2 Пояснительная записка Рабочая программа «Будущий гений» для развития детей 6-7 лет разработана в соответствии с требованиями обновленного Федерального государственного стандарта начального общего образования, на основе программы «Преемственность» (программа по подготовке к школе детей 5-7 лет) науч. рук. Н. А. Федосова (М.: Просвещение). Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием. Цель программы – успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую. Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий, коммуникативными и речевыми компетенциями. Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД, предложенными федеральными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не менее важной целью программы. Программа решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психологических функций, необходимых для систематического обучения в школе. Основные задачи: сохранение и укрепление здоровья; развитие личностных качеств; формирование ценностных установок и ориентаций; развитие творческой активности; формирование и развитие психических функций познавательной сферы; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных умений; развитие умений действовать по правилам. Общая характеристика программы Основные положения программы: подготовка к школе носит развивающий характер; не допускает дублирования программ первого класса; помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, с взрослыми); обеспечивает формирование ценностных установок; ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития; обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности; организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности; готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми; инвариативна и готовит к любой системе школьного образования. 3 Основные принципы построения программы: общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей; развитие творческой деятельности; развитие личностных компетенций; поддержка и сохранение здоровья; формирование духовно-нравственных установок и ориентаций; развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования; сотворчество обучающих, обучающихся и родителей. Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах, как: учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; систематичность и последовательность; вариантность и вариативность; доступность и достаточность; наглядность; достоверность; комплексность; взаимосвязь с окружающим миром; использование произведений искусства, интеграция всех видов искусства, произведений детского творчества; разнообразие игровых и творческих заданий; многообразие видов художественнотворческой деятельности (игровая, музыкальная, художественно-речевая, театрализованная). Ведущая деятельность: игра; продуктивная, творческая деятельность; конструирование и моделирование. Виды действий в процессе конструирования: анализ объекта; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии. Программа состоит из следующих курсов: Курс «Буква за буквой» (развитие речи, знакомство с буквами, художественная литература) нацелен на разностороннее развитие ребёнка посредством различных видов деятельности, выполняющей функции развития связной речи, фонетического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений, мышц двигательного аппарата пишущей руки, зрительных и двигательных факторов как единого целого действия. Курс ведёт подготовку к обучению чтению и обучению письму; на развитие интереса к художественной литературе. Курс помогает детям объяснить основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением. Курс математики направлен на развитие умений проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики, понимать относительность свойства, делать основные выводы. Курс «Окружающий мир» основывается на коррекции и развитии накопленных в дошкольном возрасте природоведческих представлений. В основу подготовки положены непосредственные наблюдения, действия с предметами, элементарные эксперименты, осуществляемые в естественной для детей данного возраста занимательной, игровой форме. С жизнью живой и неживой природы, растительным и животным миром будущие первоклассники знакомятся через наблюдения изменений по временам года. «Предметный мир» расширяет и уточняет представления детей о предметном мире: о видах транспорта, о предметах, облегчающих труд взрослых на производстве. Темы «Я и общество», «Моя семья», «Наша страна» - расширяют круг знаний и представлений о явлениях окружающей действительности, их связи, взаимоотношения и взаимозависимости. Курс «Умелые ручки» обладает мощным развивающим потенциалом. Важнейшая особенность этих занятий состоит в том, что они строятся на предметно-практической деятельности, которая служит в старшем дошкольном 4 возрасте необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (в том числе и абстрактного мышления, что крайне важно для успешного освоения знаний в 1 классе). Место занятий в учебном плане Программа «Будущий гений» предлагает систему адаптационных занятий и состоит из следующих курсов: «Буква за буквой», «Математика», «Окружающий мир», «Умелые ручки». Адаптационные занятия организуются на базе школы и имеют следующую временную структуру:3занятия в день,2 раза в неделю, Умелые ручки 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 25 минут с 5-минутным перерывом. Программа рассчитана на 28 недель. Общее количество занятий – 196. Ценностные ориентиры Посещая занятия, старшие дошкольники начинают осмысливать и присваивать себе систему ценностей. Ценность добра – осознание постулатов нравственной жизни (поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой). Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества. Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, разума. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию. Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремленности, ответственности, самостоятельности. Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе. Ценность семьи – формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким; воспитание взаимной ответственности, уважения к старшим. Личностные, метапредметные (предпосылки) и предметные результаты освоения программы. В результате занятий по программе «Будущий гений» у старшего дошкольника сформируются следующие предпосылки для достижения личностных и метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) результатов и предметные результаты. Личностными результатами (предпосылками к их достижению) развивающих занятий является формирование следующих умений: 5 - определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех правила поведения (этические нормы); - в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить (при поддержке учителя); - при поддержке учителя и окружающих давать оценку своим поступкам и поступкам других людей; - понимать, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей; - выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы; - понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; - высказывать свое отношение к героям литературных произведений, их поступкам; - объяснять, хочет идти в школу или нет, и почему. Сформированность положительной мотивации к учебной деятельности: «Я хочу учиться!» - самый желаемый планируемый личностный результат. Метапредметными результатами (предпосылками к их формированию) является формирование следующих универсальных учебных действий (далее по тексту УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных. Регулятивные УУД: - учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя; - учиться работать по предложенному учителем плану; - учиться проговаривать последовательность действий на занятии; - учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом (иллюстрациями) учебного пособия; - учиться отличать верно выполненное задание от неверного; - учиться совместно с учителем и другими ребятами давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии и деятельности всего класса; - учиться оценивать результаты своей работы. Познавательные УУД: - учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; 6 - учиться ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); - учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях; - сравнивать и группировать различные объекты (числа, геометрические фигуры, предметные картинки); - классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта; - учиться делать выводы в результате совместной работы с учителем; - учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять математические рассказы на основе предметных рисунков и простейших моделей, заменять слово, предложение схемой). Коммуникативные УУД: - называть свои фамилию, имя, домашний адрес; - слушать и понимать речь других; - учиться ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважать иную точку зрения; - учиться оформлять свои мысли в устной форме; - строить понятные для партнера высказывания; - уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от партнера по деятельности; - совместно с учителем договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать им; - сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликтов интересов; - учиться выполнять различные роли при совместной работе. Предметными результатами занятий является формирование следующих умений. Развитие речи и подготовка к обучению грамоте: - отвечать на вопросы учителя по содержанию услышанного произведения; - задавать свои вопросы по содержанию услышанного литературного произведения; 7 - рассказывать наизусть небольшое стихотворение; - конструировать словосочетания и предложения; - определять количество слов в предложении; - составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок; - выделять отдельные звуки в словах, определять их последовательность, подбирать слова на заданную букву; - делить слова на слоги, выделяя ударный слог; - различать звуки и буквы; - узнавать и различать буквы русского алфавита; - правильно держать ручку и карандаш; - аккуратно выполнять штриховку, раскрашивание, обведение по контуру. Введение в математику: - продолжать заданную закономерность; - называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке; - вести счет предметов в пределах 10; - соотносить число предметов и цифру; - сравнивать группы предметов с помощью составления пар; - составлять математические рассказы и отвечать на поставленные учителем вопросы: Сколько было? Сколько стало? Сколько осталось?; - классифицировать объекты по форме, цвету, размеру, общему названию; - устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов: слева – направо, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже, раньше – позже, вчера – сегодня – завтра; - распознавать известные геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник) среди предложенных и среди объектов окружающей действительности; - обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку и изображать простейшие фигуры «от руки»; - ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного объекта в качестве точки отсчета, а также на листе бумаги. 8 Знакомство с окружающим миром Неживая природа: Дети должны: -иметь представление о сезонных изменениях в природе; -определять состояние погоды: солнечно. Пасмурно, ветрено, дождливо, выпал снег; -уметь вести календарь природы с помощью взрослых. Живая природа: Дети должны иметь представление: -о домашних животных; -о перелётных и зимующих птицах; -о зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе. Растительный мир: Дети должны иметь представление: -об условиях необходимых для роста растений; -о лесных ягодах и грибах; -об овощах и фруктах; - о деревьях, кустарниках и цветах. Дети должны уметь: -различать и называть деревья по коре, листьям, плодам. «Умелые ручки»: -знать виды изучаемых материалов, их свойства; -уметь с помощью учителя решать доступные конструкторско-технологические задачи, проблемы; владеть различным приемам работы с бумагой и другими материалами; -уметь самостоятельно обводить шаблоны, вырезать и приклеивать детали по образцу; -знать основные геометрические понятия; -под контролем учителя проводить анализ образца (задания), выполнять практическую работу. 9 Содержание курсов Курс «Буква за буквой» решает вопросы практической подготовки детей к обучению чтению, письму и ведёт работу по совершенствованию устной речи. Программа направлена на общее развитие ребёнка, посредством которого создаётся прочная основа для успешного изучения русского языка. Содержание курса позволяет организовать работу по трём направлениям: -развитие связной речи; -подготовка к обучению чтения; -подготовка к обучению письму. Развитие связной речи происходит посредством обогащения и совершенствования грамматического строя языка ребёнка. Осуществляется переход от ситуационной к конкретной форме речи; на данном этапе возрастает регулирующая функция речи в поведении ребёнка, формируется внутренняя речь, которая становится основой речевого мышления, начинается осознанная работа над словарным составом речи и звуковым составом слова, ведётся подготовка к чтению и письменной речи. При подготовке к обучению грамоте формируется готовность связно говорить на определённые темы, осознать на элементарном уровне, что такое речь, каково её назначение, и её особенности. Подготовка к обучению чтению построена на развитии фонематического слуха детей, на отчётливом и ясном произношении звуков, слогов, слов, на