СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка ………………………………………………………………..3 РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ ………………………………………………………………...3 1.1.Цель и задачи воспитания обучающихся ………………………………………...4 1.2. Направления воспитания ………………………………………………………....4 1.3. Целевые ориентиры результатов воспитания …………………………………...5 РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ……………………………………………………8 2.1. Уклад общеобразовательной организации ………………………………………8 2.2. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности …………………..12 3. РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ………………………………………..……27 3.1. Кадровое обеспечение ……………………………………………………...……27 3.2.Нормативно-методическое обеспечение …………………………………..……30 3.3. Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями ………………………………………….………31 3.4. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся …………………………………………….……36 3.5. Анализ воспитательного процесса …………………………………………...…37 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Пояснительная записка Программа воспитания МБОУ «Школа №27» (далее Школа) разработана с учётом Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», государственной политики в сфере воспитания, Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р) и Плана мероприятий по её реализации в 2021-2025 гг. (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р), Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400), федеральных государственных образовательных стандартов (далее — ФГОС) основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286). Программа является методическим документом, разработанная на основе примерной рабочей программы воспитания. РАЗДЕЛ I. ЦЕЛЕВОЙ Участниками образовательных отношений являются педагогические и другие работники школы, обучающиеся и их родители (законные представители), представители иных организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации, локальными актами школы. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Нормативные ценностно-целевые основы воспитания обучающихся в школе определяются содержанием российских базовых (гражданских, национальных) норм и ценностей, которые закреплены в Конституции Российской Федерации. С учетом мировоззренческого, этнического, религиозного многообразия российского общества ценностно-целевые основы воспитания обучающихся включают духовно-нравственные ценности культуры народов России, традиционных религий народов России в качестве вариативного компонента содержания воспитания, реализуемого на добровольной основе, в соответствии с мировоззренческими и культурными особенностями и потребностями родителей, (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Воспитательная деятельность в школе планируется и осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания, установленными в государственной Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от29.05.2015 № 996-р). Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в 3 условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Отечества. 1.1 Цель и задачи воспитания обучающихся Современный российский национальный воспитательный идеал — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере образования цель воспитания, обучающихся в общеобразовательной организации: создание условий для личностного развития обучающихся, их самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Задачи воспитания обучающихся в школе: - усвоение ими знаний, норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний); -формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие); - приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний; - достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС. 1.2. Направления воспитания Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности общеобразовательной организации по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС: ● гражданское воспитание — формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, изучение и уважение прав, свобод и обязанностей гражданина России; ● патриотическое воспитание — воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности; ● духовно-нравственное воспитание — воспитание на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов 4 России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, сопереживания, справедливости, коллективизма, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков, их вере и культурным традициям; ● эстетическое воспитание — формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства; ● физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия — развитие физических способностей с учётом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и соци-альной среде, чрезвычайных ситуациях; ● трудовое воспитание — воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, на достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности; ● экологическое воспитание — формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления при- роды, окружающей среды; ● воспитание ценностей научного познания — воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей. 1.3 Целевые ориентиры результатов воспитания Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне основного общего образования. Направления Целевые ориентиры воспитания ГражданскоЗнающий и любящий свою малую родину, свой патриотическое край. Имеющий представление о Родине — России, её территории, расположении. Сознающий принадлежность к своему народу, проявляющий уважение к своему и другим народам. Сознающий свою принадлежность к общности граждан России; Понимающий свою сопричастность прошлому, настоящему и будущему своей малой родины, родного края, своего народа, российского государства. Имеющий первоначальные представления о своих гражданских правах и обязанностях, ответственности в обществе. 5 Духовнонравственное Эстетическое Физическое Понимающий значение гражданских символов (государственная символика России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к ним уважение. Сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и достоинство каждого человека. Умеющий анализировать свои и чужие поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, давать нравственную оценку своим поступкам, отвечать за них. Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь, выражающий неприятие любых форм поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям. Понимающий необходимость нравственного совершенствования, роли в этом личных усилий человека, проявляющий готовность к самоограничению своих потребностей. Владеющий первоначальными навыками общения с людьми разных народов, вероисповеданий. Знающий и уважающий традиции и ценности своей семьи, российские традиционные семейные ценности (с учетом этнической, религиозной принадлежности). Владеющий первоначальными представлениями о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению. Знающий и соблюдающий основные правила этикета в обществе Проявляющий уважение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, творчеству своего народа, отечественной и мировой художественной культуре. Проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусства. Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве, творчестве людей. Соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде. Ориентированный на физическое развитие, занятия 6 Трудовое Экологическое Позновательное физкультурой и спортом. Бережно относящийся к физическому здоровью и душевному состоянию своему и других людей. Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе. Сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учетом возраста. Сознающий ценность честного труда в жизни человека, семьи, народа, общества и государства. Проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам своего труда и других людей, прошлых поколений. Выражающий желание участвовать в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности. Проявляющий интерес к разным профессиям. Понимающий ценность природы, окружающей среды, зависимость жизни людей от природы. Способный правильно оценивать влияние людей, в том числе собственного поведения, на состояние природы, окружающей среды. Проявляющий любовь к природе, бережное отношение, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам. Выражающий готовность осваивать первоначальные навыки охраны природы, окружающей среды и действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами. Выражающий познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. Обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах как компонентах единого мира, многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой природы, о науке, научном знании, научной картине мира. Проявляющий уважение и интерес к науке, научному знанию в разных областях. Обладающий первоначальными навыками исследовательской деятельности. 7 РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ 2.1. Уклад общеобразовательной организации. МБОУ «Школа « № 27 с углубленным изучением отдельных предметов» расположена в Советском районе городского округа города Уфа Республики Башкортостан. В 1932 г. на базе библиотеки №6 открывается единственная на весь поселок Глумилино начальная школа. После строительства типового здания школа преобразована в семилетнюю. В годы Великой Отечественной войны школа была переоборудована в госпиталь, многие учителя и бывшие ученики ушли на фронт, встали у заводских станков. В 1946 г. возобновляется учебная деятельность в школе. 