13.06.2024
Пояснения к демонстрационному варианту
Назначение демонстрационного варианта заключается в том, чтобы дать
возможность любому ученику,
поступающему в 10 класс, и широкой общественности составить представление
о структуре будущих КИМ, количестве заданий, их форме.
Эти сведения позволят девятиклассникам выработать стратегию подготовки
и сдачи аттестации по русскому языку
в соответствии с целями, которые
они ставят перед собой.
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 1,5 часа (90 минут).
Советуем выполнять задания
в том порядке, в котором
они даны. Для экономии времени
пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к
следующему. Если после выполнения
всей работы у вас останется время, вы можете вернуться к пропущенным заданиям.
Правильный ответ в зависимости от сложности каждого
задания оценивается одним или несколькими баллами. Баллы, полученные
вами за все выполненные задания, суммируются.
Постарайтесь выполнить как можно
больше заданий и набрать как можно больше
баллов.
Желаем успеха!
1
Демоверсия
вступительного экзамена по русскому
языку
1.Самостоятельно
подберите сочинительный противительный союз, который должен стоять на месте
пропуска в последнем предложении текста. Запишите этот союз.
Во время битвы
за Сталинград каждый жилой дом становился оборонительной крепостью, из которой
вели боевые действия.
Двадцать седьмого
сентября сорок второго года группа разведки, состоящая из
четырёх человек, во главе с Я. Ф. Павловым, выбив из жилого четырехэтажного
дома немцев, стала держать в нем оборону. Проникнув в здание, группа обнаружила
там мирных жителей, которые всеми силами пытались удерживать
дом около двух суток. Продолжалась оборона немногочисленным отрядом три дня,
потом подоспело подкрепление. Теперь их стало двадцать четыре. Совместными
усилиями солдаты укрепили оборону всего здания. Саперы заминировали все подходы к
постройке. Была прорыта траншея, через которую велись переговоры с
командованием, и доставлялось продовольствие с боеприпасами.
Дом Павлова в
Сталинграде продержал оборону почти два месяца. Все два месяца немцы усиленно
атаковали здание. Они совершали по несколько контратак за день и даже несколько
раз прорывались на первый этаж. Наши бойцы отважно держали оборону, поэтому
захватить дом целиком противнику так и не удалось.
Для тех, кто
незнаком с историей Великой Отечественной войны, стандартный четырехэтажный
жилой дом, стоящий в центре города Волгограда по улице Советской, покажется
ничем не примечательным строением. […] именно он стал символом
несгибаемости и беспримерного мужества солдат и офицеров Красной Армии в
тяжелые годы гитлеровского нашествия.
2.В тексте выделено
пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного
слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) ВРЕМЯ. То
же, что досуг. Нет времени для прогулок.
2) ДЕЙСТВИЕ. Война,
операции действующей армии. Театр военных действий.
3) ГРУППА. Совокупность
людей, объединённых общими интересами, видами деятельности и т. д. Волонтёрская
группа.
4) СИЛА. Могущество,
власть, авторитет. Сила государства. Сила коллектива. Новая группа стала
приобретать в уезде силу и значение.
5) ПОДХОД. Совокупность
приёмов, способов (в воздействии на кого-что-нибудь, в изучении чего-нибудь, в
ведении дела). Правильный подход к делу. К человеку надо уметь найти подход.
3.Укажите варианты
ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера
этих ответов.
1) Синтаксис
текста представлен активным использованием обособленных членов предложения
(причастных и деепричастных оборотов), сложных предложений с разными видами
связи между частями. Наряду с этим довольно широко используются простые
неосложнённые предложения, придающие динамику повествованию.
2) Морфологическим
признаком текста является частое употребление кратких страдательных причастий.
3) Для текста
характерна функция воздействия на читателя через яркий художественный образ.
4) Задача автора
текста — рассказать о подвиге защитников дома Павлова в Сталинграде.
5) Текст
относится к функционально-смысловому типу речи «повествование», в нем
передается фактологическая информация.
4.Укажите варианты
ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный
гласный звук. Запишите номера ответов.
1) гнАла
2) грАжданство
3) лЕкторов
4) сОгнутый
5) зАсветло
5.В одном из
приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте
лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное
слово.