выделении предложений и слов из речи. Большое место занимает работа над звуковым анализом слова и подготовкой к освоению механизма чтения. Если при подготовке к обучению чтения и при работе над совершенствованием связной речи в основе лежат слуховые ощущения, то при подготовке к обучению письма преобладают технические действия. Подготовка к обучению письму — процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки; развиты координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление. При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движения глаза и руки совершаются в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно. Значительная часть детей при зрительном восприятии предмета склонна ограничиваться очень беглым осмотром экспонируемого предмета, так что складывающийся в их сознании образ носит весьма неполный характер. Это отражается на воспроизведении образов и их элементов. Дети могут успешно зрительно опознать 10 предмет, но испытывают заметные затруднения при его воспроизведении. Изображение букв различной конфигурации требует довольно высокого уровня организации двигательного аппарата руки, весьма полного и детализированного изображения. Поэтому программа предлагает тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к письму. Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер. Таким образом, программа «Буква за буквой» решает задачи подготовки детей к обучению чтению, письму и совершенствует их речь. Используется учебно-методический комплект: О.Г.Молчанова. До школы шесть месяцев: срочно учимся читать. Альбом упражнений для детей 5-7 лет.М.:Издательство ГНОМ,2022. Т.А.Воробьева. 85 уроков для обучения письму.- СПб.: Издательский Дом «Литера», 2022. – 128с. : ил.-(Серия «Готовимся к школе»). Содержание курса «Буква за буквой» № Основные разделы курса 1. Развитие речи Беседа по картинке: *совершенствование общих речевых навыков; 2. *составление описательного рассказа. Составление рассказа по плану. Правильное употребление слов-названий предметов, признаков действий, объяснение их значений. Обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию. Образование существительных, обозначающих род деятельности, образование сложных слов. Подбор обобщающих слов к группе предметов Диалог, монолог, косвенная речь. Знакомство с буквами. Предложение и слово: *членение речи на предложения; *членение предложений на слова; *членение слова на слоги с использованием графических схем Слог и ударение: *деление слов на слоги; 11 *определение количества слогов в слове. Звуки и буквы: *представление о звуках; *различие на слух и при произношении гласных и согласных звуков; *обводка и штриховка контуров; 3. *знакомство с написанием печатных больших и маленьких букв Художественная литература Сказка: *пересказ сказки; *соотносить содержание текста с изображением на картинке; *отвечать на вопросы; *ставить вопрос к тексту; *придумывать необычный конец. Рассказ: *пересказ небольшого по объёму литературного произведения; *соотносить содержание текста с изображением на картинке; *отвечать на вопросы; *ставить вопрос к тексту; В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм представления материала для математической подготовки детей к школе положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и особенностей математики. Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям, чтобы подвести их к понятию числа, остается одной из важнейших задач. Но столь же важной и значимой является и задача целенаправленного и систематического развития познавательных способностей, которая осуществляется через развитие у детей познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления и, конечно, внимания. В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства чисел натурального ряда и др.), геометрическая (прообразы геометрических фигур в 12 окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.) и содержательно-логическая, построенная в основном на математическом материале двух первых линий и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей. В курсе реализуется основная методическая идея — развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, направляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей этого возраста. Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве основных предлагаются практические методы, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперимент, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. п. Большое внимание уделяется формированию умений общаться с учителем, с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом, пользоваться тетрадью с печатной основой и др. Использование специально отобранного математического содержания и методов работы с ним позволит вывести общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения математики в школе. Используется учебно-методический комплект: О.В.Чистякова. Изучаем математику.-СПб.:Издательский Дом «Литера», 2022160с.:ил.-(Серия «Подготовительный класс»). № 1. 2. Содержание курса математики Основные разделы курса Арифметический Числа от 0 до 10. Счёт предметов. Устная нумерация чисел: названия, последовательность и обозначение чисел от 0 до 10. Сравнение чисел первого десятка. Свойства натурального ряда чисел. Цифры и числа. Решение задач с помощью рисунков. Чтение чисел. Геометрический Сравнение : - по форме; -по размеру; 13 -по расположению на плоскости, в пространстве; -по назначению; 3. -по цвету. Изготовление моделей фигур из бумаги. Содержательно-логический Развитие : -внимания; -памяти; -воображения; -мышления. Диктанты: -зрительные; -слуховые. Выполнение заданий: -выделение существенных признаков; -выявление закономерностей; -проведение анализа; -синтеза; -сравнения. Программа «Окружающий мир» нацелена на развитие детей, формирование у них заинтересованного и бережного отношения к природному окружению. Данный курс представляет собой первый для малышей опыт систематизации и научной коррекции накопленных ими в дошкольном возрасте разнообразных природоведческих представлений. Вместе с тем это и первый опыт последовательного приобщения ребенка к свойственным естественнонаучным дисциплинам методом познания, следуя которым нужно как можно больше увидеть своими глазами, сделать своими руками. Сказанное определяет отбор содержания курса и характер деятельности детей на занятиях. Содержание программы строится как синтез различных составляющих естественнонаучного и экологического знания с включением доступных элементарных сведений из области астрономии, физики, биологии, экологии. При этом создается достаточно целостная первоначальная картина мира, которая становится фундаментом для развертывания соответствующего учебного курса в начальной школе. В основу подготовки малышей к обучению положены непосредственные наблюдения в природе, действия с предметами, осуществляемые в естественной для детей данного возраста занимательной, игровой форме. Эта деятельность дополняется рисованием, 14 раскрашиванием, вырезанием фигур, лепкой и т. д. При этом большое внимание уделяется формированию таких важных умений, как умение выделять свойства предметов (форма, цвет, размеры), находить их общие и отличительные признаки, фиксировать состояние предмета и его смену (явление). Таким образом, осуществляется накопление фактических знаний и опыта познавательной деятельности, необходимое для успешного освоения программы начальной школы. Используется учебно-методический комплекс: Чистякова О.