01.09.2021
Третье поколение ФГОС
Переход на новые образовательные стандарты третьего поколения
будет осуществлён в сентябре 2021 года. Обсуждение новых ФГОС началось ещё
весной 2018, и с тех пор прорабатывается их грядущее внедрение. Рассмотрим
подробнее отличия ФГОС второго и третьего поколения.
Новый ФГОС 2020
Федеральные государственные образовательные стандарты обновляются
примерно раз в 10 лет. Новые ФГОС будут утверждены в конце 2019 года, а во
втором квартале 2020 года завершится работа по обновлению основных школьных
программ. Окончательный переход на новые ФГОС запланирован на сентябрь 2022
года. Чем они отличаются от предыдущих?
Главной задачей ФГОС третьего поколения заявлена конкретизация
требований к обучающимся. Дело в том, что в предыдущей редакции Стандарт
включал только общие установки на формирование определённых компетенций.
Учебные учреждения сами решали, что именно и в каком классе изучать, поэтому
образовательные программы разных школ отличались, а результаты обучения не были
детализированы. Предполагается, что новые ФГОС 2020 года определяют чёткие
требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине.
Основные изменения, внесённые в проекты современных ФГОС:
·
Чётко прописаны обязательства образовательного учреждения (в
частности, школы) перед учениками и родителями.
·
Сделан акцент на развитие «мягких» навыков —
метапредметных и личностных.
·
Подробно указан перечень предметных и межпредметных навыков,
которыми должен обладать ученик в рамках каждой дисциплины (уметь доказать,
интерпретировать, оперировать понятиями, решать задачи).
·
Расписан формат работы в рамках каждого предмета для развития этих
навыков (проведение лабораторных работ, внеурочной деятельности и так далее).
·
Зафиксированы контрольные точки с конкретными результатами
учеников (сочинение на 300 слов, словарный запас из 70 новых слов ежегодно и
тому подобное).
·
Строго обозначено, какие темы должны освоить дети в определённый
год обучения. Содержание тем по новому ФГОС не рекомендовано менять местами
(ранее это допускалось).
· Учитываются возрастные и психологические особенности учеников всех классов. Главное, чтобы ребята не были перегружены. Кроме того, в последнем образовательном стандарте уточнено минимальное и максимальное количество часов, необходимых для полноценной реализации основных образовательных программ.