БЛАГОДАРСТВЕННОЕ
письмо было вручено родителям на общешкольном собрании.
ГОДИЧНЫЙ отчёт был
практически готов.
От встречи у меня
сложилось ДВОЙСТВЕННОЕ ощущение: мысленно я принимал и одну, и другую сторону.
С такой ГОРДЫНЕЙ
тебе бы царствовать, милочка!
На мой взгляд, это
был полнейший ДИКТАТ; но, кажется, кроме меня, так никто более не считал.
6.Отредактируйте
предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово.
Выпишите это слово.
Только грузный
старик, насупясь, курил трубку, сидя на низкой лавочке, да какая-то женщина
виднелась вдали — всё, никого больше в этот будний день в поле внимания не
было.
7.В одном из выделенных
ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и
запишите слово правильно.
несколько ЯБЛОК
лежит на ШКАФЕ
до тысяча
восемьсот ДВЕНАДЦАТОГО года
БОГАТЕЙШИЙ выбор
пять КОЧЕРЁГ
8.Установите
соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они
допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из
второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ
ОШИБКИ
А) ошибка в
построении предложения с однородными членами
Б) нарушение
связи между подлежащим и сказуемым
В) неправильное
построение предложения с косвенной речью
Г) нарушение
видо-временной соотнесённости глагольных форм
Д) ошибка в
употреблении имени числительного
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) «Лесть и
трусость — самые дурные пороки», — громко промолвила Ася.
2) Двое крайних
окон на первом этаже закрыты изнутри газетными листами.
3) На платформе
прохаживались жандарм и две молоденькие, чему-то смеявшиеся девушки.
4) Клара
спросила, что нельзя ли молока у вас купить?
5) Он
проталкивался к двери и кашляет от морозного воздуха.
6) Виснет туман
над озябшим полем, да первая звезда одичало смотрит на меня с вечернего неба.
7) Те, кто служит
делу просвещения, снаряжает молодых в долгий путь по жизни, развивает их ум и
способности, благословляет на творческий поиск.
8) Существует
множество приёмов невербального общения, которыми можно эффективно
воспользоваться.
9) Болельщики
«Зенита» любили и гордились своей командой, не один раз выигрывавшей сложнейшие
матчи.
Запишите в ответ
цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A |
Б |
В |
Г |
Д |
|
|
|
|
|
9.Укажите варианты
ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква.
Запишите номера ответов.
1) вызв..лить,
вым..кнуть, вып..лоть
2) г..ена,
г..гиена, г..потеза
3) дез..ртир,
дет..ктив, дел..гация
4) р..стовая
(кукла), оп..здать, (салфеткой) пром..кнуть
5) щ..лкнуть,
*трущ..ба, тяж..лый
*труднопроходимое
место (напр., лесные трущ..бы)
10.Укажите варианты
ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена дна и та же буква.
Запишите номера ответов.
1) пр..шелец,
(молодой) пр..емник, пр..дирчивый
2) ра..двоение,
во..двигнуть, и..подтишка
3) супер..нтересный,
сверх..мпульсивный, вз..мать
4) пр..гульщик,
с..жаление, от..двинуть
5) п..янящий (аромат),
кур..ёз, меж..ярусный
11.Укажите варианты
ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква.
Запишите номера ответов.
1) посме..ваться,
замш..вый
2) завид..вать,
испыт..вать
3) ветр..ный
(день), фланел..вая (рубашка)
4) застр..вать,
имень..це
5) расслед..вать,
(сделать) занов..
12.Укажите варианты
ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква.
Запишите номера ответов.
1) (они)
дополн..т, (они) зате..т
2) (вы)
вытерп..те, незыбл..мый
3) посе..нный,
завис..щий
4) бор..мся,
биоразлага..мый
5) колебл..щий,
разве..вший
13.Укажите варианты
ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера
ответов.
1) Уже (НЕ)РАССЧИТЫВАЯ даже
на ничью, шахматист передвинул коня.
2) Из-за травмы
спортсмен, любимец болельщиков, (НЕ)ДОБЕЖАЛ до финиша: сошёл с дистанции на
первом круге.