1948г. школа получила статус средней. Зарождаются новые направления в работе, всеобщие увлечения и традиции: туризм, краеведение, праздники «Золотая осень», урожая и др. Они продолжаются и по сей день. 1958 г. в школе открыт музей боевой и революционной славы, ставший центром патриотического воспитания. Девиз музея – «Неустанно исследовать подвиг Родины, вписывать в него новые страницы, чтить память тех, кто его совершил» - стал девизом многих поколений школьников. Основателями музея были 8 Г класс, его классный руководитель Вавилов Л.В., комсорг школы Галяутдинова И., учитель Вавилов Г.В., директор школы Смирнов Е.П. 1988 г. школа становится «кузницей» учителей, в её стенах проходят педагогическую практику студенты педагогических вызов и училищ; ведется большая методическая работа совместно с факультетом повышения квалификации, Башкирским институтом усовершенствования учителей. Из металлолома, сданного учениками школы, выпущен именной троллейбус им. Героя Советского Союза Зои Космодемьянской. Инициаторами данной работы выступили учащиеся выпускных классов, директор школы Антонов В.А., старшая пионервожатая Хазиева С.А., ОВВР Кадочникова В.П. 2006 г. мы переехали в новое здание. На базе школы сформирован юнармейский отряд, в 2022 году прошло посвящение в юнармейцы обучающихся 5 Б класса. Юнармейцы приняли участие в городском митинге. Воспитание школьников осуществляется в духе традиций старшего поколения, уважения к подвигам героев, формирует у подростков чувство любви к большой и малой Родине, чувство гордости за своё Отечество, повышению интереса к военно-патриотическим видам спорта, развитию физических и волевых качеств, готовности к защите Отечества. МБОУ «Школа №27» является общеобразовательной школой. Насчитывается свыше 1000 учащихся. Обучение ведется с 1-11 класс по трем уровням образования: начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование. 8 В школе 45 учебных кабинетов, 3 кабинета информатики, 2 кабинета технологии, 2 спортивных зала, гимнастический зал, библиотека и читальный зал, музей, актовый зал, столовая, медкабинет с процедурной комнатой, стоматологический кабинет. На пришкольной территории расположены: турниковый комплекс, универсальные спортивные площадки (баскетбольная, волейбольная), хоккейная коробка, 2 детские площадки, теплица и учебный огород. Работа по укреплению материально-технической базы ведется целенаправленно и соответствует требованиям продуктивного функционирования школы. На сегодняшний день созданная материально-техническая база позволяет изменить подходы к преподаванию учебных предметов, повысить качество образования и мотивацию к учебе у обучающихся. Основным видом деятельности школы является реализация общеобразовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования. В школе реализуются образовательные программы дополнительного образования детей и взрослых. В 2013 году школа стала участником в республиканском образовательном форуме «Электронная школа», в 2014 году была открыта инновационная площадка Электронный учебник как средство повышения качества обучения (приказ ИРО РБ №361 от 16.05.14г., протокол №4 от 15.05.14г.). Руководителем инновационной площадки является Амирова Лилия Шамгуновна, старший методист центра электронного образования ГАОУ ДПО ИРО РБ. В рамках предмета «Индивидуальный проект» обучающиеся 10-11 классов защищают проектные работы по различным направлениям. Кураторами индивидуальных проектов выступают учителя школы. Школа сотрудничает с учебными заведениями: ФГБОУ ВО «БГПУ им. М. Акмуллы»; ФГБОУ ВО УГАТУ; ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет»; Наиболее значимые достижения школы: - коллектив МБОУ «Школа № 27 с углублённым изучением отдельных предметов» ГО г.Уфа РБ за 2020-2021 учебный год награжден Благодарственными письмами: - оргкомитета Республиканской олимпиады на Кубок Ю.А. Гагарина по истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. «Я помню. Я горжусь» за активное участие вклад в развитие патриотизма и лидерских качеств у школьников (2021г.). - оргкомитета дистанционной образовательной платформы «ЯКласс» за активную работу в реализации образовательной программы в 2020-2021 учебном году с применением инновационного цифрового ресурса «ЯКласс». - НОУ ДПО «Институт системно-деятельностной педагогики» за активную работу в творческой лаборатории «Методологическая школа» и практическую реализацию достижений системно-деятельностной педагогики. 9 - дипломом Управления образования Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан награждён школьный музей «Боевой и Трудовой славы» за призовое (2 место) в муниципальном этапе общественного проекта Приволжского федерального округа «Герои Отечества». 1997, 1998,2000 гг. – лауреат Всероссийского конкурса «Школа года». 2002 г. – школа получила название «Школа века». Опыт работы школы внесен в Большую Всероссийскую энциклопедию «Лучшие школы России». 2003г. - победитель республиканского конкурса «Зеленый наряд школы». 2007 г. – школа награждена Дипломом победителя ПНПО-2007. 2008 г. – школа награждена Дипломом участника Всероссийского профессионального конкурса «Инноватика в образовании - 2008». 2010 г. - заложена "Аллея памяти" в честь выпускников и ветеранов педагогического труда. 2014 г.- победитель республиканского форума "Электронная школа". 2014 г. - открытие сетевой инновационной площадки по теме "Электронный учебник как средство повышения качества обучения". 2014 г. - абсолютный победитель в Республиканском смотре-конкурсе школьных музеев, посвященный 70-летию Победы. 2016 г. - победитель Всероссийского конкурса образовательных учреждений «100 лучших школ России». 2017 г. - школа вошла в Ассоциацию русского географического общества РФ. 2017 г. - школа включена в национальный реестр «Ведущие образовательные учреждения России». 2018 г. - победитель городского конкурса «За вклад в развитие образования» в номинации «Достижения в работе с одаренными детьми. Процесс воспитания в школе основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и школьников: -неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации; -ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов; -реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детско- взрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу; -организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета совместной заботы и взрослых, и детей; -системность, целесообразность воспитания как условия его эффективности. Основными традициями воспитания в школе являются следующие: 10 стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов; важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогов и школьников является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов; в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора); в проведении общешкольных дел преобладает соревновательность между классами, поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие школьников, а также их социальная активность; педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений; - ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель, реализующий по отношению к детям защитную, личностно- развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции. Школа расположена в центре города Уфы с развитой инфраструктурой. Социальное окружение Школы – это учреждения культуры, дополнительного образования, активного отдыха и спорта, здравоохранения, правовых структур. Деятельность данных учреждений нацелена на формирование законопослушного, активного, здорового гражданина страны. Географическая близость и созвучность целей деятельности позволяет Школе выстраивать партнерские отношения с данными учреждениями через организацию тематических встреч, занятий, экскурсий, что повышает эффективность организуемой в школе воспитательной работы. Основной контингент учащихся – дети из благополучных семей, нацеленные на получение качественного общего образования. Высокая социальная активность учащихся способствует развитию ученического самоуправления, позволяет привлекать учащихся к организации и проведению различных мероприятий, что повышает качество и уровень их проведения. Источниками, оказывающими положительное влияние на воспитательный процесс в школы, являются педагоги: - высококвалифицированный коллектив, способный замотивировать учащихся на высокие достижения в учебной, спортивной, творческой и социальной деятельностях; - специалисты социально-психологической службы школы, обеспечивающие педагогическую поддержку особым категориям обучающихся; 11 - педагоги-организаторы, использующие в работе с учащимися современные формы и виды деятельности, собственным примером демонстрирующие активную гражданскую позицию. Источниками отрицательного влияния являются учащиеся «группы риска», демонстрирующие асоциальное поведение в коллективе сверстников, а также отдельные родители с низким воспитательным ресурсом, неспособные грамотно управлять развитием и организацией досуга своего ребѐнка. В Школе низкий процент детей, стоящих на различных видах учета. Основные традиции воспитания в нашей школе– это основные школьные дела, проводимые в течение года – это традиционные праздники знакомые и ученикам, и родителям, и учителям. Поддержка традиций – основа школьной жизни. К таким делам у нас относятся: День знаний, День учителя, Новый год, 8 марта, 23 февраля, 9 мая, «Осенние ярмарки», «Масленица». Школа участвует в следующих значимых проектах и программах, включённых в систему воспитательной деятельности: федеральный профориентационный проект «Билет в будущее». С каждым годом традиции развиваются и крепнут. Хранителями являются не только администрация, педагогический коллектив, но что самое важное, учащиеся школы. Школа работает в тесном сотрудничестве с родительской общественностью. Совместная работа школы и родителей организована по следующим направлениям: Психолого-педагогическое просвещение родителей; Вовлечение родителей в образовательную деятельность; Участие родителей в управлении школой. 