1
Общие положения
1.1 Положение о проведении индивидуального отбора в классы с углубленным
изучением отдельных предметов и профильные классы Муниципального
автономного общеобразовательного учреждения «Школа № 27 с углубленным
изучением отдельных предметов» городского округа город Уфа Республики
Башкортостан разработано в соответствии с частью 5 статьи 67 Федеральным
законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», пунктом 10 части 2 статьи 4 Закона Республики Башкортостан от
01 июля 2013 г № 696-з «Об образовании в Республике Башкортостан», и
изменениями,
внесенными
в
постановления
Правительства
Республики
Башкортостан от 05.03.2022 №98, Концепцией профильного обучения на
старшей ступени общего образования, Уставом МАОУ «Школа № 27 с УИОП»
(далее — Школа).
1.1. Настоящее Положение регламентирует организацию индивидуального отбора
обучающихся при приеме (переводе) в школу для получения основного общего
м среднего общего образования с углубленным изучением отдельных
предметов или для профильного обучения, согласовывается с Управляющем
советом школы имеющим право вносить в него изменения и дополнения, и
утверждается директором школы.
1.2. При определении профиля обучения основными условиями являются:
- социальный запрос (учет потребностей учащихся);
- кадровые возможности Школы;
- материально-техническая база Школы;
- наличие программно-методического обеспечения, в том числе программ
элективных курсов, групповых и индивидуальных занятий;
- перспективы получения профессионального образования выпускниками.
2
1.3. Под переводом понимаются перевод обучающихся из класса в класс одной
параллели одной и той же образовательной организации, а также перевод
обучающихся из одной организации, осуществляющая образовательную
деятельность по образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего, в другие организации осуществляющие
образовательную
деятельность
по
образовательным
программам
в
соответствующие уровня и направленности.
1.4. Профильные классы:
- ориентированы
на
обучение
воспитание граждан,
способных к
профессиональному самоопределению, готовых к сознательному выбору способа
продолжения образования;
- обеспечивают учащимся право на получение среднего общего образования в
соответствии с требованиям и государственных образовательных стандартов,
непрерывность среднего общего и высшего профессионального образования;
расширенный (углубленный) уровень подготовки по определенному профилю;
условия для развития творческого потенциала учащихся
1.5. Профильные классы создаются на уровне среднего общего образования (1011е классы) и предполагают углубленное и расширенное изучение отдельных
предметов, образовательных областей или направлений в целях:
- реализации права на получение среднего общего образования в соответствии с
требованиями
государственных
образовательных
стандартов,
с
учетом
образовательных запросов учащихся, их родителей (законных представителей);
- удовлетворения индивидуальных познавательных потребностей и интересов
учащихся;
- формирования устойчивой ориентации на профессии, связанные с отдельными
учебными предметами;
3
- подготовки к обучению в учреждениях профессионального образования.
1.6. Классы с углубленным изучением отдельных предметов открываются на
уровне начального общего и основного общего образования.
1.7. Проведение индивидуального отбора в профильные классы и открытие
профильных классов согласуется с учредителем.
1.8. Открытие, ликвидация и реорганизация профильных классов производится в
соответствии
с
приказом
директора
Школы
на
основании
решения
педагогического совета Школы.
1.9. Профильные классы открываются при наполняемости классов не менее 20 и
не более 25 человек.
1.10. Настоящее Положение утверждается приказом по Школе и является
обязательным
для
всех
категорий
педагогических
и
административных
работников Школы.
2. Содержание и организация образовательного процесса
2.1 Учебный план на уровне среднего общего образования разрабатывается на
основе базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений в
соответствии
с
действующими
учебными
программами,
обсуждается
и
утверждается на заседании педагогического совета и приказом директора Школы.
2.2
Большинство учебных предметов изучается учащимися на двух уровнях -
базовом и профильном. Изучение профильных предметов осуществляется по
образовательным программам, обеспечивающим выполнение государственного
образовательного стандарта. Каждый учащийся выбирает индивидуальную
образовательную траекторию: какие предметы изучать на базовом уровне, какие
на профильном (не мене двух предметов). На основе индивидуальной
образовательной траектории составляется индивидуальный учебный план для
4
каждого учащегося Школы. В рамках профильного обучения возможно
углубленное изучение отдельных предметов.
2.3
Нагрузка
максимального
учащихся
объёма
в
профильном
учебной
классе
нагрузки,
не
должна
установленной
превышать
компонентом
государственного стандарта общего образования, а также должна отвечать
требованиям санитарных норм и правил.
