1
1. Общие положения
1.1.
Настоящее Положение о рабочих программах Муниципального автономного
общеобразовательного учреждения «Школа № 27 с углубленным изучением отдельных
предметов» городского округа город Уфа Республики Башкортостан, разрабатываемых в
соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов
и Федеральных образовательных программ начального общего (ФОП НОО), основного
общего (ФОП ООО) и среднего общего образования, (ФОП СОО) (далее – Положение),
регулирует оформление, структуру, порядок разработки, утверждения и хранения рабочих
программ учебных предметов, учебных курсов , учебных модулей, курсов внеурочной
деятельности в МАОУ «Школа № 27 с УИОП» (далее – школа).
1.2.
Положение разработано на основании следующих нормативных актов:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
- приказа Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования»;
- приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372
«Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования»
с изменениями приказа 09.10.2024 N 704
- приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370
«Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования»
(Зарегистрирован 12.07.2023 № 74223) с изменениями приказа 09.10.2024 N 704;
- приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371
«Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования»
(Зарегистрирован 12.07.2023 № 74228) с изменениями приказа 09.10.2024 N 704;
- приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
(далее – ФГОС НОО третьего поколения) с учетом изменений приказа Минпросвещения от
18.06.2025 № 467;
- приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
(далее – ФГОС ООО третьего поколения) с учетом изменений приказа Минпросвещения от
18.06.2025 № 467;
- приказа Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (далее – ФГОС
СОО) с последними изменениями;
- приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 06.11.2024 № 779
«Об утверждении перечня документов, подготовка которых осуществляется педагогическими
работниками при реализации основных общеобразовательных программ, образовательных
программ среднего профессионального образования»;
- приказа Минпросвещения Российской Федерации от 05.11.2024 № 769 Об
утверждении федерального перечня учебников с изменениями;
- приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 01.04.2025 № 258;
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2024 № 499 «Об
утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов»;
- приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 №1598 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья»;
- Устава МАОУ «ШКОЛА № 27 С УИОП»;
- положения о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся в МАОУ «ШКОЛА № 27 С УИОП».
2
1.3. Рабочая программа выполняет следующие функции:
обеспечение реализации в полном объеме образовательной программы в
соответствии с календарным учебным графиком;
обеспечение преемственности содержания между годами обучения и уровнями
образования;
создание условий для реализации системно-деятельностного подхода к
обучению;
обеспечение достижений планируемых результатов каждым обучающимся;
определение содержания, объема и порядка изучения учебного предмета (курса,
модуля) с учетом целей, задач и особенностей образовательной деятельности школы и
контингента обучающихся;
приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям,
включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в
российском обществе.
1.4. Школа предусматривает непосредственное применение при реализации ООП
НОО федеральных рабочих программ по учебным предметам «Русский язык»,
«Литературное чтение», «Окружающий мир». Труд (Технология)
1.5. Школа предусматривает непосредственное применение при реализации ООП
ООО федеральных рабочих программ по учебным предметам «Русский язык», «Литература»,
«История», «Обществознание», «География», «Основы безопасности и защиты Родины». Труд
(Технология) -Школа предусматривает непосредственное применение при реализации ООП
СОО федеральных рабочих программ по учебным предметам «Русский язык»,
«Литература», «История», «Обществознание», «География», «Основы безопасности и защиты
Родины».
1.6 Рабочие программы непосредственного применения (указаны выше) и РП по
обновленным ФГОС разрабатываются в федеральном конструкторе РП.
1.7. Обязанности педагогического работника в части разработки, коррекции рабочих
программ и мера ответственности за выполнение рабочей программы в полном объеме
определяются должностной инструкцией педагогического работника в соответствии с
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 06.11.2024 № 779 «Об
утверждении перечня документов, подготовка которых осуществляется педагогическими
работниками при реализации основных общеобразовательных программ, образовательных
программ среднего профессионального образования»
1.8. Данное Положение вступает в силу с момента его утверждения и действует
бессрочно, до замены его новым положением.
2. Структура рабочей программы
2.1. Структура рабочей программы определяется настоящим Положением в
соответствии с требованиями:
- ФГОС НОО, утвержденного приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 286; ФГОС
ООО, утвержденного приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 (далее - ФГОС
третьего поколения);
- ФГОС СОО, утвержденного приказом Минобрнауки от 17.05.2012 № 413
- ФОП НОО, ФОП ООО, ФОП СОО.