2.2. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности Достижение цели и решение задач воспитания осуществляется в рамках всех направлений деятельности школы. Содержание, виды и формы воспитательной деятельности представлены в соответствующих модулях. Состав и содержание модулей определяется с учетом уклада школы, реальной деятельности, имеющихся в школе ресурсов, планов. Инвариантные модули: - «Основные школьные дела», «Классное руководство», «Урочная деятельность», «Внеурочная деятельность», «Внешкольные мероприятия», «Организация предметно- пространственной среды», «Взаимодействие с родителями», 12 - «Самоуправление», «Профилактика и безопасность», «Социальное партнерство», «Профориентация» В школе помимо основных – инвариативных модулей реализуются дополнительные вариативные модули воспитательной деятельности: - Детские общественные объединения, - Экскурсии, экспедиции, походы, - Школьные медиа - Школьный музей. 2.2.1. Основные школьные дела Основные школьные дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает участие большая часть обучающихся и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно педагогами и детьми. Основные школьные дела обеспечивают включенность в них большого числа детей и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к происходящему в образовательной организации. Введение основных школьных дел в жизнь школы помогает преодолеть характер воспитания, сводящийся к набору мероприятий, организуемых педагогами для детей. Реализация воспитательного потенциала основных школьных дел предусматривает: На внешкольном уровне: - социальные проекты – ежегодные разрабатываемые и реализуемые школьниками и педагогами комплексы дел (благотворительный, экологической, патриотической, трудовой направленности), ориентированные на преобразование окружающего школу социума. - открытые дискуссионные площадки – регулярно организуемый комплекс открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических, родительских, совместных), на которые приглашаются представители других школ, деятели науки и культуры, представители власти, общественности и в рамках которых обсуждаются насущные поведенческие, нравственные социальные проблемы, касающиеся жизни школы города, страны. - проводимые для жителей микрорайона и организуемые совместно с семьями учащихся спортивные состязания, праздники, фестивали, представления, которые открывают возможности для творческой самореализации школьников и включают их в деятельную заботу об окружающих. На школьном уровне: общешкольные праздники, ежегодные творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) мероприятия, связанные с государственными (общероссийскими, региональными) праздниками, памятными датами, в которых 13 участвуют все классы:«День Знаний», «День матери», «День Республики Башкортостан», «День Героев Отечества», «День родного языка», «Новый год», «День Защитника Отечества», «8 Марта», «День учителя», «День Великой Победы», Фестиваль детского и юношеского творчества «Звездный дождь», «Весенний бал», Дни здоровья. участие во всероссийских, республиканских, городских акциях, проектах, посвященных значимым событиям в России, мире: акции «Бессмертный полк»,«Окна Победы»,«Безопасный путь»; торжественные мероприятия, связанные с завершением образования, переходом на следующий уровень образования, символизирующие приобретение новых социальных статусов в школе, обществе: «Посвящение в первоклассники», «Посвящение в пешеходы», «Прощание с начальной школой»; церемонии награждения (по итогам учебного периода, года) обучающихся и педагогов за активное участие в жизни лицея, достижения в творческих конкурсах, соревнованиях, олимпиадах(Всероссийской олимпиады школьников, олимпиады на кубок им. Ю.Гагарина, предметных олимпиад), значительный вклад в развитие школы, города, республики - «Звездная дорожка». Это способствует поощрению социальной активности детей, развитию позитивных межличностных отношений между педагогами и воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу; социальные проекты в школе, совместно разрабатываемые и реализуемые обучающимися и педагогами, в том числе с участием организаций социальных партнѐров лицея, комплексы дел благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и др. направленности: акции «Сотвори добро!», «Бумажный бум»; проводимые для жителей своего микрорайона и организуемые совместно с семьями обучающихся праздники, фестивали, представления в связи с памятными датами, значимыми событиями для жителей своего микрорайона:«День пожилого человека», акция «Успей сказать спасибо», «С праздником, ветеран!» и др. На уровне классов: выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы дел, ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел; участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел; проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне общешкольных советов дела. На индивидуальном уровне: вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела лицея; индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел; наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми; 14 при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы. 2.2.2. Классное руководство Реализация воспитательного потенциала классного руководства предусматривает: -планирование и проведение классных часов (не реже 1часа в неделю); еженедельное проведение информационно-просветительских занятий «Разговоры о важном» (в рамках внеурочной деятельности); поддержку активной позиции каждого обучающегося, предоставления им возможности обсуждения и принятия решений, создания благоприятной среды для общения; инициирование и поддержку участия класса в общешкольных мероприятиях, делах, оказание необходимой помощи обучающимся в их подготовке, проведении и анализе; организацию интересных и полезных для личностного развития обучающихся совместных дел, позволяющих вовлекать в них школьников с разными потребностями, давать им возможности для самореализации, устанавливать и укреплять доверительные отношения, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения; сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и командообразование; внеучебные и внешкольные мероприятия, походы, экскурсии; празднования в классе дней рождения обучающихся, классные «огоньки» и вечера; выработку совместно с обучающимися правил поведения класса, помогающих освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе; изучение особенностей личностного развития обучающихся класса через наблюдение за их поведением в повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, беседах по нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед с родителями, учителями, а также (при необходимости) со школьным психологом; доверительное общение и поддержку обучающихся в решении проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или педагогами, успеваемость и т.д.), совместный поиск решений проблем, коррекцию поведения обучающихся через частные беседы индивидуально и вместе с их родителями, с другими обучающимися класса; индивидуальную работу с обучающимися класса по ведению личных портфолио, в которых они фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения; регулярные консультации с учителями-предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по вопросам обучения - 15 и воспитания, предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и обучающимися; проведение мини-педсоветов для решения конкретных проблем класса, интеграцию воспитательных влияний педагогов на обучающихся, привлечение учителей-предметников к участию в классных делах, дающих им возможность лучше узнавать и понимать детей, общаясь и наблюдая их во внеучебной обстановке, участвовать в родительских собраниях класса; организацию и проведение регулярных родительских собраний, информирование родителей о школьных успехах и проблемах обучающихся, их положении в классе, о жизни класса в целом, помощь родителям в отношениях с администрацией, учителями; создание и организацию работы родительского комитета класса, участвующего в решении вопросов воспитания и обучения в классе, школе; -привлечение родителей (законных представителей), членов семей обучающихся к организации и проведению воспитательных дел, мероприятий в классе и школе»; -проведение в классе праздников, конкурсов, соревнований и т.д. - педагогическое сопровождение ученического самоуправления класса, детской социальной активности, в том числе ДЮП. 2.2.3. Урочная деятельность Реализация воспитательного потенциала уроков (аудиторных занятий в рамках максимально допустимой учебной нагрузки) предусматривает: включение учителями в рабочие программы по всем учебным предметам, курсам, модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их учёт в формулировках воспитательных задач уроков, занятий, освоения учебной тематики, их реализацию в обучении; включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей, тематики в соответствии с календарным планом воспитательной работы школы; максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебных предметов для формирования у обучающихся российских традиционных духовно- нравственных и социокультурных ценностей; подбор соответствующего тематического содержания, текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждений; выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания; реализация приоритета воспитания в учебной деятельности; полноценную реализацию потенциала уроков в предметных областях целевой воспитательной духовно-нравственной направленности по основам религиозных культур и светской этики в начальной школе, основам духовнонравственной культуры народов России в основной школе с учетом выбора родителями обучающихся учебных предметов, курсов, модулей в соответствии с их мировоззренческими и культурными потребностями; привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов и явлений, инициирование обсуждений, 16 высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам; применение интерактивных форм учебной работы: интеллектуальных, стимулирующих познавательную мотивацию; дидактического театра, где знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, дающих возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы, которая учит командной работе и взаимодействию, игровых методик; побуждение обучающихся соблюдать на уроке нормы поведения, правила общения со сверстниками и педагогамипринципы учебной дисциплины и самоорганизации через знакомство и в последующем соблюдение «Правил внутреннего распорядка обучающихся», установление и поддержка доброжелательной атмосферы; инициирование и поддержка исследовательской деятельности в форме индивидуальных и групповых проектов, что дает возможность приобрести навыки самостоятельного решения теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных идей, уважительного отношения к чужим идеям, публичного выступления, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. 