СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА............................................................................ 4
Общая характеристика учебного предмета «Государственный (башкирский)
язык Республики Башкортостан» .......................................................................... 6
Цель и задачи изучения учебного предмета «Государственный (башкирский)
язык Республики Башкортостан» .......................................................................... 7
Основные содержательные линии примерной рабочей программы учебного
предмета «Государственный (башкирский) язык Республики Башкортостан» 8
Место учебного предмета «Государственный (башкирский) язык Республики
Башкортостан» в учебном плане ........................................................................... 9
СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
(БАШКИРСКИЙ) ЯЗЫК РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН» ...................... 10
1 класс ..................................................................................................................... 10
2 класс ..................................................................................................................... 12
3 класс ..................................................................................................................... 15
4 класс ..................................................................................................................... 17
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
БАШКОРТОСТАН»
НА
(БАШКИРСКИЙ)
ЯЗЫК
РЕСПУБЛИКИ
УРОВНЕ
НАЧАЛЬНОГО
ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ .................................................................................................... 22
Личностные результаты........................................................................................ 22
Метапредметные результаты ............................................................................... 23
Предметные результаты ....................................................................................... 27
1 класс ..................................................................................................................... 28
2 класс ..................................................................................................................... 29
3 класс ..................................................................................................................... 30
4 класс ..................................................................................................................... 31
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ .............................................................. 33
1 класс ..................................................................................................................... 33
2 класс ..................................................................................................................... 36
2
3 класс. .................................................................................................................... 38
4 класс .................................................................................................................... 40
Приложение ........................................................................................................... 43
3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная рабочая программа учебного предмета «Государственный
(башкирский) язык Республики Башкортостан» для 1–4 классов начального
общего образования (далее – Программа) составлена на основе следующих
нормативно-правовых документов:
1) Конституция Российской Федерации;
2) Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
3) Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О
языках народов Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
4) Федеральный
начального
общего
государственный
образования
образовательный
(утвержден
приказом
стандарт
Министерства
просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286);
5) Примерная основная образовательная программа начального общего
образования (одобрена решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию, протокол № 1/22 от 18 марта 2022 г.);
6) Примерная
программа
воспитания
(одобрена
решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию,
протокол № 3/22 от 23 июня 2022 г.);
7) Концепция преподавания родных языков народов Российской
Федерации, утвержденная на заседании Коллегии Министерства просвещения
Российской Федерации от 1 октября 2019 года;
8) Концепция преподавания государственных языков Республики
Башкортостан и родных языков народов Республики Башкортостан,
утвержденная Указом Главы Республики Башкортостан № УГ-613 от
30.12.2020 года;
9) Конституция Республики Башкортостан от 24 декабря 1993 года
№ВС-22/15 (с изменениями и дополнениями);
10) Закон Республики Башкортостан от 1 июля 2013 года № 696-з «Об
образовании в Республике Башкортостан» (с изменениями и дополнениями).
4
Учебный предмет «Государственный (башкирский) язык Республики
Башкортостан»
изучается
в
государственных
и
муниципальных
образовательных организациях, расположенных на территории Республики
Башкортостан, в соответствии с законодательством Республики Башкортостан
и Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования (далее – ФГОС НОО) в рамках предметной области
«Родной язык и литературное чтение на родном языке» по заявлениям
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
В
основе
Программы
лежит
системно-деятельностный
подход,
являющийся методологией федерального государственного образовательного
стандарта. Программа направлена на целевые приоритеты, сформулированные
в Примерной программе воспитания, разработана с целью оказания
методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному
предмету «Государственный (башкирский) язык Республики Башкортостан»,
ориентированной на современные тенденции в школьном образовании и
активные методики обучения.
Программа определяет содержание учебного предмета по годам
обучения, основные методические стратегии обучения, воспитания и развития
обучающихся
средствами
учебного
предмета
«Государственный
(башкирский) язык Республики Башкортостан».
Программа позволит учителю:
1) реализовать
в
процессе
преподавания
государственного
(башкирского) языка Республики Башкортостан современные подходы к
достижению личностных, метапредметных и предметных результатов
обучения, сформулированных в ФГОС НОО;
2) определить и структурировать планируемые результаты обучения и
содержание учебного предмета «Государственный (башкирский) язык
Республики Башкортостан» по годам обучения в соответствии с основными
нормативными документами;
3) разработать календарно-тематическое планирование с учетом
5
особенностей конкретного класса, используя рекомендованное примерное
распределение учебного времени на изучение определенного раздела/темы, а
также предложенные основные виды учебной деятельности для освоения
учебного материала разделов/тем курса.