В.Знакомимся с окружающим миром:- СПб.: Издательский Дом «Литера»,2022.- 96с.:ил.-(Серия «Подготовительный класс»). № Содержание курса «Окружающий мир Основные разделы курса Наши друзья – животные Обитатели живого уголка. Домашние животные. Животные нашей местности. Наблюдение за поведением животных. Сравнение животных. Распознавание животных на рисунках и в природе. Растения нашей местности. -выращивание -рисование Декоративные растения. -лепка -аппликация Овощи и фрукты. -лепка -аппликация -рисование Круглый год Наблюдение сезонных изменений в природе. Времена года: -осень -зима -весна 15 -лето Предметный мир -игрушки -транспорт -школьные принадлежности Я и общество. -моя семья -наша страна -я-будущий школьник Содержание курса «Умелые ручки» 1.Вводное занятие (1час)Знакомство с правилами безопасности, с рабочим местом, инструментами и материалами. 2.Работа с бумагой. Оригами (3 часа) 1.Знакомство с оригами - искусством складывания игрушек и предметов окружающего мира из квадратного листа бумаги. «Ёлочка» 2.Оригами «Берёзка и осинка». 3.Коллективное панно «Осень». Составление общей композиции из изготовленных ранее деревьев способом оригами. Правила безопасности при работе с клеем и ножницами. 3 . Работа с бумагой. Аппликация. (8часов) 1.Знакомство с различными способами работы с бумагой. Обрывная аппликация «Цветы». 2.Аппликация (прорезная) «Цветы в вазе». 3.Контурная мозаика «Осеннее дерево». 4.Симметричное вырезание путём сложения в несколько слоёв «Снежинки». 5.Коллективное панно «Танец снежинок». Составление общей композиции, совершенствование работы в группах. Закрепление правил работы с ножницами. 6.Аппликация «Снеговики и ёлки» Использование ранее изученных приёмов работы с бумагой в составлении композиции. 7.Конструирование ёлочных игрушек на основе склеивания одинаковых геометрических фигур. «Шарик» 8.Ёлочные игрушки из полосок бумаги «Фонарик». 4. Работа с пластилином (5 часов). 1.Знакомство с новым пластичным и объёмным материалом – пластилином. Правила техники безопасности «Рисунок на пластилине». 2.Способ скатывания жгутиков. Рисунок жгутиками из пластилина. 3.Лепка предметов из отдельных частей «Домашние животные». 4.Пластилиновая живопись «Скалярия». 5.Коллективная композиция «Снеговики и ёлки». Лепка предметов из отдельных частей. 16 5. Работа с подручными материалами (4 часа). 1.Изготовление поделок из фантиков. Использование различных приёмов складывания «Бабочки». 2. Работа с нитками. Изготовление кисточек. Правила работы с ножницами. 3.Поздравительная открытка к 8 марта. Аппликация из фантиков и ниток на бумаге. 4.Художественное конструирование из природного материала «Лесная полянка». 6.Моделирование из бумаги (6 часов) 1.Аппликация «Птицы прилетели». Изготовление моделей птиц из геометрических фигур. 2.Моделирование на плоскости из геометрических фигур «Клоуны». 3.Моделирование на плоскости из геометрических фигур «Цветы». 4.Знакомство с мозаикой. Изготовление рисунка «Собачки». 5.Геометрическая мозаика. Изготовление рисунка на фоне вазы. 6.Лепка из бумаги «Игрушка-Мишка». 7.Организация выставки (1 час) Календарно-тематическое планирование по курсу № Тема урока урока «Буква за буквой» КолСодержание во часов 1 Вводное занятие. 1 Речевые звуки. Неречевые звуки. Правильная посадка при письме. Выбор ведущей руки. Ориентировка на листе бумаги.( Пр. с.4-6, 2 Речь. Слово. Предложение. 1 Понятия «устная речь», «слово», «предложение». Формирование понятий «слева», «справа», «вверх», «вниз». Обведение по контуру, штриховка по образцу.( Пр. с.8-9) 3 Звуки речи. Гласные , согласные звуки. 1 Понятия: «звуки речи», гласные, согласные звуки.( Чт.с1, Пр.с.10-11 4 Звуки речи. Гласные , 1 Условные 17 Дата план Дата факт согласные звуки. обозначения гласных и согласных. Обведение по контуру. Шриховка. (Чт.с2, Пр.с.12-13) 5 Звуки речи. Гласные , согласные звуки. 1 Условные обозначения гласных и согласных. Обведение по контуру. Шриховка. (Пр.с14-15) 6 Звук [а ], буквы А,Я. 1 Звук [ а], артикуляция звука, выделение звука из слова, буквы А,Я. Развитие мелкой моторики. (Чт.с.3, Пр.с.22-23) 7 Звук [а ], буквы А,Я. 1 Звук [ а], артикуляция звука, выделение звука из слова, буквы А,Я. Развитие мелкой моторики. (Чт.с.3, Пр.с.86-87) 8 Звук [о] . Буквы О,Ё. 1 Звук [о] . артикуляция звука, выделение звука из слова. Буквы О,Ё. Развитие мелкой моторики.( Чт. С.4, Пр. с.34-35) 9 Звук [о]. Буквы О,Ё. 1 Звук [о] . артикуляция звука, выделение звука из слова. Буквы О,Ё. Развитие мелкой моторики.( Чт. С.4, Пр. с 52-53) 10 Звук [ У], Гласные буквы У, Ю 1 Звук [у] . артикуляция звука, выделение звука из слова. Буквы У,Ю.. Развитие мелкой моторики.( Чт. С.5, Пр. с62-63) 11 Звук [ У]. Гласные буквы У, Ю 1 Звук [у] . артикуляция звука, 18 выделение звука из слова. Буквы У,Ю.. Развитие мелкой моторики.( Чт. С.6-7, Пр. с.84-85) 12 Звук [ Э], Гласные буквы Э,Е. 1 Звук [э] . артикуляция звука, выделение звука из слова. Буквы Э, Е Развитие мелкой моторики.( Чт.с.7, Пр.с.82-83 13 Звук [ Э], Гласные буквы Э,Е. 1 Звук [э] . артикуляция звука, выделение звука из слова. Буквы Э, Е Развитие мелкой моторики.( Чт.с.7, Пр.с.32-33) 14 Звук [ Ы], [ И], Гласные буквы ы, И. 1 Звук [ы] . [и] артикуляция звука, выделение звука из слова. Буквы ы,и Развитие мелкой моторики.(Чт.с.8, Пр.78,79) 15 Звук [ Ы], [ И], Гласные буквы ы,И. 1 Звук [ы] . [и] артикуляция звука, выделение звука из слова. Буквы ы,и Развитие мелкой моторики.(Чт.с.9 Пр.40-41) 16 Гласные буквы. Закрепление. 1 Закрепление изученного материала. (Чт.с.10,Пр. 20-21) 17 Твердые и мягкие согласные звуки [ с], [ c’]. Буква С. 1 Артикуляция. Выделение согласного звука из слова. Характеристика звука, сравнение звуков. Буква С. Развитие зрительной памяти и графических навыков. ( Чт.с.1119 12, пр. с.58). 18 Твердые и мягкие согласные звуки [ с], [ c’]. Буква С. Слог-слияние. 1 Артикуляция. Выделение согласного звука из слова. Характеристика звука, сравнение звуков. Буква С. Развитие зрительной памяти и графических навыков. ( Чт.