2.2.4. Внеурочная деятельность Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности осуществляется в соответствии с планами учебных курсов, внеурочных занятий и предусматривает: вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, которая дает им возможность удовлетворения познавательных интересов, самореализации, развития способностей в разных сферах; формирование в кружках, секциях, клубах, студиях детско-взрослых общностей, которые объединяют обучающихся и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями; поддержку средствами внеурочной деятельности обучающихся с выраженной лидерской позицией, возможность ее реализации; поощрение педагогическими работниками детских инициатив, проектов, самостоятельности, самоорганизации в соответствии с их интересами. Направления внеурочной деятельности Название курса Внеурочная деятельность по учебным предметам образовательной программы Физическая культура Изобразительное искусство Музыка Занимательная математика Внеурочная деятельность патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговор о важном» 17 Внеурочная деятельность по формированию функциональной грамотности Внеурочная деятельность, направленная на реализацию комплекса воспитательных мероприятий и развитию личности Внеурочная деятельность, направленная на реализацию интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся Внеурочная деятельность направленная на удовлетворение профориентационных интересов обучающихся Внеурочная деятельность направленная на реализацию творческих способностей Внеурочная деятельность по организации деятельности ученических сообществ Финансовая грамотность Функциональная грамотность Я гражданин Я – исследователь В мире профессий Танцевальная студия «Серпантин» Сетевое взаимодействие (шашкишахматы, фехтование) «Юнармия» «Радио 27» «Разговор о правильном питании» Распределение часов внеурочной деятельности для 6-9 классов основного общего образования. Направления Формы организации внеурочной деятельности Духовно-нравственное Семьеведение Модуль «Я гражданин»/Юнармия Спортивно-оздоровительное Баскетбол Разговор о правильном питании Социальное Финансовая грамотность Предпрофиль. «Моя будущая профессия» Коррекционная работа (для детей с ОВЗ) Общеинтеллектуальное Основы черчения Занимательная математика Творческая мастерская Танцевальная студия «Серпантин» Сетевое взаимодействие (Шашкишахматы, фехтование) Общешкольные мероприятия 18 2.2.5. Внешкольные мероприятия Реализациявоспитательногопотенциалавнешкольныхмероприятийпредусмат ривает: внешкольные тематические мероприятия воспитательной направленности, организуемые педагогами, по изучаемым учебным предметам, курсам, модулям; - организуемые в классах классными руководителями, в том числе совместно с родителями(законными представителями) обучающихся, экскурсии, походы выходного дня: на предприятия, природу, в учреждения культуры г.Уфы и др. - литературные, исторические, экологические походы, экспедиции, организуемые педагогами, в том числе совместно с родителями (законными представителями) обучающихся, для изучения историко-культурных мест, событий, биографий проживавших в этой местности российских поэтов и писателей, природных и историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны; -выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, в процессе которых складывается детско-взрослая общность, характеризующаяся доверительными взаимоотношениями, ответственным отношением к делу, атмосферой эмоционально-психологического комфорта; -внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно с социальными партнерами школы, с привлечением обучающихся к их планированию, организации, проведению, анализ проведенного мероприятия: культпоходы в библиотеку №17, День открытых дверей учреждений дополнительного образования и др. 2.2.6. Организация предметно-пространственной среды Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной среды предусматривает: -оформление внешнего вида, фасада, холла при входе здания школы государственной символикой Российской Федерации, Республики Башкортостан, муниципального образования (флаг, герб, гимн); организацию и проведение церемоний поднятия (спуска) государственного флага Российской Федерации -художественные изображения (символические, живописные, фотографические, интерактивные аудио и видео) природы России, региона, местности, предметов традиционной культуры и быта, духовной культуры народов России; -портреты выдающихся государственных деятелей России в прошлом, деятелей культуры, науки, искусства, военных, героев и защитников Отечества; 19 -звуковое пространство в школе–исполнение гимна Российской Федерации и Республики Башкортостан; -«места гражданского почитания» - школьные музей Боевой Славы; -«места новостей» – оформленные места, стенды в школьных помещениях (холл первогоэтажа, рекреации), содержащие в доступной, привлекательной форме новостную информацию позитивного гражданско-патриотического, духовно-нравственного содержания, поздравления педагогов и обучающихся ит.п.; -размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работ обучающихся, демонстрирующих их способности, знакомящих с работами друг друга, фотоотчетов об интересных событиях в школе; -благоустройство, озеленение пришкольной территории; -благоустройство школьных аудиторий классными руководителями вместе с обучающимся в своих классах; -событийный дизайн: оформление пространства проведения школьных событий праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров; -акцентирование внимания обучающихся на важных для воспитания ценностях, правилах, традициях, укладе школы, актуальных вопросах профилактики и безопасности. Предметно-пространственная среда строится как максимально доступная для граждан с особыми образовательными потребностями и ОВЗ. 2.2.7. Взаимодействие с родителями Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Главными задачами модуля являются оказание помощи семье в воспитании детей, психолого-педагогическое просвещение семей, коррекция семейного воспитания, организация досуга семьи. Основными направлениями в работе педагогического коллектива с семьями обучающихся являются: изучение семей и условий семейного воспитания, пропаганда психолого-педагогических знаний, активизация и коррекция семейного воспитания, дифференцированная и индивидуальная помощь родителям. Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с родителями предусматривает: На уровне школы: - деятельность представителей родительского сообщества в Управляющем совете школы, комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (делегаты от Родительского совета), комиссии родительского контроля организации и качества питания обучающихся; 20 - общешкольные родительские собрания по вопросам воспитания, взаимоотношений обучающихся и педагогов, условий обучения и воспитания, либо направленные на обсуждение актуальных вопросов, решение острых школьных проблем; - организацию участия родителей в вебинарах, Всероссийских родительских собраниях, собраниях на актуальные для родителей темы; -при наличии среди обучающихся детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, приёмных детей целевое взаимодействие с их законными представителями; - информирование родителей (законных представителей) о жизни школы, актуальных вопросах воспитания, ответственности за воспитание через сообщество школы в социальной сети «Telegram», чаты в мессенджерах; На уровне классов: - классный родительский комитет, участвующий в решении вопросов воспитания и социализации детей их класса; - классные родительские собрания (в том числе – дистанционные), происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся класса; социальные сети и чаты, в которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации психологов и педагогов. На индивидуальном уровне: - работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций; - участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка; - помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутри классных мероприятий воспитательной направленности; - индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей. 2.2.8. Самоупралвение Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни. Поскольку учащиеся младших и подростковых классов не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность, детское самоуправление иногда и на время может трансформироваться (посредством ведения функции педагога-куратора) в детско-взрослое самоуправление. 