Программа разработана для обучающихся, владеющих или слабо
владеющих башкирским языком.
Содержание учебного предмета может реализовываться и во внеурочной
деятельности: конкурсы, викторины, экскурсии, тематические общешкольные
мероприятия и т. д.
Общая характеристика учебного предмета «Государственный
(башкирский) язык Республики Башкортостан»
Содержание Программы направлено на достижение результатов
освоения
основной
образовательной
программы
начального
общего
образования в части требований, заданных ФГОС НОО к предметной области
«Родной язык и литературное чтение на родном языке».
Изучение учебного предмета «Государственный (башкирский) язык
Республики Башкортостан» предусматривает реализациюмежпредметных
связей с другими учебными предметами гуманитарного цикла.
Согласно Конституции Республики Башкортостан и «Закону о языках
народов Республики Башкортостан» знание двух государственных языков
составляет
основу
взаимопонимания
и
согласия
между
народами,
проживающими в республике. Статус государственного (башкирского) языка
в условиях школьного образования предусматривает практическое овладение
им и как средством общения, и как способом духовно-нравственного развития
и воспитания обучающихся. Овладение государственным (башкирским)
языком как средством общения обеспечивает способность и готовность
обучающихся к коммуникации в повседневной жизни, к взаимопониманию и
взаимодействию в полиэтническом обществе.
Специфика предмета «Государственный (башкирский) язык Республики
Башкортостан»,
коммуникативная
направленность
6
процесса
обучения,
взаимосвязь с другими предметными областями открывают большие
возможности для развития языковой личности обучающегося, способного к
общению на двух государственных языках республики: русском и
башкирском. Изучение русского и башкирского языков, а также иностранного
в
начальной
школе
способствует
осознанию
обучающимися
своей
принадлежности к определенному лингвоэтносу, к гражданскому обществу
России и к международному сообществу. Обучение государственному
(башкирскому) языку закладывает основу для формирования универсальных
учебных действий. Обучающиеся осознают смысл и ценность учебной
деятельности, учатся овладевать знаниями, самостоятельно работать над
функционалом языка, что служит основой для последующего саморазвития и
самосовершенствования.
Содержание
предмета
«Государственный
(башкирский)
язык
Республики Башкортостан» направлено на удовлетворение потребности
обучающихся в изучении государственного (башкирского) языка как
инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней.
Цель и задачи изучения учебного предмета «Государственный
(башкирский) язык Республики Башкортостан»
Цель изучения учебного предмета «Государственный (башкирский)
язык
Республики
Башкортостан»
–
формирование
у
обучающихся
коммуникативной компетенции, обеспечивающей возможность общения на
башкирском языке в социально-бытовой, учебно-трудовой и социальнокультурной сферах.
Задачи изучения учебного предмета «Государственный (башкирский)
язык Республики Башкортостан»:
− формирование способности и готовности обучающегося общаться с
носителями языка на уровне своих речевых возможностей и потребностей в
разных формах: устной (говорение и аудирование) и письменной (чтение и
7
письмо), умений осуществлять межличностное и межкультурное общение в
устной и письменной форме;
− воспитание уважительного отношения к башкирской культуре через
знакомство с детским фольклором и доступной детской литературой,
материалами культурологического плана;
− расширение лингвистического кругозора обучающихся; освоение
лингвистических представлений, доступных обучающимся, и необходимых
для овладения устной и письменной речью на государственном (башкирском)
языке на элементарном уровне;
− ознакомление с языковой системой и формирование на этой основе
базовых лексических, грамматических, стилистических, орфоэпических,
орфографических и пунктуационных умений и навыков; способности
обучающегося к анализу и оценке языковых явлений и фактов;
− формирование умений различать, анализировать, классифицировать
языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия
ситуации и сфере общения; работать с текстом, осуществлять поиск
информации в различных источниках, передавать ее в самостоятельно
созданных высказываниях разных типов;
− формирование духовного мира обучающихся, общечеловеческих
ценностных ориентиров, приобщение к культурным ценностям человечества
через родной язык.