с.1314, Пр.59). 19 Твердые и мягкие согласные звуки [ с], [ c’]. Буква С. Слог-слияние. 1 Артикуляция. Выделение согласного звука из слова. Характеристика звука, сравнение звуков. Буква С. Развитие зрительной памяти и графических навыков. ( Чт.с.15). 20 Твердые и мягкие согласные звуки [ м], [ м’]. Буква М. Деление слов на слоги. 1 Деление слов на слоги. Артикуляция. Выделение согласного звука из слова. Характеристика звука, сравнение звуков. Буква М. Развитие зрительной памяти и графических навыков. ( Чт.с.1617, Пр,48). 21 Твердые и мягкие согласные звуки [ м], [ м’]. Буква М. Деление слов на слоги. 1 Деление слов на слоги. Артикуляция. Выделение согласного звука из слова. Характеристика звука, сравнение звуков. Буква М. Развитие зрительной памяти и графических навыков. ( Чт.с.18, 20 Пр,49. Доп.с.107). 22 Твердые и мягкие согласные звуки [ х], [ х’]. Буква Х. Ударение. 1 Деление слов на слоги. Артикуляция. Выделение согласного звука из слова. Характеристика звука, сравнение звуков. Буква Х. Выделение ударного слога. Развитие зрительной памяти и графических навыков. ( Чт.с.1920, Пр,66-67 Доп.с.116). 23 Твердые и мягкие согласные звуки [ н], [ н’]. Буква Н. Предложение. Прописная буква в начале предложения и в именах людей. 1 Деление на слоги. Артикуляция. Выделение согласного звука из слова. Характеристика звука, сравнение звуков. Буква Н .Употребление прописной буквы в начале предложения. Развитие зрительной памяти и графических навыков.( Чт.21-22), Пр.50-51) 24 Твердые и мягкие согласные звуки [ н], [ н’]. Буква Н. Предложение. 1 Деление на слоги. Артикуляция. Выделение согласного звука из слова. Характеристика звука, сравнение звуков. Буква Н. Развитие зрительной памяти и графических навыков.( Чт..с.2324, Пр..с.108) 25 Твердые и мягкие согласные звуки [ р], [ р’]. Буква Р 1 Деление на слоги. Артикуляция. Выделение 21 согласного звука из слова. Характеристика звука, сравнение звуков. Буква Р. Развитие зрительной памяти и графических навыков.( Чт..с.2526, Пр.56-57, доп.с.111) 26 Твердые и мягкие согласные звуки [ л], [ л’]. Буква Л. Предлоги. 1 Деление на слоги. Артикуляция. Выделение согласного звука из слова. Характеристика звука, сравнение звуков. Буква Л. Употребление слов с предлогами. Развитие зрительной памяти и графических навыков.( Чт..с.2728, Пр.46-47,, доп.с.106) 27 Твердые и мягкие согласные звуки [ з], [ з’]. Буква З. 1 Деление на слоги. Артикуляция. Выделение согласного звука из слова. Характеристика звука, сравнение звуков. Буква З.. Развитие зрительной памяти и графических навыков.( Чт..с.2930, Пр.38-39, доп.с.102) 28. Изученные согласные буквы. ( Закрепление) 1 Упражнения в чтении. Деление слов на слоги. Звуковой анализ слова.(Чт.с.31, п. с.18-19) 29. Твердые и мягкие согласные звуки [ в], [ в’]. 1 Выделение согласного звука из 22 Буква В. слова. Характеристика звука, сравнение звуков. Буква В. Развитие зрительной памяти и графических навыков.( Чт..с.33, Пр.26-27, доп.с.96) 30 Твердые и мягкие согласные звуки [ ф], [ ф’]. Буква Ф 1 Выделение согласного звука из слова. Характеристика звука, сравнение звуков. Буква Ф. Чтение текста, знакомство с профессиями людей. Развитие зрительной памяти и графических навыков.( Чт..с.3435, Пр.64-65, доп.с.115) 31. Твердые и мягкие согласные звуки [ г], [ г’]. Буква Г 1 Выделение согласного звука из слова. Характеристика звука, сравнение звуков. Буква Г. Чтение текста. Название текста. Знаки препинания в конце предложения. Развитие зрительной памяти и графических навыков.( Чт..с.3637, Пр.28-29, доп.с.97) 32 Твердые и мягкие согласные звуки [ к], [ к’]. Буква К. 1 Выделение согласного звука из слова. Характеристика звука, сравнение звуков. Буква К. Чтение текста. Развитие зрительной памяти и 23 графических навыков.( Чт..с.3840, Пр.44-45, доп.с.105) 33. Твердые и мягкие согласные звуки [ б], [ б’]. Буква Б. 1 Выделение согласного звука из слова. Характеристика звука, сравнение звуков. Буква Б. Чтение текста. Развитие зрительной памяти и графических навыков.( Чт..с.4142, Пр.24-25, доп.с.95) 34 Твердые и мягкие согласные звуки [ п], [ п’]. Буква П. Прописная буква в кличках животных. 1 Выделение согласного звука из слова. Характеристика звука, сравнение звуков. Буква П. Употребление прописной буквы в кличках животных. Чтение текста. Пересказ текста. Развитие зрительной памяти и графических навыков.( Чт..с.4445, Пр.54-55, доп.с.110) 35. Твердые и мягкие согласные звуки [ д], [ д’]. Буква Д. 1 Выделение согласного звука из слова. Характеристика звука, сравнение звуков. Буква Д. Чтение текста. Пересказ текста. Развитие зрительной памяти и графических навыков.( Чт..с.4748, Пр.30-31, доп.с.98) 36. Твердые и мягкие 1 Выделение 24 согласные звуки [ т], [ т’]. Буква Т. согласного звука из слова. Характеристика звука, сравнение звуков. Буква Т. Чтение текста. Пересказ текста. Развитие зрительной памяти и графических навыков.( Чт..с.4950, Пр.с.60-61) 37. Твердые и мягкие согласные звуки [ т], [ т’]. Буква Т. 1 Выделение согласного звука из слова. Характеристика звука, сравнение звуков. Буква Т. Чтение текста. Пересказ текста. Развитие зрительной памяти и графических навыков.( Чт.с.51, Пр.с.113) 38 Твердый согласный звуки [ ж]. Буква Ж. Прописная буква в географических названиях. 1 Выделение согласного звука из слова. Характеристика звука. Буква Ж. Прописная буква в географических названиях. Чтение текста. Пересказ текста. Развитие зрительной памяти и графических навыков.( Чт.с.52-53, Пр.с.36-37, доп.101) 39 Твердый согласный звуки [ ш]. Буква Ш. 1 Выделение согласного звука из слова. Характеристика звука. Буква Ш. Чтение текста. Пересказ текста. Развитие зрительной памяти и графических 25 навыков.( Чт.с.54-55, Пр.с.72-73) 40. Твердый согласный звуки [ ш]. Буква Ш. 1 Выделение согласного звука из слова. Характеристика звука. Буква Ш. Чтение текста. Пересказ текста. Развитие зрительной памяти и графических навыков.( Чт.с.56, Пр.с.119) 41. Парные согласные звуки. Закрепление. 1 Упражнения на закрепление изученного материала.(Чт. с.5758) 42. Звуки [ ш], [ ж]. Буквы Ж,Ш. Сочетания жи, ши. 1 Знакомство с правописанием буквосочетаний жиши. Чтение текста. Пересказ текста. Развитие зрительной памяти и графических навыков.( Чт.с.59-60, Пр.с.88-89) 43. Твердый согласный звуки [ ц]. Буква Ц. 1 Выделение согласного звука из слова. Характеристика звука. Буква Ц. Чтение текста. Пересказ текста. Развитие зрительной памяти и графических навыков.( Чт.с.61-62, Пр.с.68-69,доп. 117) 44. Звук [ й]. Буква й. 1 Выделение согласного звука из слова. Характеристика звука. Буква й. Выразительное чтение 26 стихотворения. Развитие зрительной памяти и графических навыков.( Чт.с.63-64, Пр.