21 Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом. На уровне классов: - через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся класса лидеров, представляющих интересы класса в общешкольных делах и признанных координировать его работу с работой общешкольных органов самоуправления и классных руководителей; - через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные направления работы класса (например: штаб спортивных дел, штаб творческих дел и т.д.) - через организацию на принципах самоуправления жизни детских групп, отправляющихся в походы, экспедиции, на экскурсии, осуществляемую через систему распределяемых среди участников ответственных должностей. На индивидуальном уровне: -через вовлечения школьников в планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и внутриклассных дел; - через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой, комнатными растениями и т.п. 2.2.9. Профилактика и безопасность. - целенаправленную работу педагогического коллектива по созданию в школе эффективной профилактической среды обеспечения безопасности жизнедеятельности как условия успешной воспитательной деятельности; - регулярное проведение исследований, мониторинга рисков безопасности и ресурсов повышения безопасности, выделение и психолого-педагогическое сопровождение групп риска обучающихся по разным направлениям (агрессивное поведение, зависимости и др.); - проведение коррекционной работы с обучающимся групп риска силами педагогического коллектива и с привлечением сторонних специалистов (психологов, конфликтологов, работников социальных служб, правоохранительных органов, опеки и т.д.); разработку и реализацию в школе профилактических программ, направленных на работу как с девиантными обучающимися, так и с их окружением, сообществами класса, сверстников, школы в целом, организацию межведомственного взаимодействия; - вовлечение обучающихся в воспитательную деятельность, проекты, программы профилактической направленности социальных и природных рисков, реализуемые в школе и в социокультурном окружении с обучающимися, педагогами, родителями (антинаркотические, антиалкогольные, против курения, безопасность в цифровой среде, вовлечение в деструктивные группы в социальных сетях, деструктивные молодежные, религиозные объединения, 22 культы, субкультуры, безопасность дорожного движения, противопожарная безопасность, гражданская оборона, антитеррористическая, антиэкстремистская безопасность и т.д.); - организацию превентивной работы со сценариями социально одобряемого поведения, развитие у обучающихся навыков саморефлексии, самоконтроля, устойчивости к негативному воздействию, групповому давлению; - поддержку инициатив обучающихся, педагогов в сфере укрепления безопасности жизнедеятельности в школе, профилактики правонарушений, девиаций, организация деятельности, альтернативной девиантному поведению – познание (путешествия), испытание себя (походы, спорт), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе профессиональная, религиознодуховная, благотворительная, искусство и др.); - предупреждение, профилактика и целенаправленная деятельность в случаях появления, расширения, влияния в школе маргинальных групп обучающихся (оставивших обучение, криминальной направленности, агрессивного поведения и др.); - поддержка и профилактика расширения групп детей, семей обучающихся, требующих специальной психолого-педагогической поддержки и сопровождения (слабоуспевающих, социально запущенные, осужденные, социально неадаптированные дети-мигранты и т.д.); Профилактическая работа в школе направлена на оздоровления условий семейного, школьного воспитания, на коррекцию личности «трудного» подростка, так же на восстановление его социального статуса в коллективе сверстников, формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, профилактику правонарушений, безнадзорности, бродяжничества, алкоголизма, наркомании и табакокурения, биллинга и кибербуллинга и формирование ЗОЖ. Решать эти задачи невозможно в одиночку. В создавшихся условиях необходимо объединять усилия педагогов, специалистов социальнопсихологической службы и специалистов органов профилактики. Это позволяет совместно выбирать для каждого ребенка индивидуальный подход, изучать его интересы, поддерживать, помогать преодолевать те проблемы, с которыми он столкнулся в жизни. Безопасность – состояние защищенности жизненно-важных интересов личности, общества, организации, предприятия от потенциального и реально существующих угроз, или отсутствие таких угроз. Безопасность – это условия сохранения жизни и здоровья обучающихся и работников от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций. Виды безопасности: пожарная безопасность, электрическая безопасность, взрывобезопасность; безопасность, связанная с техническим состоянием среды обитания, природными факторами; антитеррористическая защищенность; в 23 области обеспечения безопасности дорожного движения; экологическая; радиационная безопасность; антикоррупционная; безопасность в области охраны труда и техники безопасности. Комплексная безопасность – это состояние защищенности школы от реальных и прогнозируемых угроз социального, техногенного и природного характера, обеспечивающее ее безопасное УНКЦИОНИРОВАНИЕ. Безопасность складывается из многих направлений и представляет собой целостную систему, элементы (направления) которой работают взаимосвязано, обеспечивая безопасность учащихся и сотрудников во время образовательного процесса. Данная работа осуществляется через: уроки дорожной безопасности, игры, симуляции, квесты, экскурсии в музей ГИБДД, в музей пожарной безопасности. 2.2.10 Социальное партнерство Взаимодействие с организациями: - комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации Советского района ГО г.Уфы - центром общественной безопасности Советского района; - отделом опеки и попечительства Советского района; отделом по делам несовершеннолетних отдела полиции № 7 Управления МВД России по г. Уфе; - МБОУ ДО ЦППМСП «Семья», МБУ ГЦПСС «Индиго»; Социальными партнерами МБОУ «Школа №27» являются: Социальные партнеры Содержаниесовместнойдеятельности МБДОУ Детский сад №300, Совместные мероприятия. (согласно совместному плану) Региональное отделение ВВПОД «Юнармия» Республики Башкортостан Городская детская библиотека №17 Мероприятия Юнармии, в рамках деятельности Тематические мероприятия на базе библиотеки. Организация и проведение интеллектуальных игр. Региональный центр Проведение тестирования ГТО на базе тестирования ВСФК ГТО школы МБОУ ДО ЦДТ «Глобус», Организация проведения на базе школы МБОУ ДО ДДТ «Дружный», занятий объединений дополнительного МБОУ ДО ДЭБЦ «Эколог» образования: (на основании договора о Студия актерского мастерства сотрудничестве) Объединение «Жемчужины Башкортостана», Студия декоративно-прикладного творчества Танцевальная студия «Драйв». 24 ОГИБДД МО МВД России по г.Уфе (на основании совместного плана работы) ОП №7 МО МВД России по г.Уфе ЦОБ Советского района г.Уфы (на основании совместного плана работы) МБОУ ДО ЦППМСП «Семья», МБУ ГЦПСС «Индиго» Организация совместных мероприятий, праздников Участие вконкурсах, фестивалях на базе учреждений допобразования. Участие в акциях, проводимых ЮИД. Занятия по профилактике детского дорожнотранспортного травматизма. Тематические сообщения на классных и общешкольных родительских собраниях Организация конкурсов по профилактике ДДТТ. Проведение декад дорожной безопасности. Занятия по профилактике детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Тематические сообщения на классных и общешкольных родительских собраниях. Индивидуальные мероприятия в рамках реализации КИПРов. Проведение профилактических занятий на базе школы. Индивидуальные мероприятия в рамках реализации КИПРов. Тематические сообщения на классных и общешкольных родительских собраниях. 2.2.11 Профориентация Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную составляющие такой деятельности. Эта работа осуществляется через: - циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего. - профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов. 25 - экскурсии на предприятия город, дающие школьникам начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии. - совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору профессии, прохождение профориентационного онлайн-тестрирования, прохождение онлайн курсов по интересующим профессиям и направлениям образования. - участие в работе всероссийских профориентационных проектов («Билет в будущее», «Проектория»). - индивидуальные консультации психолога для школьников и их родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии. Вариативные модули. Школьные социальные медиа. Цель школьных медиа – развитие коммуникативной культуры школьников, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации учащихся. Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности: - школьное радио, целью которого является освещение наиболее интересных моментов жизни школы, популяризация общешкольных ключевых дел, кружков, секций, деятельности органов ученического самоуправления. - школьный медиацентр (27TV) – созданная из заинтересованных добровольцев группа информационно-технологической поддержки школьных мероприятий, осуществляющая видеосъемку и мультимедийное сопровождение школьных праздников, фестивалей, конкурсов, спектаклей и т.