2.4
Набор и содержание элективных курсов школа определяет самостоятельно в
соответствии с выбранными учащимися профилями. Посещение элективных
курсов является обязательным.
2.5
Обучающиеся не прошедшие отбор в профильные классы, могут обучаться в
универсальном классе, при наличии мест.
2.6
Образовательный процесс в профильных классах осуществляют наиболее
опытные
и
квалифицированные
педагоги.
При
этом
приоритетными
направлениями в деятельности педагогов являются :
- наличие многоплановых целей обучения;
- активизация самостоятельной и творческой деятельности школьников;
- развитие познавательных интересов обучающихся;
- использование новых педагогических технологий.
2.7 Кураторство над профильным обучением осуществляет один из заместителей
директора по учебно-воспитательной работе.
3. Порядок комплектования профильных классов
3.1. Условия приема обеспечивают равные возможности для участия в конкурсе
выпускников 9-х классов и способствуют отбору наиболее подготовленных из них
к профильному обучению.
3.2. Критерии индивидуального отбора обучающихся устанавливается данным
локальным актом и согласовывается по согласованию с учредителем.
5
3.3. Преимущественным правом поступления в профильные классы независимо от
их места жительства пользуются:
• выпускники 9 классов, получившие аттестат об основном общем образовании
с отличием;
• выпускники 9 классов, наиболее успешно прошедшие государственную
итоговую аттестацию за курс основного общего образования и имеющие по
профильным предметам отметки «хорошо» и «отлично»;
• победители городских, республиканских, всероссийских и международных
олимпиад, МАН;
•
дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
3.4.
Прием в профильный класс производится на основании решения итогового
педагогического совета, на котором рассматриваются кандидатуры из числа
выпускников 9 классов, успешно освоивших образовательные программы на
уровне
основного
общего
образования,
и
принято
решение
о
приеме
представленных кандидатур.
3.5.
Приём заявлений начинается после вручения аттестатов об основном общем
образовании.
3.6.
Для решения вопроса о зачислении в профильный класс выпускники 9
классов и их родители (законные представители) представляют заявление о приёме
на имя директора Школы, аттестат об основном общем образовании, портфолио
достижений учащихся, медицинское заключение о состоянии здоровья. При
поступлении в профильные классы у учащихся не должно быть противопоказаний
к занятиям по соответствующей профильной направленности.
3.7.
В приемную комиссию по зачислению в профильные классы входят пять
человек в составе председателя комиссии — директора Школы, членов комиссии
—
заместителя директора по учебно-
воспитательной работе, учителей-
предметников.
6
3.8. Приёмная комиссия по зачислению в профильные классы рассматривает
представленные документы в последней декаде июня согласно графику,
утвержденному Школой.
3.9. По совокупным результатам государственной (итоговой) аттестации и
индивидуальным показателям образовательных достижений учащихся
(портфолио) определяется итоговый рейтинг выпускника, который служит
объективной основой для комплектования профильных классов в случае,
когда число желающих превышает количество возможных к открытию
мест.
3.10. Зачисление учащихся в профильный класс производится на основании их
заявлений, поданных до 31 августа текущего года.
3.11. Прием на вакантные места в профильный класс осуществляется на основе
результатов итоговой аттестации за 9 класс при наличии по профильным
предметам отметок «хорошо» и «отлично», портфолио достижений и
тестирования по профильным предметам.
3.11.1.Тест по профильным предметам состоит из 10 вопросов.
3.11.2. Для зачисления в профильный класс необходимо выполнить от 70% до
100% тестовых заданий по каждому предмету.
3.12. Прием заявлений в профильный класс осуществляет директор Школы.
Зачисление
в
профильный
класс
производится
на
основании
решения
педагогического совета, на котором рассматривались заявления и принято
решение о приеме.
3.13. За учащимися профильных классов сохраняется право свободного перехода в
другие классы Школы:
- в общеобразовательные при наличии мест;
7
- в классы другого профиля при условии дополнительного прохождения
элективных курсов этого профиля и отметок «хорошо» и «отлично» по учебным
предметам, успешного прохождения текущей и промежуточной аттестации по
учебным предметам и курсам, входящим в учебный план вновь выбранного
профиля.
3.14.В случае возникших затруднений в усвоении программного материала или по
каким-либо другим причинам, включая утрату интереса к профилю, учащийся
имеет право в течение учебного года перейти в общеобразовательный класс при
наличии вакантных мест.
