1 Приложение №1 Внести изменения и дополнения в ОП НОО в целевой раздел курсов внеурочной деятельности: « Если хочешь быть здоров», «Занимательная математика», «Краеведение», « Здоровое питание», «Я и общество», « Логика, информатика, математика», «Занимательный родной язык», « Комплексная работа с текстом». Программы курсов внеурочной деятельности Внеурочная деятельность школьников – это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий. Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования в полной мере. Целью внеурочной деятельности является содействие в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (личностных, метапредметных. предметных) обучающимися 1-4-х классов. Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются:включение учащихся в разностороннюю деятельность; создание условий для реализации основных образовательных целей; оптимизации учебной нагрузки учащихся; формирование способностей к успешной социализации в обществе, воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата. Согласно требованиям ФГОС начального общего образования внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности (спортивнооздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Принципами организации внеурочной деятельности в нашей школе стал: соответствие возрастным особенностям обучающихся; преемственность с технологиями учебной деятельности; опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности; опора на ценности воспитательной системы школы; Задачи: - Развитие личности каждого ребёнка через самореализацию в условиях игровых и творческих ситуаций - Развитие инициативы и творчества детей - Воспитание любви к родному краю на основе элементов народного творчества - Пропаганда здорового образа жизни Рабочие программы курсов внеурочной деятельности по направлениям разработаны в 2 соответствии с требованиями п.16, п.17, п.19.10 раздела III ФГОС НОО, изменениями идополнениями к ним, даются также в приложении: • результаты освоения курса внеурочной деятельности; • содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видовдеятельности; • тематическое планирование. Содержание обучения конкретизируются в программах внеурочных курсов. Общеинтеллектуальное.Это направление представлено образовательными модулями:«Занимательная математика», «Логика, информатика, математика», «Занимательный родной язык», «Комплексная работа с текстом». Духовно-нравственное.Это направление представлено курсом «Я и общество» Спортивно-оздоровительное. Это направление внеурочной деятельности включает практическую деятельность детей в рамках курсов «Если хочешь быть здоров», «Здоровое питание». Общекульторное направление-представлено курсом «Краеведение» Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Планируемые результаты внеурочной деятельности. 1.«Занимательнаяматематика» Личностныерезультатыбудутсформированы: • начальные (элементарные) представления о самостоятельности и личной ответственности в процессе обучения математике; • начальныепредставленияоматематическихспособахпознаниямира; • начальныепредставленияоцелостностиокружающегомира; • понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап) и того, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от самого учащегося; • проявление любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; • проявление мотивации учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения, которые базируются на необходимости постоянного расширения знанийдлярешенияновыхучебныхзадачинаинтересекзанятиям «Развивающаяматематика»; • освоение положительного и позитивного стиля общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома; • умение определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всехлюдей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога: как поступить; • умение демонстрировать самостоятельность суждений, независимость и нестандартность мышления; 3 • понимание и принятие элементарных правил работы в группе: проявление доброжелательного отношения к сверстникам, стремления прислушиваться к мнению одноклассников и пр.; • начальныепредставленияоб основахгражданскойидентичности(черезсистему определенных заданий и упражнений); • приобщение к семейным ценностям, понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей. Учащийсяполучитвозможностьдляформирования: • основ внутренней позиции ученика с положительным отношением к школе, учебной деятельности, а именно: проявления положительного отношения к занятиям «Развивающая математика», умения отвечать на вопросы учителя (учебника), участвовать в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности; осознания сути новой социальной роли ученика, принятия норм и правил школьной жизни, ответственного отношения к занятиям; • учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новых учебных и практических задач; • способностиксамооценкерезультатовсвоейучебнойдеятельности. Метапредметныерезультаты Регулятивные УУДучащийсянаучится: • определятьиформулироватьцельдеятельностиспомощьюучителя; • проговариватьпоследовательностьдействий; • высказыватьсвоепредположениенаосновеработысиллюстрациейна карточке, доске; • выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии; • работатьпопредложенномуучителемплану; • отличатьверновыполненноезаданиеотневерного; • выполнятьсамооценкусвоейработыназанятии; • совместносучителемидругимиученикамидаватьэмоциональнуюоценку деятельности товарищей; • сопоставлятьполученный(промежуточный,итоговый)результатс заданным условием; • контролироватьсвоюдеятельность:обнаруживатьиисправлятьошибки; • пониматьиприниматьучебнуюзадачу,поставленнуюучителем,на разныхэтапах обучения; • пониматьиприменятьпредложенныеучителемспособырешенияучебнойзадачи ; • принимать план действий для решения несложных учебныхзадач иследовать ему; • выполнятьподруководствомучителяучебныедействиявпрактическойи мыслительной форме; • осознаватьрезультатучебныхдействий,описыватьрезультатыдействий, используя математическую терминологию; • осуществлятьпошаговыйконтрольсвоихдействийподруководствомучителя. Учащийсяполучитвозможностьнаучиться: • понимать, принимать и сохранять различные учебно-познавательные задачи; 4 составлять план действий для решения несложных учебных задач, проговаривая последовательность выполнения действий; • выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме; • фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и прочих средств, предложенных учителем), адекватно относиться к своим успехам и неуспехам, стремиться к улучшению результата на основе познавательной и личностной рефлексии. ПознавательныеУУД. Учащийсянаучится: • ориентироватьсявсвоейсистемезнаний: отличатьновоеотужеизвестногос помощью учителя; • делатьпредварительныйотбористочниковинформации:ориентироватьсяв книге (на развороте, в оглавлении), в словаре; • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя справочники и энциклопедии, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя; • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства,неравенства, • плоские геометрические фигуры; • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных моделей, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных моделей, рисунков, схематических рисунков, схем); • понимать и строить простые модели (в форме схематических рисунков) математических понятий и использовать их при решении текстовых задач; • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи • информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.); • проводить сравнение объектов с целью выделения их различий, замечать существенные и несущественные признаки; • определять закономерность следования объектов и использовать ее для выполнения задания; • выбирать основания для классификации объектов и проводить их классификацию (разбиение объектов на группы) по заданному или установленному признаку; • осуществлятьсинтезкаксоставлениецелогоизчастей; • иметь начальное представление о базовых межпредметных понятиях: числе, величине, геометрической фигуре; • находить и читать информацию, представленную разными способами (учебник, справочник, аудио- и видеоматериалы и др.); • выделять из предложенного текста (рисунка) информацию по заданному 5 условию, дополнятьеютекстзадачиснедостающимиданными, составлять поней текстовые задачи с разными вопросами и решать их; • находитьиотбиратьизразныхисточниковинформациюпозаданнойтеме. Учащийсяполучитвозможностьнаучиться: • понимать и выполнять несложные обобщения и использовать их для получения новых знаний; • устанавливать математические отношения между объектами и группами объектов (практически и мысленно), фиксировать это в устной форме, используя особенности математической речи (точность и краткость), а также напостроенных моделях; • применятьполученныезнаниявизмененныхусловиях; • объяснятьнайденныеспособыдействийприрешенииновыхучебных задачи находить способы их решения (в простейших случаях); • выделятьизпредложенноготекстаинформациюпозаданномуусловию; • систематизировать собранную в результате расширенного поиска информацию и представлять ее в предложенной форме. КоммуникативныеУУДучащийсянаучится: • доноситьсвоюпозициюдодругих:оформлятьсвоюмысльв устной • слушатьипониматьречьдругих; • читатьипересказыватьтекстматематическогозадания; • включатьсявгрупповуюработу; • аргументироватьсвоюпозициювкоммуникации,учитыватьразныемнения; • использоватькритериидляобоснованиясвоегосуждения; • участвоватьвобсуждениипроблемныхвопросов,высказыватьсобственноемнен ие и аргументировать его; • совместнодоговариватьсяоправилахобщенияиповеденияназанятиии следовать им; • учитьсявыполнятьразличныероливгруппе(лидера,исполнителя,критика); • задаватьвопросыиотвечатьнавопросыпартнера; • воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к выполнениюзадания, оценивать их; • уважительновестидиалогстоварищами; • принимать участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы под руководством учителя; • понимать и принимать элементарные правила работы в группе: проявлять доброжелательноеотношение к сверстникам, прислушиваться к мнению одноклассников и пр.; • осуществлятьвзаимныйконтрольиоказыватьнеобходимуювзаимнуюпомощь. Учащийсяполучитвозможностьнаучиться: • применять математические знания и математическую терминологию при изложении своего мнения и предлагаемых способов действий; • включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться; • слушать партнера по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на ип 6 полуслове, вникать в смысл того, о чем говорит собеседник; • интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться; • аргументированновыражатьсвоемнение; • совместно со сверстниками решать задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, проекта; • оказыватьпомощьтоварищувслучаяхзатруднения; • признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие; • употреблятьвежливыесловавслучаенеправоты:«Извини,пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др. Предметныерезультаты Учащийсянаучится: • описыватьпризнакипредметовиузнаватьпредметыпоихпризнакам; • выделятьсущественныепризнакипредметов; • сравниватьмеждусобойпредметы,явления; • сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания; • моделироватьвпроцессесовместного обсужденияалгоритмрешениячислового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы; • применятьизученныеспособыучебнойработыиприемывычисленийдляработы с числовыми головоломками; • самостоятельносоставлятьребусы,кодироватьинформацию; • анализироватьправиламатематическойигры,действоватьвсоответствиис заданными правилами; • обобщать,делатьнесложныевыводы; • решатьнестандартныеилогическиезадачи; • выбиратьрациональныйспособрешениякомбинированныхзадач; • классифицироватьявления,предметы; • определятьпоследовательностьсобытий; • судитьопротивоположныхматематическихявлениях; • даватьопределениятемилиинымматематическимпонятиям; • выявлятьфункциональныеотношениямеждуматематическимипонятиями; • сравнивать,анализироватьгеометрическиефигуры,объемныетела; • строитьгеометрическиефигуры; • выявлятьзакономерностиипроводитьаналогии. 2.«Я и общество» Личностные результаты 1. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 2. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к 7 другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовностии способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; 3. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; 4. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 5. Формирование коммуникативной компетентности в общении исотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, деятельности; 6. Формированиеосновэкологическойкультурысоответствующейсовременномууровн ю экологического мышления. Данныерезультатысоответствуютключевымличностнымрезультатамосвоенияосновно й образовательной программы основного общего образования ФГОС. Метапредметныерезультаты 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способыдействий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать и делать выводы; 7) умение организовыватьучебное сотрудничество и совместную деятельность сучителем и сверстниками;работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; 8) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникациидлявыражениясвоихчувств,мыслейипотребностей;планированияирегуляциис воейдеятельности; владениеустнойиписьменнойречью,монологической контекстной речью; 9) формированиеиразвитиекомпетентностивобластииспользованияинформационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции); 10) формированиеиразвитиеэкологическогомышления,умениеприменятьегов познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. 3. «Логика, информатика, математика Личностные результаты: 8 Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Метапредметные результаты : Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий . Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Добывать новые знания: находитьответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших схематических рисунков, схем). Коммуникативные УУД: моделей (предметных, рисунков, 9 Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Читать и пересказывать текст. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные результаты: - описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; -выделять существенные признаки предметов; -сравнивать между собой предметы, явления; -обобщать, делать несложные выводы; -классифицировать явления, предметы; -определять последовательность событий; -судить о противоположных явлениях; -давать определения тем или иным понятиям; -определять отношения между предметами типа «род» - «вид»; -выявлять функциональные отношения между понятиями; -выявлять закономерности и проводить аналогии. 4. «Краеведение» Личностныерезультаты. Будутсформированы: внутренняяпозицияшкольниканауровнеположительногоотношенияк школе,семье,обществу,ориентациинасодержательныемоментышкольнойис оциальной действительности; познавательныйинтерескновомуматериалуиспособамрешенияновойз адачи; ориентациянапониманиепричинуспехавовнеурочнойдеятельности,вт омчисленасамоанализисамоконтрольрезультата,наанализсоответствиярезул ьтатовтребованиямконкретной задачи; основыгражданскойидентичностиличностивформеосознания“Я”как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину,народиисторию,осознаниеответственностичеловеказаобщееблагопо лучие,осознаниесвоей этническойпринадлежности; ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, такипоступковокружающихлюдей; знание основныхморальныхнорми ориентация наих выполнение,развитиеэтическихчувствкак регуляторовморальныхнорм; эмпатиякакпониманиечувствлюдейисопереживаниеим; 10 основы экологической культуры: принятие ценности природного мира,готовностьследоватьвсвоейдеятельностинормамповедениявприроде; чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства скультуройгорода икрая. Метапредметные результаты. Регулятивные УУД обучающийсянаучится: планироватьсвоидействиявсоответствииспоставленнойзадачейиусло виями еереализации; осуществлятьитоговыйипошаговыйконтрольпорезультату; оцениватьправильностьвыполнениядействиянауровнеадекватнойоценкисоо тветствиярезультатов требованиямданной задачи адекватновосприниматьпредложенияиоценкуучителей,товарищей,родителе йи другихсубъектов; различатьспособирезультатдействия; всотрудничествесучителемставитьновыеучебныезадачи; проявлятьпознавательнуюинициативувсотрудничествесдругимисуб ъектами социализации; оцениватьправильностьвыполнениязаданийивноситьнеобходимыеко ррективывеговыполнение. Познавательные УУД Обучающийсянаучится: осуществлятьпоискнеобходимойинформациидлявыполнениязадани й с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий,справочников,сведениями Интернета; осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающеммире,втом числеспомощьюИКТ; выражатьречьвустнойиписьменнойформе. Коммуникативные УУД Обучающийсянаучится: допускатьвозможностьсуществованияулюдейразличныхточекзрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействиис ними; учитыватьразныемненияистремитьсяккоординацииразличныхпозиц ийвсотрудничестве; формулироватьсобственноемнениеипозицию; договариватьсяиприходитькобщемурешениювсовместнойдеятельно сти,втомчислевситуации столкновения интересов; адекватноиспользоватьречьдляпланированияирегуляциисвоейдеятел ьности. учитыватьразныемненияиинтересыиобосновыватьсобственнуюпози цию; аргументироватьсвоюпозициюикоординироватьееспозициямипартн ероввсотрудничествепривыработкеобщегорешения всовместнойдеятельности. Предметныерезультаты. Будутсформированыследующие учебныедействия: Информационные: Знаниеисторииигеографиисвоейреспубликичерезизучениедостопри мечательностейближайшегоокруженияишколы,вкоторой ониучатся. 11 Знаниеисторическихипамятныхмествродномгороде,республике. Представлениеобисторическихикультурныхценностяхреспублики. Знаниехудожественныхпромысловинародныхремеселреспублики. Знание о замечательных людях республики. Исследовательские: Умениевыделятьобъектисследования. Умениеобрабатывать,оформлятьихранитьполученнуюинформацию. Умениеработатьсархивнымиматериалами. Начальныеумениябратьинтервьюисобиратьвоспоминанияжителейго рода,работниковпредприятий,выпускниковшколы. Умениеанализироватьисравниватьфактическиеистатистическиеданн ыеразныхисторическихпериодов. Умение изучать народные традиции, промыслы и находить импрактическоеприменение. 