д. 26 РАЗДЕЛ III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ 3.1 Кадровое обеспечение Кадровое обеспечение основано на утвержденном штатом расписании. Для кадрового потенциала школы характерны стабильность состава. Это обеспечивает более качественное и результативное образование. Наличие большей части педагогов – специалистов с большим опытом педагогической деятельности способствует организации работы в системе подготовки и повышения квалификации, а так же в выборе новых подходов к воспитании. Это обеспечивает выбор наиболее приемлемых методик и технологий, которые гармонично соотносятся с содержанием воспитания. С одной стороны, такое положение гарантирует высокий качественный потенциал коллектива. С другой стороны в последние годы наблюдается омоложение педагогических кадров. Деятельность МБОУ «Школа №27» по развитию кадрового потенциала: В условиях модернизации образовательного процесса решающую роль в достижении главного результата – качественного образования школьников играет профессионализм педагогических и управленческих кадров. В соответствии с этими важнейшими направлениями кадровой политики в области образования являются: - совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения уровня квалификации и профессионализма педагогических и руководящих работников; - работа по удовлетворению потребностей образовательного учреждения в высококвалифицированных и творческих кадрах; - повышение престижа педагогической профессии. В данном направлении в образовательном учреждении проводятся следующие мероприятия: - создание комфортных условий для привлечения молодых специалистов; - работа по удовлетворению потребностей образовательного учреждения в высококвалифицированных и творческих кадрах; - повышение престижа педагогической профессии. В данном направлении в образовательном учреждении проводятся следующие мероприятия: - создание комфортных условий для привлечения молодых специалистов; - обеспечение возможности прохождения педагогами переквалификации; - создание условий самоподготовки педагогов для успешности в прохождении аттестации на более высокую квалификационную категорию; - разработка индивидуальных маршрутов сопровождения педагогов; - оснащение материально-технической базы; - использование рациональных педагогических нагрузок; - помощь педагогу в выборе темы самообразования; - сопровождение педагогов по теме самообразования. Развитие кадрового потенциала. 27 В школе запланированы и проводятся мероприятия, направленные на повышение квалификации работников в области воспитания, организация научнометодической поддержки и сопровождения педагогов с учетом планируемых потребностей образовательной системы школы и имеющихся у самих педагогов интересов. Ведется планомерная работа по пропаганде положений теории воспитательных систем среди педагогического коллектива: - через регулярное проведение и участие в семинарах, научно-практических конференциях – от школьных до региональных международных; - через научно-методические пособия; - через знакомство с передовыми научными разработками и российским опытом. В ходе работы к личности воспитателя, классного руководителя предъявлялись следующие требования: - умение анализировать имеющиеся воспитательные ресурсы; - умение проектировать, распределять цели; - умение организовывать и анализировать деятельность; - умение осваивать свой опыт через рефлексию и выражать его в технологической форме; - умение перестроить устаревшие технологические формы и методы; - способность к самовыражению. При планировании работы с кадрами учитывается: - нормативные документы Министерства образования Российской Федерации, определяющие главные направления воспитательной работы; - проблемы воспитания, стоящие в центре внимания; - основные направления воспитательной работы, слоившиеся в школе, в том числе проблемы, над которыми работает школа; - реальное состояние воспитательной работы в школе и уровень развития личности воспитанников; - возвратные особенности воспитанников и специфические и специфические проблемы воспитания школьников, возникающие на каждом этапе формирования личности; - уровень педагогического мастерства, квалификацию и опыт классных руководителей, их готовность к решению предстоящих воспитательных задач (на основе диагностики), определяющих интересы в области теории и методики воспитания, а также реальные возможности для внедрения в практику рекомендаций педагогической теории и передового опыта. В работе классных руководителей проходит изучение: - нормативных документов; - научных разработок по вопросам повышения квалификации педагогических кадров; -изучение организации и содержания учебно-воспитательного процесса; -глубокий и всесторонний анализ состояния и результатов воспитательной работы в школе; - знание важнейших тенденций развития учебно-воспитательного процесса и качества подготовки учащихся. 28 Реализацию рабочей программы воспитания обеспечивают следующие педагогические работники образовательной организации: Должность Директор Заместитель директора по УВР Заместитель директора по ВР Социальный педагог Педагогпсихолог Функционал Осуществляет контроль развития системы организации воспитания обучающихся. Осуществляет контроль реализации воспитательного потенциала урочной и внеурочной деятельности, организует работу с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися и их родителями (законными представителями), учителями-предметниками. Организует методическое сопровождение и контроль учителей-предметников по организации индивидуальной работы с неуспевающими и слабоуспевающими обучающимися, одаренными учащимися, учащимися с ОВЗ, из семей «группы риска». Организует воспитательную работу в образовательной организации: анализ, принятие управленческих решений по результатам анализа, планирование, реализация плана, контроль реализации плана. Руководит социально-психологической службой, является куратором Школьной службой примирения. Курирует деятельность Школьного парламента, волонтёрского объединения. Курирует деятельность объединений дополнительного образования, Школьного спортивного клуба. Курирует деятельность педагогов-организаторов, педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, классных руководителей. Организует работу с обучающимися, родителями (законными представителями), классными руководителями, учителями-предметниками по профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних, в том числе в рамках межведомственного взаимодействия. Проводит в рамках своей компетентности коррекционноразвивающую работу с учащимися «группы риска» и их родителями (законными представителями). Организует психологическое сопровождение воспитательного процесса: проводит коррекционные занятия с учащимися, состоящими на различных видах учёта; консультации родителей (законных представителей) по корректировке детско-родительских отношений, обучающихся по вопросам личностного развития. 29 Педагогдополнительног о образования Классный руководитель Учительпредметник Советник директора по воспитанию и взаимодействию с общественными организациям Учительлогопед Проводит занятия с обучающимися, направленные на профилактику конфликтов, буллинга, профориентацию др. Разрабатывает и обеспечивает реализацию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. Организует воспитательную работу с обучающимися и родителями на уровне классного коллектива. Реализует воспитательный потенциал урока. Организует взаимодействие с детскими общественными объединениями. Проводит индивидуальные и групповые коррекционноразвивающие занятия с обучающимися, консультации родителей (законных представителей) в рамках своей компетентности. 3.2 Нормативно-методическое обеспечение Воспитательная деятельность в Школе регламентируется следующими локальными актами: – Положение комиссии по регулированию споров. – Положение о совете профилактики. – Положение об Управляющем совете. – Положение о ВСОКО. – Положение о школьном телевидении. – Положение о комиссии по урегулированию споров. – Правила внутреннего распорядка. – Положение о школьном форме и внешнем виде учащихся. – Положение о постановке детей и семей на ВШУ. – Положение о регулирование конфликта интересов ОО. – Календарные планы воспитательной работы по уровням образования. Положение о ДЮП Положение о мере социальной поддержки учащихся Положение о школьном телевидении Положение об общественном наркологическом посте Положение об использовании устройств мобильной связи в ОО 30 - Приказ о создании рабочий группы 3.3. Требования к условиям, обеспечивающим достижение планируемых личностных результатов в работе с особыми категориями детей В воспитательной работе с категориями обучающихся, имеющих особые образовательные потребности: обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ, одарённых, с отклоняющимся поведением, созданы особые условия: Категория Обучающиеся с инвалидностью, ОВЗ Обучающиеся с отклоняющимся поведением Одаренные дети Условия Разработаны адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с ОВЗ. Педагогом-психологом, учителем-логопедом проводятся регулярные индивидуальные и групповые коррекционноразвивающие занятия. Обучение, при необходимости, осуществляется индивидуально на дому. Имеются специальные учебники и учебные пособия (ФГОС ОВЗ для образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы). Организация бесплатного двухразового питания (ОВЗ). Социально-психологическое сопровождение. Организация педагогической поддержки. Консультации родителей (законных представителей) педагога-психолога, социального педагога. Коррекционно-развивающие групповые и индивидуальные занятия. Помощь в решении семейных и бытовых проблем. Консультации педагога-психолога. Психолого-педагогическое сопровождение. Особыми задачами воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями являются: Налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с окружающими для их успешной социальной адаптации и интеграции в школе; формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их семьям со стороны всех участников образовательных отношений; построение