2.2. Обязательные компоненты рабочих программ учебных предметов, учебных
курсов (в том числе и внеурочной деятельности), учебных модулей ООП НОО и ООО,
разработанных по ФГОС третьего поколения.
3
2.3. Рабочие программы ООП НОО и ООО, разработанные по обновленным ФГОС в
МБОУ СОШ№43 должны содержать следующие компоненты:
- пояснительную записку;
- содержание учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной
деятельности), учебного модуля;
- планируемые результаты освоения учебного предмета, учебного курса (в том числе
внеурочной деятельности), учебного модуля;
- тематическое планирование;
- проверяемые требования к результатам освоения основной образовательной
программы;
- проверяемые элементы содержания (для ООО и СОО);
- поурочное планирование;
- оценочные материалы (оформляется в качестве приложения и не включается в
версию рабочей программы для размещения на сайте).
В качестве электронных образовательных ресурсов допускается использование
материалов, включенных в Федеральный перечень электронных образовательных ресурсов,
допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от 18.07.2024 № 499 «Об
утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов».
Рабочие программы курсов внеурочной деятельности ООП НОО, ООО, СОО
разработанных по ФГОС третьего поколения, кроме перечисленного в пункте 2.2.1
настоящего Положения, должны содержать указание на форму проведения занятий в разделе
«Содержание учебного курса».
Рабочие программы по ФГОС третьего поколения формируются с учетом рабочей
программы воспитания. Формы учета рабочей программы воспитания необходимо указать в
пояснительной записке к рабочей программе.
2.4. Раздел «Пояснительная записка» включает:
- цель и задачи изучения учебного предмета/учебного курса (в том числе
внеурочной деятельности)/учебного модуля;
- место учебного предмета/учебного курса (в том числе внеурочной
деятельности)/учебного модуля в учебном плане школы;
- связь учебного предмета, курса с программой воспитания школы;
- срок освоения программы (например, 5-9 классы, 5 лет)
- количество часов в учебном плане на изучение предмета (количество часов в неделю;
количество часов в год) учебники и учебные пособия, которые используются в ходе изучения
предмета/учебного курса (в том числе внеурочной деятельности)/учебного модуля.
2.5. Раздел «Содержание учебного предмета, учебного курса (в том числе
внеурочной деятельности), учебного модуля» по ФГОС третьего поколения и раздел
включает:
- краткую характеристику содержания предмета, курса или модуля по
каждому тематическому разделу с учетом требований ФГОС общего образования;
- межпредметные связи учебного предмета, курса, модуля;
- ключевые темы в их взаимосвязи;
- преемственность по годам изучения (если актуально);
2.6. Раздел «Планируемые результаты освоения учебного предмета, учебного курса
(в том числе внеурочной деятельности ), учебного модуля» по ФГОС третьего поколения
и раздел «Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса» по ФГОС второго
поколения конкретизируют соответствующий раздел ООП (по уровням общего образования)
исходя из требований ФГОС общего образования.
Планируемые результаты содержатся в следующих документах: ФГОС НОО, ООО,
4
СОО
Федеральные образовательные программы НОО, ООО и СОО Основная
образовательная программа школы.
Федеральные рабочие программы по учебным предметам, курсам. Планируемые
результаты освоения рабочей программы включают три группы: личностные, метапредметные
и предметные.
Планируемые предметные результаты распределяются по годам обучения в
соответствии с ФГОС.
2.7. Раздел «Тематическое планирование» рабочих программ оформляется в виде
таблицы, состоящей из граф:
- наименование разделов программы;
- количество часов, отводимых на освоение каждого раздела (с выделением часов на
контрольные и практические работы в рабочих программах учебных предметов, учебных
курсов, учебных модулей);
- основные виды деятельности обучающихся (для учебных предметов, учебных
курсов, учебных модулей); (необязательно)
- форма проведения занятий (для курсов внеурочной деятельности);
- электронные (цифровые) образовательные ресурсы (возможность использования по
этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебнометодическими материалами (мультимедийные программы, электронные учебники и
задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы,
коллекции цифровых образовательных ресурсов), используемыми для обучения и воспитания
различных групп пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и
реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует
законодательству об образовании).
Допускается составление тематического планирования на параллель классов
(например, по русскому языку для 5 классов), если в классах работают разные учителя).
Тематическое планирование рабочей программы является основой для создания
поурочного планирования учебного предмета, курса, модуля на учебный год.