Основные содержательные линии примерной рабочей
программыучебного предмета«Государственный (башкирский) язык
Республики Башкортостан»
В курсе государственного (башкирского) языка выделяются следующие
содержательные линии:
− содержательная
линия
«Развитие
речи»,способствующая
формированию коммуникативных умений в основных видах речевой
деятельности (аудировании, говорении, чтении, письме);
8
− содержательная
линия
«Основы
лингвистических
знаний»,
способствующая формированию языковых навыков в области фонетики,
лексики, грамматики башкирского языка.
Обе содержательные линии взаимосвязаны, и отсутствие одной из них
нарушает единство учебного предмета «Государственный (башкирский) язык
Республики Башкортостан».
Авторы
рабочих
программ
последовательность изучения
могут
учебного
самостоятельно
материала, его
определять
объем, виды
деятельности.
Место учебного предмета «Государственный (башкирский) язык
Республики Башкортостан» в учебном плане
В соответствии с ФГОС НОО учебный предмет «Государственный язык
Республики Российской Федерации» входит в предметную область «Родной
язык и литературное чтение на родном языке».
На изучение учебного предмета «Государственный (башкирский) язык
Республики Башкортостан» с 1 по 4 класс отводится 136 часов: по 34 часа в
год в каждом классе (1 час в неделю) (34 учебные недели).
Образовательное учреждение вправе самостоятельно увеличивать
количество часов, отводимых для изучения учебного предмета, за счет часов
части
учебного
плана,
формируемой
отношений.
9
участниками
образовательных
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
(БАШКИРСКИЙ) ЯЗЫК РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН»
1 класс
Обучение грамоте
Башкортостан – моя родина
Развитиеречи.Многонациональная
Республика
Башкортостан.
Государственный башкирский язык. Государственная символика Республики
Башкортостан. Знакомство с учебником. Видеоролик о Башкортостане.
Основы лингвистических знаний. Общее представление о языке. Речь
устная и письменная.
Учимся здороваться
Развитиеречи.Аудирование коротких реплик приветствий. Повторение
за учителем речевых формулировок приветствий. Работа с иллюстрациями,
определение героев сказок.
Основы лингвистических знаний. Предложение и слово.Членение речи
на предложения, предложения – на слова, слов - на слоги с использованием
графических схем.
Давайте познакомимся
Развитие речи. Повторение слов приветствия. Аудирование короткого
диалога.Изучение вопроса: «Как тебя зовут?» (“Һинең исемең нисек?”),
составление ответа: “Меня зовут...” (Минең исемем...).
Основы лингвистических знаний. Специфические звуки башкирского
языка [һ, ғ, ҙ].
Я знакомлюсь
Развитиеречи.Счет 1-10. Аудирование коротких реплик. Изучение
вопроса «Сколько тебе лет?», и составление ответов: «Мне...лет».
Основы лингвистических знаний. Алфавит,изучение букв а, о, ы, э, в,
обозначающих звуки, различающиеся в башкирском и русском языках.
Я и моя семья
10
Развитиеречи.Аудирование диалога о семье. Изучение названий членов
семьи. Чистоговорки со звуками [ө], [ү]. Составление предложений по
сюжетной картине, составление схем слов и предложений, звуковой анализ
слов.
Основы лингвистических знаний. Изучение призношения звуков [ә], [ө],
[ү], [һ], определение на слух звука в начале, середине и конце слова. Изучение
букв Әә, Өө, Үү, Һһ.
Моя школьная жизнь
Развитиеречи.Аудирование
обозначающая
учебные
текста
о
принадлежности,
школе,
цвета,
классе.
Лексика,
продукты.Изучение
вопроса«Что ты любишь?», составление ответа: «Я люблю…».Формирование
умения читать слоги, слова.
Основы лингвистических знаний. Изучение произношения звуков [ғ],
[ҡ], [ҙ],[ҫ], [ң], определение на слух звука в начале, середине и конце слова.
Изучение букв Ғғ, Ҡҡ, Ҙҙ, ҫ, ң.
Я люблю играть
Развитиеречи.Аудирование текста об игрушках. Усвоение лексических
единиц по теме. Перевод реплик со знакомой лексикой. Прочтение разных
типов слогов.
Основы лингвистических знаний. Изучение дифтонгов: [йо, [йө,
[йү.Заполнение текста с пропусками слов.
Я изучаю живую природу
Развитиеречи.Аудирование текстао фруктах и овощах. Усвоение
лексических единиц по теме «Мои любимые овощи». Игра «Прятки».
Составление предложений о временах года. Совершенствование умений
разбираться в правилах чтения: прочтение букв ә, ө, е в разных типах слога,
дифтонгов[йы], [йе], [йо], [йө], [йү].