3) (НЕ)ВНЯТНЫЙ
ответ сына вызвал подозрение, и отец вынужден был задать ещё несколько
вопросов.
4) Оршанский
(НЕ)ДОЕДАЛ, одевался весьма скромно, а все деньги за частную практику
отправлял семье.
5) Я имел в виду
(НЕ)КОНКРЕТНО вас, а вообще всех людей.
14.Укажите варианты
ответов, в которых все выделенные слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера
ответов.
1) Он нарочито
выставлял свои достижения (НА)ПОКАЗ, ЧТО(БЫ) произвести впечатление на
окружающих.
2) ЧТО(БЫ) там ни
писала жёлтая пресса, (НА)ПОКАЗ мод в торговом центре пришло немало модниц и
модников.
3) И(ТАК), факт
(НА)ЛИЦО: мы видим явное улучшение качества работы после внедрения новой системы
управления.
4) (НА)ЛИЦО
падали крохотные капельки дождя, (И)ТАК его радовали и этот дождь, и это
прохладное утро после недели нестерпимой жары.
5) (НА)КОНЕЦ
птенцы угомонились, и их мама, усевшись (НА)КОНЕЦ ветки, стала чистить пёрышки.
15.Укажите цифру(-ы),
на месте которых пишется НН.
При посещении
охотничьего замка туристам понравились стари(1)ые гобелены в центральном зале,
а также великолепные изыска(2)ые портреты в золочё(3)ых рамах, на которых
изображе(4)ы были прежние владельцы.
16.Расставьте
знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно
поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих
предложений.
1) Учитель наш
слыл радикалом и бранил за легкомыслие не только Пифагора но даже Лейбница и
Ньютона.
2) Семён Иванович
брал по порциям или одни щи с пирогом или одну говядину.
3) Трактирщик то
помогал некоторым то отбегал в сторону и всё командовал критиковал.
4) В комнате Риты
окна были открыты настежь и пахло яблоками.
5) Мать положила
в мешок хлеба и соли и сахара.
17.Расставьте все
знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в
предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Создателями
произведений, как правило, анонимных, в Древней Руси выступали (1) искренне
заботившиеся о судьбах своей родины (2) люди (3) мыслившие (4) во вселенских
масштабах.
18.Расставьте все
недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте
которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Петербургские
гвардейцы (1) казалось бы (2) занимались исключительно организацией и
проведением «дворцовых переворотов» (3) однако (4) они не были слепым орудием
тех или иных группировок: выбор, который делала гвардия, почти всегда вёл
страну вперёд.
19.Расставьте все
знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в
предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Идея единого
европейского пространства (1) поклонником (2) которой (3) был первый директор
Царскосельского лицея Малиновский (4) обрела множество сторонников.
19.Расставьте все
знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в
предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Длинный ряд этот
показался особенно труден Левину (1) но зато (2) когда ряд был дойдён до конца
(3) а Тит медленными шагами начал заходить по следам (4) Левин точно так же
пошёл по своему прокосу.
21.Найдите
предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и
тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Южный Урал —
этот самобытный край — называют голубым ожерельем России, так как ни один
регион страны не может сравниться с Уралом по количеству озёр: их здесь более
трёх тысяч. (2)Одно из самых живописных высокогорных озёр Урала — Зюраткуль,
оно находится на высоте более 700 метров над уровнем моря. (3)Словно в
колыбель, уложила озеро природа среди пяти высоких хребтов. (4)Красота озера с
древних времён манила к себе человека: здесь, на берегу и окружающих его
хребтах, были стоянки первобытных людей. (5)Увильды — самое крупное озеро
Южного Урала. (6)По мнению учёных, озеро имеет тектоническое происхождение: оно
образовалось много миллионов лет назад в разломе земной коры. (7)Наличие
многочисленных островов: Берёзового, Ольхового, Букового, Вязового, Елового —
является одной из его особенностей.
22.Какие из
высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
Цифры укажите в
порядке возрастания.
1) Многие при
изучении наук преследуют только одни материальные выгоды.
2) Если человек
достиг известного положения в обществе, он может не учиться.
3) Часто
встречаются люди, не получившие своевременно образование.
4) Обучение и
получение образования можно сравнить с трудом крестьянина по выращиванию
урожая.