воспитательной деятельности с учётом индивидуальных особенностей и возможностей каждого обучающегося; обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся, 31 содействие повышению уровня их педагогической, психологической, медикосоциальной компетентности. Приорганизациивоспитанияобучающихсясособымиобразовательнымипотр ебностямипедагогический коллектив ориентируется на: формирование личности ребёнка с особыми образовательными потребностями с использованием адекватных возрасту и физическому и (или) психическому состоянию методов воспитания; создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения обучающихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников, с использованием адекватных вспомогательных средств и педагогических приёмов, организацией совместных форм работы классных руководителей, педагоговпсихологов, социальных педагогов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов дополнительного образования; личностноориентированныйподходворганизациивсехвидовдеятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями. На уровне воспитывающей среды: во всех локальных составляющих строится как максимально доступная для детей с ОВЗ; событийная воспитывающая среда обеспечивает возможность включения каждого ребенка в различные формы жизни детского сообщества; рукотворная воспитывающая среда обеспечивает возможность демонстрации уникальности достижений каждого обучающегося с ОВЗ. На уровне общности: формируются условия освоения социальных ролей, ответственности и самостоятельности, сопричастности к реализации целей и смыслов сообщества, приобретается опыт развития отношений между обучающимися, родителями (законными представителями), педагогами. Детская и детско-взрослая общности в инклюзивном образовании развиваются на принципах заботы, взаимоуважения и сотрудничества в совместной деятельности. На уровне деятельностей: педагогическое проектирование совместной деятельности в классе, в разновозрастных группах, в малых группах детей, в детско-родительских группах обеспечивает условия освоения доступных навыков, формирует опыт работы в команде, развивает активность и ответственность каждого обучающегося в социальной ситуации его развития. На уровне событий: проектирование педагогами ритмов учебной работы, отдыха, праздников и общих дел с учетом специфики социальной и культурной ситуации развития каждого ребенка с ОВЗ обеспечивает возможность его 32 участия в жизни класса, школы, событиях группы, формирует личностный опыт, развивает самооценку и уверенность в своих силах. 3.3.1. Преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности. Оказание помощи учащимся в преодолении их затруднений в учебной деятельности проводится педагогами на уроках. Для развития у учащихся мотивов учебной деятельности и принятия социальной роли обучающихся на субъектном и личностном уровнях используется методологически обоснованный механизм «надо»-«хочу»-«могу». На основе применения технологии деятельностного метода обучения у учащихся последовательно и поэтапно формируется понимание нормы учения (что мне «надо» делать как ученику). Одновременно для формирования у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность («я это хочу») в классе создается психологическая комфортная образовательная среда, где ребенок не боится высказать свое мнение, где его трудолюбие, старание, ответственное отношение к делу встречает доброжелательную поддержку, где он приобретает позитивный опыт переживания ситуации успеха, а с другой стороны, обеспечивается возможность его развития в собственном темпе на уровне своего возможного максимума («я это могу»). Технологически это обеспечивается реализацией в учебном процессе по всем учебным предметам деятельностного метода обучения и соответствующей системы дидактических принципов (принципов психической комфортности, минимакса, вариативности, деятельности, непрерывности). Учитывая психологические и возрастные особенности подростков, их различные учебные возможности, во всех предметных линиях представлены разнообразные упражнения, задачи и задания, обучающие игры, ребусы, загадки, которые сопровождаются красочными иллюстрациями, способствующими повышению мотивации обучающихся, что является залогом успеха в преодолении затруднений учащихся в учебной деятельности учитывающими переход детей от одного физиологического уровня к другому. Используется также система дополнительных занятий, совместное выполнение домашних заданий, индивидуальные уроки, индивидуальные домошние задания и занятия на дому. Овладение навыками адаптации учащихся к социуму. На уроках и в воспитательных мероприятиях педагоги активно используют возможность развития мнения подростка о восприятии ситуации затруднения как сигнала для активного поиска способов и средств их преодоления, а не как повод для тревоги и огорчения. Знание алгоритмов эффективного разрешения проблем и пережитый опыт многократного поиска способов и средств их преодоления, а не как повод для тревоги и огорчения. Знание алгоритмов эффективного разрешения проблем и пережитый опыт 33 огорчения. Знание алгоритмов эффективного разрешения проблем и пережитый опыт многократного успешного их применения в ходе уроков создает условия для формирования у учащихся способности осуществлять верный выбор стратегии поведения и преодоления возникших трудностей. Систематическое обсуждение различных вариантов решения поставленных задач способствует развитию навыков адаптации к изменяющемуся миру, умению действовать самостоятельно. 3.3.2. Развитие творческого потенциала учащихся в рамках комплексной программы «Одаренные дети: выявление, обучение, развитие» Развитие творческого потенциала учащихся основной школы осуществляется в рамках урочной и внеурочной деятельности. На уроках организовывается системное освоение учащимися общего способа решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации. Приобретение детьми опыта построения общего способа решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации. Приобретение детьми опыта построения общего способа действий и освоение метода рефлексивной самоорганизации создает условия для формирования способности к решению проблем творческого и поискового характера. Система заданий творческого и поискового характера направлена на развитие у учащихся творческих способностей и интеллектуальных мыслительных операций, формируются проблемные вопросы, учебные задачи или создаются проблемные ситуации. Школа ориентирована на работу с одаренными детьми, имеющими высокие интеллектуальные способности и устойчивую положительную мотивацию к учению. Давая образование повышенного уровня, мы готовим обучающихся к творческому интеллектуальному труду. Приоритетом являются: индивидуальный подход в обучении и воспитании каждого ученика, развитие его природных задатков. Основу работы программы составляют: поиск детей обладающих высокими способностями, их диагностика, удовлетворение высоких потребностей одаренных учащихся. Программа работает на обучающихся, которым свойственны: развитый интеллект, высокий уровень творческих возможностей и активная познавательная потребность. Цель развития – проектирование и прогнозирование получаемого одаренным учеником образования и развития, выделение особенностей организации индивидуального образовательного пространства и определение ведущих принципов творческого взаимодействия «учитель-ученик-родители». В ходе поэтапной реализации происходит: обеспечение эффективной поддержки и развития индивидуальных способностей детей в здоровой образовательной среде; оказание конкретной помощи в становлении субъективности каждого талантливого ребенка; создается режим 34 содержательного повседневного отслеживания развития одаренной личности; отрабатываются элементы системы поддержки и стимулирования талантливых детей; осуществляются меры по созданию комфортных образовательных и психологических условий для полноценной самоактуализации и самореализации талантливых учащихся. Основу содержания индивидуальных образовательных траекторий составляют нетрадиционные занятия: эвристические, проблемные, коммуникативные, рефлексивные, исследовательские, системно-деятельностные практикумы и приемы имитационного моделирования (ролевые игры). Основу системы составляют «метод подкреплений», когда обучающиеся получают возможность в реальной ситуации убедиться в необходимости адекватного отношения к своему здоровью, жизни и ее экологической составляющей, что нужно не только много знать, но и уметь использовать эти знания в быту, что нет предела человеческим возможностям в личном самосовершенствовании: когнитивный (познавательные): - дидактические и развивающие игры; - лекции, семинары, практикумы; - проблемное обучение, в т.ч., «мозговый штурм» (обсуждение в группах) с эффективностью усвоения информации =50-65%; - образовательное проектирование; - развитие исследовательских умений, участие в различных конференциях; - система курсов внеурочной деятельности; креативные (творческие): - сюжетно-ролевые игры (обучение с практикой действия) с эффективностью =70-90%; - школьный театр; - образовательное проектирование; практические: -разработка и внедрение методики работы с родителями одаренных детей; - информационные и практические акции; - конференции, викторины, игры, беседы; -ролевые тренинги, тренинги сензетивности и успешности; - система творческих зачетов. 1. Максимальную индивидуализацию системы социально-психологопедагогического сопровождения талантливых подростков с проведением «тренингов успешности». В качестве приоритета выбрана категория учащихся, обладающих «академической одаренностью» (интеллектуальные способности – выше среднего уровня + повышенная степень мотивации и креативности). 