из
3.15.Отчисление
профильных
классов
осуществляется
в
порядке,
установленном действующим законодательством и локальными актами Школы в
следующих случаях:
- по желанию учащихся, родителей (законных представителей);
- в случае неуспешности обучения по профильным предметам; - в случае
большого пропуска (в том числе по болезни).
3.16.Зачисление и отчисление учащихся в профильный класс оформляются
приказом директора.
3.17.Основаниями для реорганизации и закрытия профильных классов являются:
- невозможность укомплектования качественными педагогическими кадрами; отсутствие мотивации к продолжению профильного обучения у учащихся; невостребованность профилей.
3.18. Открытие, закрытие и реорганизация профильного класса производятся в
соответствии
с
приказом
директора
Школы
на
основании
решения
педагогического совета Школы.
4.
Прием в классе с углубленным изучением отдельных
предметов
8
4.1 Индивидуальный отбор обучающихся при приеме или переводе обучающихся по
образовательным
программам
начального
общего
образования
классы
с
углубленным изучением отдельных предметов не допускается.
4.2
Индивидуальный отбор при переводе в классы с углубленным изучением
отдельных предметов производиться в период с 01.04 по 15.06 текущего учебного
года.
4.3
Основанием для зачисления в классы с углубленным изучением отдельных
предметов является:
- согласие обучающихся и их родителей (законных представителей),
- отметка по соответствующему учебному предмету углубленного изучения за
предыдущей год обучения,
- рекомендации педагога-психолога,
- результаты
тестирования
по
соответствующему
учебному
предмету
углубленного изучения с целью диагностики уровня обученности.
4.4 Срок
рассмотрения
заявления
родителя
(законного
представителя)
несовершеннолетнего обучающегося о приеме в класс с углубленным изучением
отдельных предметов не должен превышать 30 дней с момента подачи заявления.
4.5
Для
подтверждения
обстоятельств,
свидетельствующих
о
наличие
преимущественных право зачисления обучающегося в класс с углубленным
изучением отдельных предметов предоставляются соответствующие документы:
дипломы, грамоты, сертификаты, благодарственные письма и другое.
4.6
Отказ по результат по индивидуальному отбору обучающихся в переводе в
класс с углубленным изучением отельных предметов не является основание для
отчисления обучающегося из школы.
5.Порядок проведения аттестации
5.1
В целях контроля качества профильного обучения и определения тенденции
развития класса администрацией Школы три раза в год проводятся контрольные
9
срезы знаний, сравнительный анализ результатов обученности в начале, середине и
конце реализации образовательной программы.
5.2 Государственная (итоговая) аттестация по завершении среднего общего
образования в профильных классах проводится в соответствии с Положением о
государственной (итоговой) аттестации.
10
Приложение 1.
Ходатайство на согласование критериев индивидуального отбора при
приеме (переводе) в общеобразовательные организации ГО г. Уфа РБ для
получения среднего общего образования
в профильных классах
№№
Наименование ОО
Перечень критериев индивидуального
1.
Муниципальное
Наименование локального акта «Положение о
порядке проведения индивидуального отбора в
классы с углубленным изучением отдельных
предметов и профильные классы»
(утв. приказом от 03.10.2025 № 438)
Критерии:
1. Средний балл аттестата об основном общем
образовании от 3.7 до 5 баллов.
2. Средний балл в аттестате по профильным
предметам 4.0 до 5 баллов.
3. Результат ОГЭ по математике от 3.7 до 5
баллов.
4. Результат ОГЭ по русскому языку от 3.7 до 5
баллов.
5. Тестирование проводится по профильным
предметам:
5.1. Тест состоит из 10 вопросов практического
характера.
5.2. Для зачисления в профильный класс
необходимо выполнить от 70% до 100%
тестовых заданий по каждому предмету.
автономное
общеобразовательное
учреждение «Школа № 27 с
углубленным
отдельных
городского
Уфа
Башортостан
изучением
предметов»
округа
город
Республии
Преимущественным правом поступления в
профильные классы независимо от их места
жительства пользуются:
выпускники 9 классов, получившие аттестат об
основном общем образовании с отличием;
• выпускники 9 классов, наиболее успешно
прошедшие государственную итоговую
аттестацию за курс основного общего
образования и имеющие по профильным
предметам отметки «отлично»;
• победители городских, республиканских,
всероссийских
и
международных
олимпиад, МАН;
11
• дети-сироты и дети,
попечения родителей.
оставшиеся
12
без