Основы лингвистических знаний. Изучение дифтонгов [йә, [йы, [йе.
Повторение ранее изученных дифтонгов.
11
Контроль
знаний.
Повторение
изученного
материала
за
год,
проведение контрольной работы, коррекция знаний.
2 класс
Будем знакомы
Развитиеречи. Аудирование короткого текста о знакомстве, составление
реплик по этой теме. Активизация изученных слов по теме «Знакомство»,
обогащение лексики новыми словами, знакомство с учебником, чтение слов,
предложений, стихов и коротких текстов. Чтение текстов (по указанию
учителя и выборочно). Изучение игры «Представь друга».
Усвоение вопросов «Һин кем?» («Ты кто?»), «Һеҙ кем?» («Вы кто?»),
«Һинең исемең нисек?» («Как тебя зовут?»), «Һеҙҙең исемегеҙ нисек?» («Как
Вас зовут?»), «Уның исеме нисек?» («Как зовут его/ее/их?»), «Һин ҡайҙа
йәшәйһең?» («Где ты живешь?»). Работа на платформах LearningApps,
ЯКЛАСС.
Основы лингвистических знаний. Звуки и буквы. Повторение алфавита,
специфических звуков башкирского языка [ә], [ө], [ү], [ҡ], [ғ], [ҫ], [ҙ], [һ], [ң].
Использование знаний алфавита при выполнении упражнений. Деление
предложения на слова, определение количества слов в предложении.
Нахождение
в
слове
согласных
и
гласных.Местоимение.
Личные,
вопросительные. Употребление местоимений в речи.
Я люблю своих родных
Развитиеречи.Активизация
изученных
слов
по
теме
«Семья»,
обогащение лексики новыми словами, составление по образцу рассказов о
членах семьи, аудирование текстов о семье, заполнение тестов о
прослушанном. Чтение диалогов,подбор вопросов к ответам, составление
коротких диалогов с использованием изученной лексики. Составление слов по
данной словообразовательной модели и употребление в диалоге-расспросе по
заданному образцу. Составление предложений, коротких текстов по
сюжетным картинам.
12
Основы лингвистических знаний.Словообразовательная модель: төҙөү +
се, бейеү + се, теген + се,балыҡ + сы, яҙыу + сы, ҡурай + сы.Притяжательные
местоимения«Минең, һинең, уның» («Мой (моя), твой (твоя), его (ее)»).
Притяжательные местоимения «Беҙҙең, һеҙҙең, уларҙың». («Наш (наша), ваш
(ваша), их»).Синтаксис. Утвердительные и вопросительные предложения,
знаки
препинания в конце предложений.Отличие группы
слов, не
составляющих предложение. Выбор знака препинания в конце предложения.
Составление простых предложений.
Выполнение заданий на разных платформах (LearningApps, ЯКласс).
Знакомство с русско-башкирским и башкирско-русским словарями.
Моя школьная жизнь и увлечения
Развитиеречи.Активизация
изученных
слов
по
теме
«Школа»,
обогащение лексики новыми словами, усвоение вопросов «Минең мәктәбем
ниндәй?» («Моя школа какая?»), «Яратҡан шөғөлөң ниндәй?» («Какое твое
любимое увлечение?») и ответов, составление по образцу маленьких текстов
о любимых увлечениях, коротких диалогов-расспросов по заданному образцу.
Развитие навыков аудирования по текстам о школьной жизни и увлечениях.
Выборочный пересказ текста.Проектная работа по предложенной теме, анализ
и обобщение, представление своей работы.
Основы лингвистических знаний. Морфология. Имя существительное.
Группировка слов по частям речи. Употребление существительных в речи.
Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «Кем?» («Кто?»)
и
«Нимә?»
(«Что?»).
Единственное
и
множественное
число
имен
существительных. Изменение имен существительных по числам и лицам.
Иду играть с друзьями
Развитиеречи.Аудирование
текста
про
детские
игры.
Усвоение
лексических единиц в соответствии с изучаемой темой, вопросов «Был нимә?»
(«Что это?»), «Был кем?» («Кто это?»);«Миңә нимә кәрәк?» («Что мне
нужно?»), «Нимә эшләргә?» («Что делать?»), «Нимә эшләй?» («Что делает?»),
«Нимә эшләйбеҙ?» («Что делаем?»), «Ҡайҙа нимә эшләйем?» («Где что
13
делаю?»), «Ҡайҙа нимә эшләйбеҙ?» («Где что делаем?»), употребление
выученных слов в речи, пересказ текста по опорным словам, составление
коротких диалогов о совместных играх. Восстановление деформированных
предложений, повтор порядка слов в предложении.