Для рабочей программы курса урочной деятельности
№ п/п
Наименование разделов Количество часов
Электронные
и тем программы
Всего
Контрольные Практические (цифровые)
образовательные
работы
работы
ресурсы
1
Числа и вычисления.
Рациональные числа
….
……
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
25
1
102
5
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/
7f415b90
0
Для рабочей программы курса внеурочной деятельности
№
п/п
Наименование
разделов и тем
программы
Количество часов
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Форма проведения
занятий
Разговоры о важном
1
https://xn--80aafadvc9
bifbaeqg0p.xn--p1ai/
5
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
2.8. Раздел «Поурочное планирование» оформляется в виде таблицы в электронном
виде, состоящей из колонок:
- номер урока по порядку;
- наименование темы урока;
- количество часов: всего, контрольные работы., практические (лабораторные) работы
- дата проведения урока по плану и фактическую;
- электронные цифровые образовательные ресурсы (могут указываться не на все
уроки, предметы: например, 1 класс)
Поурочное планирование является инструментом работы учителя.
№
п/п
1
2
Тема
урока
Количество часов
всего контрольные
работы
практические
работы
1
1
1
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образователь
ные ресурсы
2.9. Рабочая программа учебного предмета (курса, модуля) включает оценочные
материалы для проведения промежуточной и итоговой аттестации: примерные тексты
контрольных работ, примерные задания, утвержденные ШМО.
Примечание: проводить оценочные процедуры по каждому учебному предмету в
одной параллели классов не чаще 1 раза в 2,5 недели. При этом объем учебного времени,
затрачиваемого на проведение оценочных процедур, не должен превышать 10% от всего
объема учебного времени, отводимого на изучение данного учебного предмета в данной
параллели в текущем учебном году.
Учитываются все проверочные процедуры.
Например, если у вас 34 часа в год, то на все оценочные процедуры вы можете отвести
3,4 часа. И тут учитывайте, что лабораторные работы идут у вас по 0,5 часа. Т.е. – Вы
запланировали - 4 теста по 20 минут =80 минут. У вас остается -2 часа 20 минут. В это время
укладывается 5 работ по 0,5 часа.
ФОП — это главный документ. В программе прописаны лабораторные работы.
Названия работ должны соответствовать названиям в программе.
3. Порядок разработки и утверждения рабочей программы
3.1. Рабочая программа разрабатывается как часть ООП (по уровням общего
образования) педагогическим работником или группой педагогических работников в
соответствии с преподаваемым учебным предметом.
3.2. Рабочая программа может быть единой для всех учителей данного учебного
предмета, работающих в школе, или индивидуальной.
3.3. Рабочая программа составляется на соответствующий уровень образования (НОО,
ООО, СОО) с последующей корректировкой или на один учебный год.
3.4. Рабочая программа разрабатывается на основе:
- федерального государственного образовательного стандарта соответствующего
уровня образования;
- основной образовательной программы МАОУ «Школа № 27 с УИОП»
соответствующего уровня образования в части конкретного учебного предмета/учебного
6
курса, учебного модуля, курса внеурочной деятельности;
- федеральной рабочей программы учебного предмета (курса, модуля);
3.5. Содержание и планируемые результаты разработанной педагогическим
работником рабочей программы должны быть не ниже соответствующих содержания и
планируемых результатов федеральной рабочей программы учебного предмета (курса,
модуля).
3.6. Педагогический работник вправе:
- расширять содержание учебного предмета для углубленного изучения;
- конкретизировать требования к планируемым результатам освоения рабочей
программы;
- выбирать для реализации рабочей программы учебник, входящий в Федеральный
перечень учебников, утвержденный приказом Минпросвещения Российской Федерации от
05.11.2024 № 769 с изменениями Приказа Министерства просвещения Российской Федерации
от 01.04.2025 № 258;
выбирать исходя из целей и задач рабочей программы методики и технологии обучения
и воспитания;
- подбирать и (или) разрабатывать оценочные средства
- корректировать количество часов на изучение той или иной темы в рамках содержания
рабочей программы.
3.7. Педагогический работник вправе представить рабочую программу на заседании
методического объединения, соответствующим протоколом которого фиксируется факт
одобрения или неодобрения рабочей программы.
3.8. Рабочая программа утверждается в составе ООП (по уровням общего
образования) приказом руководителя школы.
4. Оформление и хранение рабочей программы
4.1. Рабочая программа оформляется в электронном варианте, которая размещается на
официальном сайте школы в открытом доступе.