35 Сопровождение складывается из 3х обязательных компонентов: 1. Систематический мониторинг психолого-педагогического статуса подростка с точки зрения его актуального состояния и перспектив ближайшего развития (регулярное проведение различных психологических исследований). 2. Оптимизация социально-психологических условий для успешного обучения и развития «психологически благополучных» подростков. 3. Создание специальных социально-социально-психологической программой по двум областям исследования: интеллектуальные способности и мотивационно-личностные особенности. Используемые методики: - психологическая диагностика в соответствии с разработанной психодиагностической программой по двум областям исследования: интеллектуальные способности и мотивационно-личностные особенности; - педагогические наблюдения, проводимые учителями-предметниками и классными руководителями для организации и координации учебной деятельности, отслеживания тенденций личностного развития. В результате – определяются группы учащихся, условно разделяемые на 3 группы: 1 группа – функциональная (обучающиеся с достаточно высоким уровнем интеллекта, креативности, зрелой учебной мотивацией и отсутствием тревожности). Элементы сопровождения: работа с педагогами и/или разовое собеседование с психологом. 2 группа – перспективная функциональная (обучающиеся с уровнем интеллекта, и креативности выше среднего, зрелой учебной мотивацией и незначительной тревожностью). Элементы сопровождения: работа с педагогомпсихологом по развитию внимания, памяти, логического мышления, снятию психоэмационального напряжения, тревожности. 3 группа – психологического сопровождения (обучщающиеся с высоким уровнем интеллекта, креативности, повышенной мотивацией успешности и наличием тревожности). Элементы сопровождения: особый подход и внимание со стороны всех педагогических работников, проведение специальных занятий с психологом по развитии психосоциальной сферы личности. Важной составной частью эффективного психолого-педагогического сопровождения талантливых учащихся является создание банка данных обучающихся с признаками одаренности для обеспечения их последующего участия в интеллектуальных и предметных конкурсах, олимпиадах и т.д. Основными источниками информации являются: психологическая диагностика, педагогические наблюдения, стандартная информация от классных руководителей (успеваемость, участие в интеллектуальных конкурсах. Олимпиадах). 36 3.4. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся в Школе решает следующие воспитательные задачи: - формирование у школьников активной жизненной позиции; - вовлечение обучающихся в совместную деятельность и активное участие в ней. Принципы поощрения, которыми руководствуется школа: 1. Публичность поощрения – информирование всех учеников лицея о награждении, проведение процедуры награждения в присутствии значительного числа обучающихся. 2. Регулирование частоты награждений – в конце четверти, на линейках, а также традиционной мероприятии, которое проходит в конце года «Звездная дорожка» - церемонии награждения (по итогам года) обучающихся, родителей и педагогов за активное участие в жизни лицея, защиту чести лицея в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие лицея. 3. Лицей использует сочетание индивидуального и коллективного поощрения для стимулирования групп школьников к преодолению межличностных противоречий между получившими награду и не получившими ее. 4. Дифференцированность поощрений – поощрения и награды разделены на уровни и типы наград, что поддерживает стимулирующее действие системы поощрения. Формами поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся являются: - традиционный праздник «Звездная дорожка» - церемонии награждения (по итогам года) обучающихся, родителей и педагогов за активное участие в жизни лицея, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы. - формирование портфолио обучающегося (обучающиеся формируют портфолио своих достижений, и на основании этого мониторинга в конце учебного года выбирается победитель); - достижения учащихся в области творчества и спорта отражаются на сайте школы, а также на информационных стендах школы и других периодических изданиях; - участие в выставке является результатом успешной работы в творческих объединениях. Выставка организуется с целью создания условий для творческой самореализации личности ребенка, активизации его познавательных интересов, 37 развития творческой инициативы. Результаты участия помогают определить динамику развития ребенка. В школе №27 применяются следующие виды поощрения: - объявление благодарности; - значок «Ученик года»; - похвальный лист «За отличные успехи в учении»; - похвальная грамота «За особые успехи в изучении отдельных предметов»; - награждение грамотой; - вручение сертификатов и дипломов; - занесение фотографии активиста на доску почета, размещение информации на сайте школы; - материальное награждение: награждение кубками, медалями и ценными призами. - награждение родителей (законных представителей) обучающихся благодарственными письмами за хорошее воспитание детей. 3.5 Анализ воспитательного процесса Анализ воспитательного процесса осуществляется в соответствии с целевыми ориентирами ожидаемых результатов воспитания, личностными результатами обучающихся на уровнях начального общего, основного общего, среднего общего образования, установленных соответствующими ФГОС. Основным методом анализа воспитательного процесса в школе является ежегодный самоанализ воспитательной работы с целью выявления основных проблем и последующего их решения, с привлечением (при необходимости) внешних экспертов, специалистов. Планирование анализа воспитательного процесса включается в календарный план воспитательной работы. Основные принципы самоанализа воспитательной работы: взаимное уважение всех участников образовательных отношений; приоритет анализа сущностных сторон воспитания. Ориентирует на изучение, прежде всего, не количественных, а качественных показателей, таких как сохранение уклада школы, качество воспитывающей среды, содержание и разнообразие деятельности, стиль общения, отношений между педагогами, обучающимися и родителями (законными представителями); развивающий характер осуществляемого анализа. Ориентирует на использование результатов анализа для совершенствования воспитательной деятельности педагогических работников (знания и сохранения в работе целии задач воспитания, умелого планирования воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания совместной деятельности с обучающимися, коллегами, социальными партнерами); распределённая ответственность за результаты личностного развития обучающихся. Ориентирует на понимание того, что личностное развитие обучающихся — это результат как организованного социального воспитания (в 38 котором школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и их стихийной социализации и саморазвития. Основные направления анализа воспитательного процесса: Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития обучающихся в каждом классе. Анализ проводится классными руководителями вместе с заместителем директора по воспитательной работе (советником директора повоспитательной работе при наличии) с последующим обсуждением результатов на методическом объединении классных руководителей или педагогическом совете. Основным способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение. Внимание педагогов сосредотачивается на вопросах: какие проблемы, затруднения в личностном развитии обучающихся удалось решить за прошедший учебный год; какие проблемы, затруднения решить не удалось и почему; какие новые проблемы, трудности появились, над чем предстоит работать педагогическому коллективу. Состояние организуемой совместной деятельности обучающихся и взрослых. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности обучающихся и взрослых. Анализ проводится заместителем директора по воспитательной работе (совместно с советником директора по воспитательной работе при наличии), классными руководителями с привлечением актива родителей (законных представителей) обучающихся, актива совета обучающихся. Способами получения информации о состоянии организуемой совместной деятельности обучающихся и педагогических работников могут быть анкетирования и беседы с обучающимися и их родителями (законными представителями), педагогическими работниками, представителями совета обучающихся. Результаты обсуждаются на заседании методических объединений классных руководителей или педагогическом совете. Внимание сосредоточивается на вопросах, связанных с качеством (выбираются вопросы, которые помогут проанализировать проделанную работу, описанную в соответствующих видах и формах воспитательной деятельности): реализации воспитательного потенциала урочной деятельности; организуемой внеурочной деятельности обучающихся; проводимых общешкольных основных дел, мероприятий; деятельности классных руководителей и их классов; внешкольных мероприятий; создания и поддержки предметно-пространственной среды; взаимодействия с родительским сообществом; деятельности ученического самоуправления; деятельности по профилактике и безопасности; реализации потенциала социального партнёрства; 39 деятельности по профориентации обучающихся; и т.д. по дополнительным модулям, иным позициям в п. 2.2. Итогом самоанализа является перечень выявленных проблем, над решением которых предстоит работать педагогическому коллективу. Итоги самоанализа оформляются в виде отчета, составляемого заместителем директора по воспитательной работе (совместно с советником директора по воспитательной работа при наличии) в конце учебного года, рассматриваются и утверждаются педагогическим советом или иным коллегиальным органом управления в школе. 40