5) Чтобы
приобрести убеждения, которые бы образовали в нас личность, необязательно
изучать науки.
(1)Оставляя пока в
стороне все материальные выгоды, которые мы получаем от науки, обратим внимание
на ту её сторону, которая доставляет нам внутреннее удовлетворение и служит
главной причиной нашего духовного развития. (2)Цель изучения наук и переработки
тех сведений, которые они доставляют, есть формирование в нас личности, именно
личности, то есть совокупности таких идей и убеждений, которые бы составили
собой неотъемлемую принадлежность нашего «я». (3)Каждый человек представляет
собой независимое и обособленное целое. (4)Быть цельным, быть самостоятельной
единицей, то есть иметь своё действительно своим, — идеал образованного
человека. (5)Но приобрести убеждения, которые бы образовали в нас личность,
можно лишь путём долгого и упорного изучения наук. (6)Имея свои убеждения, мы
становимся в определённое отношение к окружающим людям, к обществу, к
государству, и это уже должно доставить нам большое удовлетворение. (7)Да,
кроме того, одно чистое знание без всякого употребления его на выработку
миросозерцания уже служит для человека источником высоких наслаждений.
(8)Но наука
приносит «сладкие плоды» даже таким людям, которые по своей близорукости не
ждут от неё духовного удовлетворения. (9)Многие при изучении наук преследуют
только одни материальные выгоды, и в их осознании достижение известного
«образования» всегда соединяется с получением материальных преимуществ. (10)В
этом случае «плоды учения» ещё более очевидны. (11)Если человек достиг
известного положения в обществе, если он обеспечил себе безбедное
существование, то «сладкий плод» учения становится для него прямой реальной
действительностью. (12)Но можно нередко встретить таких людей, которые, по
своей ли вине или просто из-за дурных условий существования, не получив в
молодости достаточного образования, вступили в жизнь без всяких познаний и
подготовки для деятельности в качестве полезного члена общества. (13)Эти люди,
если они не испытали всех трудностей первых лет учения по своей лености, всегда
упрекают самих себя и начинают «учиться» уже в зрелых годах. (14)Пока не
сделаются образованными, они не могут рассчитывать на те выгоды и ту пользу,
которую другие люди получают после многих лет труда и лишений' ради
образования.
(15)Вместе с теми,
кому мешали раньше учиться внешние обстоятельства, они, начиная заниматься, с
удовольствием переносят все трудности учения и думают вместе с поэтом, который,
«погубив много жизни на разные забавы», с сожалением говорил:
(16)Грустно
думать, что напрасно
Была нам молодость
дана!
(17)Выгоду
образования можно сравнить с урожаем на земле крестьянина. (18)Ранней весной он
начинает свои полевые работы и трудится всё лето, несмотря на страшно
изнуряющую жару, в поле, где нет ни одного дерева, которое бы могло скрыть его
под свою тень. (19)Но честно потрудившегося крестьянина ожидает удовольствие
отдыха и полного материального достатка на круглый год.
(По А. Ф. Лосеву)
23.Какие из
перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
Цифры укажите в
порядке возрастания.
1) В предложениях
1—3 представлено рассуждение.
2) Предложение 5 подтверждает
суждение, высказанное в 4 предложении.
3) В предложениях
9—10 содержится обоснование высказанного в предложении 8 суждения.
4) Предложение 18
содержит описательный фрагмент.
5) Преобладающий
тип речи—описание.
24.Из предложений
9-11 выпишите синонимы.
25.Среди предложений
12—15 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью
лексического повтора. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
26.Прочитайте
фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые
термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков
цифры, соответствующие номеру термина из списка.
Убедительность и
эмоциональность речи учёного-философа А. Ф. Лосева придают тропы, например,
(А)_____ ("«сладкий плод» учения" в предложении 11), действие
которых усиливает такой приём, как (Б)_____ («формирование в нас личности,
именно личности» в предложении 2), и экспрессивные синтаксические конструкции,
в частности (В)_____ («в отношении к людям, обществу, государству» в
предложении 6), а также (Г)_____ («погубив много жизни на разные забавы» в
предложении 15, предложение 16)».