4.2. Электронная версия рабочей программы форматируется в редакторе Libre Office
шрифтом Times New Roman, кегль 12–14, межстрочный интервал одинарный, выровненный по
ширине, поля: сверху - 2, слева - 3, снизу - 2, справа - 1,5; центровка заголовков и абзацы в
тексте выполняются при помощи средств Libre Office, листы формата А4. Таблицы вставляются
непосредственно в текст.
4.3. Печатная версия рабочей программы дублирует электронную версию и
распечатывается педагогическим работником по необходимости. Рабочая программа должна иметь
титульный лист с названием учебного предмета, курса или модуля, по которому ее разработали, и сроком
освоения программы.
Страницы рабочей программы должны быть пронумерованы. Титульный лист
считается первым, но не нумеруется, также как и листы приложения.
4.4. Календарно-тематическое планирование как составная часть рабочей программы
загружается в электронный журнал.
4.5. По окончании полугодия и сдачи отчета о прохождении программного материала
педагогические работники обязаны приложить к отчету распечатанную версию КТП из
электронного журнала с указанием фактических дат изученных тем/разделов/модулей.
7
5. Порядок внесения изменений в рабочую программу
5.1. В случае необходимости корректировки рабочих программ директор школы
издает приказ о внесении изменений в ООП соответствующего уровня общего образования в
части корректировки содержания рабочих программ.
5.2. Корректировка рабочих программ проводится в сроки и в порядке, установленные
в приказе директора школы о внесении изменений в ООП соответствующего уровня общего
образования.
Рабочая программа рассматривается на заседании соответствующих методических
объединений учителей предметников, результаты рассмотрения оформляются протоколом
МО, на титульном листе ставится гриф «Рассмотрено» с указанием даты и номера протокола
заседания МО.
Рабочая программа проверяется заместителем директора. На титульном листе ставится
гриф «Согласовано» с указанием даты.
Рабочую программу утверждает директор школы, ставит гриф утверждения на
титульном листе.
Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в рабочую программу учебного
предмета (курса) в течение учебного года, должны быть согласованы с администрацией
школы.
Администрация школы осуществляет контроль реализации рабочих программ в
соответствии с внутришкольной системой оценки качества образования.
6. Реализация рабочей программы
6.1. Реализация рабочей программы является предметом контроля внутренней
системы оценки качества.
6.2. Педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком
профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемого
учебного предмета в соответствии с утвержденной рабочей программой.
6.3. Школа, наряду с педагогическими работниками, несет ответственность за
реализацию рабочих программ в полном объеме в соответствии с ООП уровня образования.
6.4. Для обеспечения реализации рабочих программ допускается применение:
- дистанционных образовательных технологий;
- модульных форм организации образовательной деятельности;
- сетевых форм организации образовательной деятельности;
- электронного обучения;
- различных форм внеурочной деятельности.
6.5. При реализации рабочих программ не допускается:
- сокращение запланированной практической части (контрольные, практические,
лабораторные работы и др.);
- сокращение объема времени на изучение учебного предмета (курса, модуля).
6.6. Запрещается при реализации рабочих программ использование методов и средств
обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или
психическому здоровью обучающихся.
7. Контроль за реализацией рабочих программ
7.1. Контроль реализации рабочих программ производится по окончании каждого
учебного периода.
8
7.2. Этапы контроля:
- по окончании учебного периода (четверть, год) заместитель директора по УВР
анализирует отчет по выполнению рабочих программ, формируемый посредством
электронного журнала; итоги анализа оформляет справкой;
- результаты контроля по итогам четверти рассматриваются на совещании при
директоре по итогам каждого учебного периода;
результаты анализа по итогам учебного года рассматриваются на педагогическом
совете текущего учебного года не позднее 1 июня текущего учебного года.
9
Приложение №1
ВЫПИСКА ИЗ ООП
Муниципальное автономное общеобразовательной учреждение
«Школа № 27 с углубленным изучением отдельных предметов»
городского округа город Уфа Республики Башкортостан
РАССМОТРЕНО
Руководитель ШМО
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по
УВР
УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ «Школа
№ 27 с УИОП»
/
/
Протокол №
от « »
от «
»
/
20 г.
20 г.
Приказ №
от « »
20
г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 111001)
учебного предмета «Русский язык. Базовый уровень»
для обучающихся 5-9 классов
Составитель/Составители:
г.Уфа- 2025г.
10