с.42-43.,доп. 104) 45. Звук [ ч’]. Буква Ч. Сочетания ча-чу. 1 Выделение согласного звука из слова. Характеристика звука. Буква Чч. Выразительное чтение стихотворения наизусть. Развитие зрительной памяти и графических навыков.( Чт.с.65-67, Пр.с.70-71.,доп. 118) 46. Звук [ щ’]. Буква Щ. Сочетания ща-щу. 1 Выделение согласного звука из слова. Характеристика звука. Буква Щщ. Чтение текста. Чтение слов с буквосочетаниями ща-щу. Развитие зрительной памяти и графических навыков.( Чт.с.68-69, Пр.с.74-75.,доп. 120) 46. Буквы Ж,Ш,Ч ,Ц,Щ,Й(закрепление). 1 Чтение слов, текста, деление слова на слоги. Деление текста на предложение, соотнесение слова со схемой. ( Чт.с.70) 47. Гласные буквы Я,Е,Ё,Ю, обозначающие два звука. 1 Определение количества букв и звуков в словах. Чтение слов с йотированными гласными. ( Чт.7172) 48. Буква ь показатель мягкости согласных. 1 Понятие показатель мягкости согласных. 27 Письмо печатной буквы ь. Чтение слов с ь на конце слова. ( Чтс. 73, П.с,80) 49. Буква ь показатель мягкости согласных. 1 Понятие показатель мягкости согласных. Письмо печатной буквы ь. Чтение слов с ь на конце слова., веление слов на слоги. середине слова. ( Чтс. 74, П.с,81) 50. Разделительный Ь. 1 Понятие разделительный Ь.Чтение слов с разделительным ь и с ь показателем мягкости согласных. ( ЧтС.75, П.с.123) 51. Разделительный Ь. 1 Работа с текстом. Звуко-буквенный анализ слов. ( ЧтС.76) 52. Разделительный Ъ. 1 Понятие разделительный ъ.Чтение слогов и слов с разделительным ъ. Письмо буквы.(Чт.с.77, П. с.76-77) 53. Разделительный Ъ. 1 Понятие разделительный ъ. Чтение слов с разделительным ъ. работа с текстом. Письмо буквы.(Чт.с.78, П. с.121) 54. Алфавит. 1 Обобщающий урок. Повторение изученного(Чт.с.7980,пр.с.127) 55 Обобщение знаний 56 Итоговое занятие 28 Календарно-тематическое планирование предмета «Формирование математических представлений» № Тема урока Кол- Содержание урока во часов 1 Ориентирование на листе бумаги. Счет предметов. 1 Понятия: центр листа, правый нижний угол, левый нижний угол и т.д.Прямой и обратный счет от 1 до 10.(с.4-8) 2 Взаимное расположение предметов в пространстве 1 Выражение словами.Местонахождения предмета по отношению к другим предметам.( над, под, на, в , между, слева, справа, вверху, внизу и т. п.)(с.8-11) 3 Вопрос «Сколько…?» 1 Формирование умения количественного счета. Счет прямой, обратный.(с.12-13) 4 Сравнение предметов по величине. 1 Сравнение предметов, различающихся по величине(длине, ширине, высоте).(с.14-16) 5 Взаимное расположение предметов в пространстве. 1 Выражение словами местонахождение предмета по отношению к другим предметам. .( над, под, на, в , между, слева, справа, вверху, внизу и т. п.)(с.16-18) 6 Сравнение групп предметов. 1 Понятие «больше», «меньше», «столько же». Сравнение количества предметов с помощью составления пар.( с.19-21) 7 Взаимное расположение предметов в пространстве 1 Выражение словами местонахождение предмета по отношению к другим предметам (внутри, вне). (с.21-23) 8 Уравнивание количества предметов. Ориентирование на клеточном поле. 1 Уравнивание неравного количества предметов 2 способами(добавить , убрать). Нахождение 29 Дата план Дата факт заданной клетки на клеточном поле.(с. 24-26) 9 Уравнивание количества предметов. Ориентирование на клеточном поле. 1 Уравнивание неравного количества предметов 2 способами(добавить , убрать). Нахождение заданной клетки на клеточном поле.(с. 27-28) 10 Порядковое значение числа. Вопрос «Какой по счету…». Ориентирование на клеточном поле. 1 Название порядковых числительных в пределах десяти. Формирование умения задавать вопрос «Какой по счету..»? и отвечать на него. Поиск заданной клетки на клеточном поле.( вторая сверху, 5 слева и т. д.)( с.29-31) 11 Порядковое значение числа. Вопрос «Какой по счету…». Ориентирование на клеточном поле. 1 Название порядковых числительных в пределах десяти. Формирование умения задавать вопрос «Какой по счету..»? и отвечать на него. Поиск заданной клетки на клеточном поле.( вторая сверху, 5 слева и т. д.)( с.31-33) 12 Понятия « много-один». 1 Порядковое значение числа. Следующее и предыдущее числа. 13 Понятия « много-один». Порядковое значение числа. Следующее и предыдущее числа. 1 Составление предложений со словами «много-один». Названия чисел по порядку в пределах 10( в прямом и обратном порядке). Название следующих и предыдущих при счете чисел в пределах 10 (с.34-38). 14 Число и цифра 1.Соседи числа. 1 Понятия «число1», «цифра1». Письмо цифры Составление предложений со словами «много-один». Названия чисел по порядку в пределах 10( в прямом и обратном порядке). Название следующих и предыдущих при счете чисел в пределах 10 (с.34-38). 30 1. Название соседей числа в пределах 10.(с.39-41) 15 Число и цифра 1.Соседи числа. Ориентирование на клеточном поле. 1 Понятия «число1», «цифра1». Письмо цифры 1. Название соседей числа в пределах 10. Ориентирование на клеточном поле. Название действий, которые необходимо выполнить последовательно ( 5 клеток вниз, 3 клетки вправо и т. д. (с. 42-43). 16 Число и цифра 2.Состав числа 2. 1 Соотношение числа и предмета с цифрой 2. Письмо цифры 2. Состав числа 2.( с. 44-45) 17 Число и цифра 2.Состав числа 2. Отрезок. 1 Соотношение числа и предмета с цифрой 2. Письмо цифры 2. Состав числа 2. Понятие отрезок.( с.47-48) 18 Числа 1, 2.Знаки +, -,=. Сложение и вычитание. 1 Название математических знаков и действий. Письмо знаков +,-,=. Чтение примеров разными способами.(с.49-51). 19 Числа 1, 2.Знаки +, -,=. Сложение и вычитание. 1 Название математических знаков и действий. Письмо знаков +,-,=. Чтение примеров разными способами.(с52-53). 20 Число и цифра3. Состав числа3. 1 Соотношение числа предметов с цифрой3. Письмо цифры 3.Состав числа 3,( с.54-56) 21 Число и цифра3. Треугольник. 1 Соотношение числа предметов с цифрой3. Письмо цифры 3.Состав числа 3. Понятие треугольник.( с.57-58). 22 Числа 1,2,3. Знаки «больше», «меньше», «равно». 1 Сравнение двух чисел с помощью знаков «больше», «меньше». Различие знаков «больше», «меньше»( с.5961). 31 23 Числа 1,2,3. Знаки «больше», «меньше», «равно». 1 Сравнение двух чисел с помощью знаков «больше», «меньше». Различие знаков «больше», «меньше»( с6263). 24 Число и цифра 4. Состав числа 4. 1 Соотношение числа предметов с цифрой 4. Письмо цифры 4. Состав числа 4. (с.64-66). 25 Число и цифра 4. Состав числа 4. Квадрат. 1 Соотношение числа предметов с цифрой 4. Письмо цифры 4. Состав числа 4. Понятие квадрат.(с.67-68). 26 Числа 1,2,3,4. Решение примеров с помощью знания состава числа. 1 Решение примеров пользуясь знаниями о составе числа.(с.69-71). 27. Числа 1,2,3,4. Решение примеров с помощью знания состава числа. Прямоугольник. 