Список терминов:
1) метафора
2) диалектизмы
3) лексический
повтор
5) литота
6) парцелляция
7) просторечное
слово
8) цитирование
9) риторическое
обращение
Запишите в ответ
цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А |
Б |
В |
Г |
|
|
|
|
Проходной балл в
10 класс- от 75 % правильных
ответов и выше.
Оценивание
За каждый правильный ответ в заданиях 1-7, 9-25 -1 балл
За все правильные ответы в
задании 8- 5 баллов. За 4 правильных
ответа- 4 балла. За 3 правильных ответа – 3 балла. За 2 правильных ответа- 2
балла. За 1 правильный ответ- 1 балл
За все правильные ответы в задании 26 – 2
балла. За 3 правильных ответов – 1 балл.
Кодификатор проверяемых элементов содержания составлен
на базе обязательного минимума содержания среднего (полного) и основного общего образования и поэтому построен
на принципах обобщения
и систематизации учебного материала.
Код раз- дела |
Элементы содержания, проверяемые заданиями |
1 |
Лексика и фразеология |
|
Лексическое значение слова |
Синонимы. Антонимы. Омонимы |
|
Фразеологические обороты |
|
Группы слов по происхождению и употреблению |
|
Лексический анализ |
|
2 |
Морфемика и словообразование |
|
Значимые части слова
(морфемы) |
Морфемный анализ слова |
|
Основные способы словообразования |
|
Словообразовательный анализ
слова |
|
3 |
Грамматика. Морфология |
|
Самостоятельные части речи |
Служебные части
речи |
|
Морфологический анализ слова |
|
4 |
Грамматика. Синтаксис |
|
Словосочетание |
Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены
предложения |
|
Второстепенные члены предложения |
|
Двусоставные и односоставные предложения |
|
Распространённые и нераспространённые предложения |
|
Полные и неполные предложения |
|
Осложнённое простое предложение |
|
Сложное предложение |
|
Сложные бессоюзные предложения. Смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения |
|
Сложные предложения с разными видами
связи между частями |
|
Способы передачи чужой
речи |
|
Синтаксический анализ простого предложения |
|
Синтаксический анализ сложного предложения |
|
Синтаксический анализ (обобщение) |
|
5 |
Орфография |
|
Орфограмма |
Употребление гласных букв И/Ы, А/Я, У/Ю после
шипящих и Ц |
|
Употребление гласных букв
О/Е (Ё) после
шипящих и Ц |
|
Употребление Ь и Ъ |
|
Правописание корней |
|
Правописание приставок |
|
Правописание суффиксов различных частей речи
(кроме -Н-/-НН-) |
|
Правописание -Н-
и -НН- в различных частях
речи |
|
Правописание падежных и родовых окончаний |
|
Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени |
|
Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями
речи |
|
Правописание отрицательных местоимений и наречий |
|
Правописание НЕ и НИ |
|
Правописание служебных слов |
Правописание словарных слов |
|
Слитное, дефисное, раздельное написание |
|
Орфографический анализ |
|
Структура работы
В работу по русскому языку включено 26 заданий с выбором ответа
При разработке содержания экзаменационной работы учитывается необходимость проверки
не только усвоения элементов знаний, представленных в кодификаторе, но и, в равной
мере, проверки овладения умениями,
представленными в таблице 4.
|
14. |
Умение применять знания
по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии |
15. |
Умение проводить пунктуационный анализ предложения. |
16. |
Умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы
русского литературно |
17. |
Умение адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную
и скрытую) пи |
18. |
Умение определять стили
речи. |
19. |
Умение определять основные способы образования слов. |
20. |
Умение проводить синтаксический анализ предложения и словосочетания. |
21. |
Умение проводить синтаксический анализ предложения. |
22. |
Умение понимать и интерпретировать содержание исходного текста. |
|
Дополнительные материалы и оборудование
Дополнительные материалы
и оборудование не используются.
Рекомендации по подготовке к экзамену
При подготовке рекомендуется использовать:
– учебники, имеющие гриф Министерства образования РФ:
-пособия, включенные в перечень учебных изданий, допущенных Министерством образования
РФ;
– пособия, рекомендованные ФИПИ для подготовки к единому государственному экзамену.