Чтение текстов об охране здоровья. Знакомство с детской народной
игрой (по выбору учителя).
Основы
лингвистических
знаний.Синтаксис.Главные
члены
предложения.Порядок слов в предожении.Глагол. Умение распознавать
глаголы, отвечающие на вопросы «Нимә эшләргә?» («Что делать?»), «Нимә
эшләй?» («Что делает?»), «Нимә эшләйбеҙ?» («Что делаем?»), «Ҡайҙа нимә
эшләйем?» («Где что делаю?»), «Ҡайҙа нимә эшләйбеҙ?» («Где что делаем?»).
Изучение
словосочетаний
«вопросительное
слово
куда?
+
глагол»,
«вопросительное слово откуда? + глагол», «вопросительное слово где? +
глагол», «вопросительное слово когда? + глагол?». Употребление глаголов в
речи.
Познаю окружающий мир
Развитиеречи.Аудирование, ответы на вопросы по содержанию
прослушанного текста, обогащение лексики новыми словами по теме.
Усвоение вопросов «Ниндәй?» («Какой?», «Какая?», «Какое?»), «Ҡайҙа?»
(«Куда?»), «Ҡайҙан»? («Откуда?», «Когда?»). Использование в репликах
выученных слов и фраз, чтение текстов, соотнесение вопросов с ответами,
рассказ по вопросам, по плану. Восстановление деформированных текстов,
письмо словарных диктантов.
Изучение названий деревьев, трав, насекомых, птиц в сравнении с
русским языком. Совершенствование навыка составления диалогических и
монологических текстов по заданной ситуации и теме.
Основы лингвистических знаний.Имя прилагательное. Определение
значений
именприлагательных
и
умение
употреблять
их
в
речи.
Различениеимен прилагательных, отвечающих на вопросы «Ниндәй?»
14
(«Какой
(-ая/-ое)?»).Изучение
словосочетаний
«Вопрос
куда+
глагол?».«Вопрос откуда? + глагол», «Вопрос где? + глагол».
Контроль знаний
Повторение изученного материала, контрольная работа, работа над
ошибками, проектные работы.
3 класс
Рады знакомству!
Развитиеречи.Активизация изученных слов по теме, умение задавать
вопрос «Һин ҡайҙан?» («Ты откуда?») и отвечать на него, нахождение нужной
информации,
использование
в
речи
готовых
клише,
правильное
интонирование предложений. Аудирование текстов о знакомстве. Дополнение
предложений по прослушанному тексту. Чтение текстов в учебнике,
усовершенствование
норм
орфоэпического
чтения.
Восстановление
деформированных текстов, заполнение анкет.
Повторение изученных фраз, обогащение речи новыми словами,
знакомство
с
персонажами
детских
произведений
(имя,
возраст).
Использование в речи типичных фраз башкирского речевого этикета. Развитие
диалогической и монологической форм речи.
Основы лингвистических знаний.Повторение видов предложений.
Главные и второстепенные члены предложения.
Я получаю знания
Развитиеречи.Активизация изученных слов в речи, аудирование текстов
о школе, об уроках. Развитие диалогической речи: составление диалогов по
предложенной
ситуации,
трансформация
диалогов:
дополнение
и
продолжение. Составление диалога побудительного характера. Рассказ по
вопросам. Поиск информации в предложенных учителем словарях.
Усвоение вопросительной формы «Нимәһеҙ?» («Без чего?»), развитие
навыков
правильного
чтения.
Выборочное
чтение,
соблюдение
орфоэпических норм башкирского языка. Интерактивные игры в портале
«Мир родного языка».
15
Основы лингвистических знаний.Прямое и переносное значение слова.
Синонимы. Антонимы. Омонимы.
Мир вокруг меня
Развитиеречи.Изучение новых слов, составление предложений об
окружающем мире. Работа в парах: составление вопросов и ответов по
изученным текстам. Народный праздник “Карға буткаһы” (“Воронья каша”).
Основы
лингвистических
знаний.Однокоренные
слова.
Имя
существительное. Изменение по падежам.
