмы и
неологизмы
Знакомиться с энциклопедической
статьей
Повторять сложные слова, архаизмы
и неологизмы, читать
энциклопедическую статью

Календарно-тематическое планирование
4 класс
№
1

2

Дата
план

Дата
факт

Тема

Содержание

И снова о русском языке… Выяснить роль русского языка в
жизни общества, его красоту и
богатство.
Крылатые слова и
Выяснить смысл понятий:
12

афоризмы

«крылатые слова» и «афоризмы»
Решать занимательные задачи

4

Копилка занимательных
заданий
Игротека

5

Об именах

6

О русских фамилиях

7
8

В поисках сбежавших
головоломок
Игротека

9

Мы играем в логогрифы

10

Учимся распознавать
речевые ошибки

11
12

Коллекция «заморочек»
Игротека

13

Ох уж эти
фразеологизмы!...

14

Работаем над рифмами

15

Словесные забавы

16

Игротека

17

Продолжаем работу над
фразеологизмами
Русские пословицы и
поговорки

3

18

19

Ассорти для любителей
русского языка
13

Повторить: в чем заключается
богатство
и
выразительность
русского языка; крылатые слова и
афоризмы (их значение и признаки)
Познакомиться
с
историей
возникновения древнерусских и
современных имен, разнообразием
имен и их форм.
Познакомиться
с
историей
возникновения русских фамилий,
распространенными
способами
происхождения русских фамилий.
Решать занимательные задания
Повторить историю возникновения
русских имен и фамилий
Познакомиться с логогрифами –
словесными загадками, разными
вариантами игры в логогрифы.
Распознавать и
устранятьраспространенные типы
речевых ошибок
Решать занимательных заданий
Повторять логогрифы, речевые
ошибки
Искать в тексте фразеологизмы,
определять их значения, заменять
словосочетания соответствующими
фразеологизмами
Определять отличительные признаки
стихотворного текста, разнообразие
рифм. Подбирать рифмующиеся
слова, продолжать сочинения
стихотворения, следуя заданной
теме
Играть со словами. «Спунеризмы» и
«буриме»
Повторять: рифмы парные,
перекрестные, опоясывающие. Игры
со словами
Подбирать к ситуациям
соответствующие фразеологизмы
Отличать поговорки от пословицы.
Объяснять скрытый смысл
пословицы
Решать занимательные задания

20

Игротека

21

И снова о фразеологизмах

22

Однородные члены
предложения
Ошибочка вышла!...
Игротека

23
24
25

Про омонимы и их
разновидности

26

Еще немного
фразеологизмов

27
28

В стране Перевертундии
Игротека

29
30

Что такое «паронимы»
Запоминаем словарные
слова
31 июня
Игротека

31
32

14

Повторять: пословицы, поговорки,
фразеологизмы
Сравнивать фразеологизм и похожее
словосочетание (важный человек,
важная птица)
Выделять однородные члены
предложения
Решать занимательные задания
Повторять: однородные члены
предложения, фразеологизмы.
Познакомиться с «омонимами»словами, схожими по звучанию, но
различными по лексическому
значению.
Вычленять фразеологизмы из текста.
Заменять словосочетания
фразеологизмами.
Решать занимательные задания
Повторять: омонимы и их
разновидности; историю
происхождения и значения
фразеологизмов: «закусить удила»,
«попасть впросак»
Различать паронимы
Играть со словарными словами
Решение занимательных заданий
Повторять: паронимы, словарные
слова




Список литературы
Методическое пособие для 1-4 классов «Занимательный русский язык». Мищенкова
Л.В. – М.: Издательство РОСТ.
Рабочие тетради «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство
РОСТ..

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».