5. «Комплексная работа с текстом Личностные результаты: оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на занятиях; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные УУД: ориентироваться в тексте; в словарях; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Коммуникативные УУД:оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; выразительно читать и пересказывать текст; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Предметными результатами курса «Комплексная работа с текстом» является сформированность следующих умений: воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами; 12 понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст; делить текст на части, озаглавливать части; выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных; подробно и выборочно пересказывать текст; составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану; размышлять о характере и поступках героя; относить произведение к одному из жанров. 6. «Если хочешь быть здоров». Личностные результаты - Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); - В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Если хочешь быть здоров» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД): Регулятивные УУД: - Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя. - Проговаривать последовательность действий на уроке. - Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану. - Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала. - Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. - Средством формирования этих действий образовательных достижений (учебных успехов). служит технология оценивания Познавательные УУД: Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебной литературе (на развороте, в оглавлении, в словаре). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. 13 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков). Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета. Коммуникативные УУД: - Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). - Слушать и понимать речь других. - Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог). - Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. - Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). - Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков). Предметные результаты: - формирование первоначальных представлений о значении спортивнооздоровительных занятий для укрепления здоровья, для успешной учёбы и социализации в обществе. - овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, полезные привычки, подвижные игры и т.д.) Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности: - осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивнооздоровительные мероприятия; - социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром. Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях. 14 7. «Здоровое питание» Личностными результатами изучения курса «Здоровое питания» являются активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные; оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия; оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы. Метапредметными результатами изучения курса «Разговор о правильном питании» являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; Проговаривать последовательность действий Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией Учиться работать по предложенному учителем плану Учиться отличать верно выполненное задание от неверного Учиться совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебном пособии, других источниках информации Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы, сравнивать и группировать полученную информацию Преобразовывать информацию из одной формы в другую: на основе графических инструкций составлять словесные инструкции с последующим применением их в практической деятельности Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до остальных участников практической деятельности: оформлять свою мысль в устной речи Слушать и понимать речь других Читать и пересказывать текст Совместно договариваться о правилах общения и следовать им 15 Учится выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика) Предметными результатами изучения курса «Разговор о правильном питании» являются формирование следующих умений: Описывать признаки предметов и узнавать по их признакам Выделять существенные признаки предметов Сравнивать между собой предметы, явления Обобщать, делать несложные выводы 8. «Занимательный родной язык» Личностные результаты освоения курса - Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться совершенствованию собственной речи; - любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; - интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; - интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; - интерес к изучению языка; - осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. к Метапредметные результаты Регулятивные УУД: - самостоятельно формулировать тему и цели урока; - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; - работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: - перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); - пользоваться словарями, справочниками; - осуществлять анализ и синтез; - устанавливать причинно-следственные связи; - строить рассуждения; Коммуникативные УУД: - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. - высказывать и обосновывать свою точку зрения; - слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - задавать вопросы. Предметные результаты - умение делать умозаключение, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность действий; 16 -умение делить слова на слоги, правильно ставить ударение в словах, находить однокоренные слова, отгадывать и составлять ребусы; - умение называть противоположные по смыслу слова, работать со словарем; - умение подбирать фразеологизмы, использовать в речи знакомые пословицы; - умение пользоваться местоимениями, числительными и наречиями в речи. 1 2 3 4 5 6 7