1 Решение примеров пользуясь знаниями о составе числа. Понятие прямоугольник. Квадрат – частный случай прямоугольника(с.72-73) 28. Число и цифра 5.Состав числа 5. 1 Соотношение числа предметов с цифрой 5. Письмо цифры 5. Сравнение чисел.( с.74-76) 29 Число и цифра 5.Состав числа 5. Графический диктант. 1 Соотношение числа предметов с цифрой 5. Письмо цифры 5. Сравнение чисел. Выполнение графического диктанта.( с.77-78) 30. Числа 1,2,3,4,5. Связь сложения и вычитания. 1 Применение связи сложения и вычитания при решении примеров. Действия сложения и вычитания взаимообратны.(т с.79-80) 31. Числа 1,2,3,4,5. Связь сложения и вычитания. 1 Применение связи сложения и вычитания при решении примеров. Действия сложения и вычитания взаимообратны.( с,81-83) 32. Задача. 1 . Различие задачи и текста. 32 Выделение в задаче составных частей. ( с8486) 33. Задача. 1 . Различие задачи и текста. Выделение в задаче составных частей. ( с8788) 34. Число и цифра 6. Состав числа 6. 1 Соотношение числа и цифры 6. Письмо цифры 6. Состав числа 6. ( с. 89-91) 35. Число и цифра 6. Состав числа 6. Решение задач на нахождение суммы. 1 Соотношение числа и цифры 6. Письмо цифры 6. Состав числа 6. . Решение задач на нахождение суммы. ( с.92-93) 36. Числа 1,2,3,4,5,6. Решение примеров и задач на нахождение суммы. 1 Решение примеров на основе знания состава числа. Составление и решение задач на нахождение суммы по рисунку и краткой записи.(с.94-98). 37. Число и цифра 7. Состав числа 7. 1 Соотношение числа и цифры 7. Письмо цифры 7.Состав числа 7.(с.99101). 38. Число и цифра 7. Состав числа 7. Решение задач на нахождение остатка. 1 Соотношение числа и цифры 7. Письмо цифры 7.Состав числа 7. Решение задач на нахождение остатка действием вычитания.(с 102-103). 39. Числа 1,2,3,4,5,6,7. Решение примеров с помощью числовой линейки. 1 Решение примеров с помощью числовой линейки. ( с.104-106). 40 Решение примеров. Решение задач на нахождение остатка. 1 Решение примеров с помощью числовой линейки. Составление и решение задач на нахождение остатка по рисунку и краткой записи. ( с.106-108). 41. Число и цифра 8. Состав числа 8. Числа 1-20. 1 Соотношение числа и цифры8. Письмо цифры 8. Прямой и обратный счет от 1 до 20. ( с.109-114). 33 42. Решение задач увеличение числа несколько единиц. 43. Число и цифра 9. Состав числа 9. 44. Решение задач уменьшение числа несколько единиц. на на 1 Решение задач на увеличение числа на несколько единиц. Названия следующих и предыдущих чисел в пределах 20.( с. 115-120). 1 Соотношение числа и цифры 9. Письмо цифры 9. Состав числа 9 ( С. 121123). на на 1 Решение задач на уменьшение числа на несколько единиц (с. 125127). 45. Числа от 1-9.Решение задач на уменьшение и увеличение на несколько единиц. 1 Решение примеров на основе состава чисел. Составление решения задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц( с. 128132). 46. Число и цифра 0. Решение примеров с 0. 1 Соотношение числа и цифры 0. Письмо цифры 0. Результат сложения и вычитания чисел и 0( с.133-135). 47. Число и цифра 0. Решение примеров с 0. 1 Соотношение числа и цифры 0. Письмо цифры 0. Результат сложения и вычитания чисел и 0( с.136-137). 48. Число 10. Запись числа 10. Состав числа 10. 1 Сравнение чисел. Письмо числа 10( с.138-140). 49. Число 10. Запись числа 10. Состав числа 10. 1 Сравнение чисел. Письмо числа 10( с.141-142). 50. Образование чисел 11-20. 1 Названия чисел второго десятка. Сравнение и письмо чисел. Понятие двузначных чисел (с. 143145). 51. Числа 11-20.Длина отрезка. 1 Названия чисел второго десятка. Сравнение и письмо чисел. Понятие двузначных чисел. Измерение длины отрезка с помощью линейки. Сантиметр.(с145-147). 34 52. Числа 11-20. 1 Представление чисел второго десятка двумя числами, одно из которых 10. Решение примеров типа 10+1=11, 12-10=2.( с.148-150). 53. Числа 11-20. 1 Представление чисел второго десятка двумя числами, одно из которых 10. Решение примеров типа 10+1=11, 12-10=2.( с.150-151). 54. Повторение. Итоговое занятие. 1 Выполнение заданий на закрепление изученного материала ( с.152-156). 55 56 Итого: 56ч Календарно-тематическое планирование предмета № урока Тема урока «Окружающий мир» КолСодержание во часов 1 Вводное занятие 1 Знакомство с понятием окружающий мир. Беседа, выполнение заданий позволяющих определить уровень общего развития дошкольников. 2 Времена года. Осень. 1 Знакомство с понятием «времена года», «осенние месяцы»(с.45) 3 Осень. Осенние изменения в природе. 1 Осенние изменения в природе. Чтение стихов про осень. (с.56) 4 Природа живая и неживая. 1 Знакомство с понятиями «живая и неживая природа», Отличительные черты 35 Дата Дата план факт объектов живой природы.(с.7-8) 5 Рукотворный мир. 1 Знакомство с объектами живой и неживой природы. Понятие «Рукотворный мир».(с.8-9) 6 Растительный мир. Деревья, кустарники, травы. 1 Понятие «растительный мир». Сравнительный анализ деревьев, кустарников, трав.(с.10-12) 7 Растительный мир. Деревья, кустарники, травы. 8 Животный мир. 1 Понятие «животный мир». Анализ отличительных особенностей животных.(с.13-15) 9 Животные и их детеныши. 1 Названия животных и их детенышей. Разгадывание загадок. (с.13-15) 10 Предметный мир. Игрушки. 1 Назначение игрушек. Сравнительный анализ игрушек по цвету, форме, размеру, размеру, материалу. Безопасность игрушек.(с.16-18) 11 Игрушки. 1 Составление рассказа о любимой игрушке.(с.16-18) 12 Растительный мир. Хвойные деревья. Деревья осенью. 1 Знакомство с понятием «хвоя», сравнительный анализ хвойных и лиственных деревьев.(с.19-21) 13 Растительный мир. Лиственные деревья. Деревья осенью. 1 Названия лиственных деревьев. .(с.19-21) 14 Грибы. Съедобные и несъедобные. 1 Названия грибов, анализ грибов по возможности Сравнительный анализ деревьев, кустарников, трав. Названия деревьев, кустарников, трав.(с.10-12) 1 36 употребления грибов в пищу, правила сбора грибов.(с.22-24) 15 Животный мир. Домашние животные. 1 Названия домашних животных. Сравнительный анализ диких и домашних животных.(с.25-26) 16 Животный мир. Дикие животные 1 Названия диких животных. Сравнительный анализ диких и домашних животных. (с.25-26) 17 Животный мир. Птицы. 1 Отличительные признаки птиц. Понятие зимующие, перелетные птицы.(с.27-29) 18 Животный мир. Птицы дикие и домашние. 1 Названия диких и домашних птиц. Сравнительный анализ диких и домашних птиц.(с.27-29) 19 Растительный мир. Овощи и фрукты. 1 Растительный мир: овощи и фрукты, значение овощей и фруктов для человека.(с.30-32) 20 Времена года. Зима. 1 Зимние изменения в природе. Зимние месяцы.(с.33-34) 21 Неживая природа. 22 Я и общество. Наша страна. 1 Название нашей страны, её столицы. Символы России.(с.3840). 23 Наша республика. 1 Символы Башкортостана. Домашний адрес. Составление рассказа о стране по плану.(с.3940) Отличительные особенности объектов неживой природы. Использование богатств природы человеком.(с.35-37) 1 37 24 Учимся фантазировать. 1 Понятие «фантазия».(с.41--42) 25 Времена и месяцы года. 1 Понятие «время», различие понятий «времена года» и «месяцы года». (с.4344) 26 Дни недели. Части суток. 1 Названия дней недели, частей суток. Понятия: вчера, сегодня, завтра.(с.45-46) 27 Я и общество. Моя семья. 1 Отличительные признаки семьи. Составление рассказа о семье по плану.(с.4749) 28 Я и общество. Моя семья. 1 Отличительные признаки семьи. Составление рассказа о семье по плану.( с.4749) 29 Предметный мир. Школьные принадлежности. 1 Назначение школьных принадлежностей. Сравнение и выбор школьных принадлежностей.(с.5052) 30 Животный мир. Рыбы. 1 Отличительные особенности рыб. Части тела рыбы.(с.5354) 31 Рыбы. 1 Классификация рыб: морские, речные, озерные. Рисуем рыбу.(с.54-55) 32 Я и общество. Профессии 1 Представление о профессиях.(с.56-58) 33 Профессии. 1 Значение профессий. Профессии родителей, твоя будущая профессия. (с.58) 34 Учимся составлять рассказ по серии сюжетных картинок. 1 Составление рассказа по плану и опорным словам.(с.59-61) 35 Учимся составлять рассказ по картинке, составленной из 1 Складывание картинки из пазлов, составление 38 пазлов. рассказа полученному изображению. по 36 Время. Единицы времени 1 Единицы времени(с.6263) 37 Определение времени по часам. 1 Назначение и устройство часов, определение времени по часам.(с.63-64) 38 Определение времени по часам. 1 Упражнение определении по часам. 39 Времена года. Весна. 1 Весенние месяцы, составление рассказа по картинке. (с.65-67) 40 Весна. Приметы весны. 1 Весенние изменения в природе, составление рассказа по картинке по теме «Весна» (с.6567) 41 Растительный мир. Садовые цветы. 1 Названия садовых цветов, значение цветов для человека.(с.68-70) 42 Растительный мир. Луговые цветы. 1 Названия луговых цветов, Классификация цветов. Игра-лото «Цветы».(с.68-70) 43 Животный мир. Насекомые. 1 Отличительные особенности насекомых, названия насекомых.(с.71-73) 44 Животный мир. Насекомые. 1 Названия насекомых, составление рассказа о насекомом по плану. Узнавание насекомых по рисунку. (с.71-73) 45 Растительный мир. Ягоды. 1 Отличительные признаки ягод, значение ягод для человека. (с.74-76) 46 Ягоды: лесные и садовые. 1 Ягоды лесные, садовые. Классификация ягод, названия ягод, узнавание ягод по 39 в времени рисункам.(с.74-76) 47 Предметный мир. Транспорт. Наземный и подземный виды транспорта. 1 Виды транспорта, назначение транспорта, сравнение , группировка, классификация.(с.7779) 48 Предметный мир. Транспорт. Водный и воздушный виды транспорта. 1 Виды транспорта, назначение транспорта, сравнение, группировка, классификация.(с.7779). 49 Учимся рассказывать сказки. 1 Отличительные особенности сказок, классификация сказок: авторские, народные. Пересказ известных сказок.(с.80-82) 50 Учимся рассказывать сказки. 1 Классификация сказок по жанрам, составление своей сказки по рисункам, иллюстрирование сказок.(с.80-82) 51 Времена года. Лето. 1 Изменения в природе летом, названия летних месяцев.(с.83-85) 52 Приметы лета. 1 Приметы лета, изменения в природе летом, составление рассказа по картинке на тему «Лето».(с.8385) 53 Я и общество. Я – будущий школьник. 1 Значение учебы в жизни человека, качество характера необходимые для успешной учебы в школе. Составление рассказа о себе по плану.С.86-87) 54 Итоговое занятие. Проверь себя. 1 Повторение основных понятий курса.(С.8991) Итого 54 часа 40 Календарно-тематическое планирование курса «Умелые ручки» № Дата по плану 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. Дата факт. Тема занятия Примечание Вводное занятие. ТБ Знакомство с оригами.«Ёлочка» Оригами «Берёзка и осинка». Коллективное панно «Осень». Обрывная аппликация «Цветы». Аппликация (прорезная) «Цветы в вазе». Контурная мозаика «Осеннее дерево». Симметричное вырезание путём сложения в несколько слоёв «Снежинки». Коллективное панно «Танец снежинок». Аппликация «Снеговики и ёлки» Использование ранее изученных приёмов работы с бумагой в составлении композиции. Конструирование ёлочных игрушек на основе склеивания одинаковых геометрических фигур. «Шарик» Ёлочные игрушки из полосок бумаги «Фонарик». 1.Знакомство с новым пластичным и объёмным материалом – пластилином. Правила техники безопасности «Рисунок на пластилине». Способ скатывания жгутиков. Рисунок жгутиками из пластилина. Лепка предметов из отдельных частей «Домашние животные». Пластилиновая живопись «Скалярия». 5.Коллективная композиция «Снеговики и ёлки». Изготовление поделок из фантиков. Использование различных приёмов складывания «Бабочки». Работа с нитками. Изготовление кисточек. Правила работы с ножницами. Поздравительная открытка к 8 марта. 41 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. Аппликация из фантиков и ниток на бумаге. Художественное конструирование из природного материала «Лесная полянка». Аппликация «Птицы прилетели». Изготовление моделей птиц из геометрических фигур. Моделирование на плоскости из геометрических фигур «Клоуны». Моделирование на плоскости из геометрических фигур «Цветы». Знакомство с мозаикой. Изготовление рисунка «Собачки». Геометрическая мозаика. Изготовление рисунка на фоне вазы. Лепка из бумаги «Игрушка-Мишка». Организация выставки 42 ЛИТЕРАТУРА: 1. Федосова Н. А. Дошкольное обучение. Подготовка к школе. Серия «Преемственность». Просвещение. 2. Федосова Н.А. Развитие речи. Тетрадь на печатной основе с комплексом упражнений по развитию речи и фонематического слуха. Владос. 3. Колесникова Е. В. Математика для детей 6-7 лет. Методическое пособие. Творческий дом, 4. Казинцева Е.А., Померанцева И.В.Конспекты занятий в подготовительной группе. Формирование математических представлений. Учитель. 5. Федосова Н.А. От слова к букве. Учебное пособие для подготовки детей к школе в 2-х частях. Просвещение. 6. Волкова С. И. Математические ступеньки. Учебное пособие для подготовки детей к школе. Просвещение. 7. Плешаков А.А. Зелёная тропинка. Учебное пособие для подготовки детей к школе. Просвещение. 8. 1.С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина др. Школа для дошколят. Развиваем память. ООО изд. РОСМЕН – ПРЕСС. 9. 2. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература». 10. 3. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература». 11. 4. С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература». 12. 5. Т.Н. Проснякова Творческая мастерская – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература». 13. 6. Г.И. Долженко. 100 поделок из бумаги - Ярославль: Академия развития. 14. 7. Сайт Страна Мастеров http://stranamasterov.ru 15. 8. Сайт Всё для детей http://allforchildren.ru 43