Мое любимое время года
Развитиеречи.Знакомство с растениями, миром животных, природой
Башкортостана. Изучение названий деревьев, трав, насекомых, птиц в
сравнении с русскими названиями. Развитие речи: составление монологов и
диалогов по готовым вопросам. Совершенствование навыков аудирования:
прослушивание разножанровых текстов, определение по ключевым словам
содержания прослушиваемого текста. Чтение с правильной интонацией
текстов о временах года, пересказ по вопросам. Заполнение таблицы и анкеты
о временах года, сезонных явлениях. Восстановление деформированного
текста. Изменение имен существительных по падежам, подбор правильных
вариантов окончаний слов в предложениях, совершенствование знаний на
интерактивной доске. Праздник «Нардуған» («Святки»).
Основы лингвистических знаний.Имя существительное: изменение по
падежам.
Мой гардероб
Развитиеречи.Изучение
новых
слов,
обозначающих
предметы
гардероба, признаки предметов, использование изученных слов в разговоре,
составление диалогов и монологов с изученными словами. Употребление в
диалогах союза «потому что». Чтение текстов по теме, развитие навыков
орфоэпического чтения текстов. Восприятие текста на слух, заполнение анкет
по прослушанному тексту. Составление коротких топиков о любимой одежде,
описывание своей одежды по предложенному шаблону и опорным словам.
16
Изучение
вопроса
«Сколько?»,
знакомство
с
количественными
числительными, повторение счета от 1 до100. Детская игра «Йәшерәм яулыҡ»
(«Прячу платок»).
Основы
лингвистических
знаний.Имя
прилагательное.
Степени
сравнения имен прилагательных.Местоимение. Изменение местоимений по
падежам. Имя числительное. Количественные числительные.
Я путешественник
Развитиеречи.Знакомство с новыми словами, обозначающими разные
виды отдыха, активизация их в речи.Аудирование текстов о путешествиях,
определение по использованным глаголам времени путешествия. Составление
по предложенным репликам диалогов и топиков про путешествия. Беглое,
правильное чтение текстов с соблюдением пауз и интонации, поиск
недостающей информации в разных источниках. Передача содержания
прочитанного текста с опорой на иллюстрацию, план. Перевод с русского
языка
на
башкирский
язык
адаптированных
текстов.
Составление
словосочетаний с использованием изученных времен глагола.
Основы лингвистических знаний.Глагол.Времена глагола: прошлое,
настоящее, будущее. Изменение глаголов по временам.
Контроль знаний
Повторение изученного материала, контрольная работа, работа над
ошибками, проектные работы.
4 класс
Развитие речи
Каждый день хожу в школу
Развитиеречи.Повторение пройденного материала, обмен репликами по
теме, обогащение лексики новыми словами по теме, употребление в диалогах
выученных клише и дежурных фраз. Повторение общих сведений о
башкирском языке, о его месте в системе тюркских языков, о его статусе в
Республике Башкортостан. Изучение вопроса «Какой урок мне нравится?»,
обоснование своего ответа, составление предложений по схеме.
17
Знакомство с отрывками из произведений башкирских поэтов и
писателей. Изучение правил орфоэпии башкирского языка, общих сведений о
лексике башкирского языка.
Знакомство со словами, отвечающими на вопросы «Кто?»,«Что?», «Что
я
люблю
читать?»,«Очем
мы
разговариваем
в
школе?»,развитие
монологической речи с использованием нужных форм слов, составление
диалогов о друзьях, описывание своих друзей, использование в речи имен
существительных в единственном и во множественном числах.
Основы
лингвистических
знаний.Повторение
пройденного
материала.Общие сведения о языке. Имя существительное. Собственные и
нарицательные имена существительные. Число имен существительных.
Я люблю свою семью
Развитиеречи.Аудирование текста о семье. Изучение новых терминов
родства, расспрос имени, возраста родственников, описание внешности,
рассказ о своей семье. Определение значений слов по контексту или уточнение
с помощью словаря, Интернета и др.
Чтение отрывков из произведений башкирских и русских поэтов и
писателей.
Знакомство
с
прилагательными,
характеризующими
положительные качества ребенка. Составление вопросительного предложения
с использованием вопросительных местоимений «какой?», «который?»,
подготовка ответа на вопрос. Описание своего дома, комнаты, употребление в
речи имен прилагательных, умение задавать друг другу вопросы по теме
урока,
списывание
текстас
доски.
Умение
поддерживать
диалог,
переспрашивать, использовать в речи выученные слова и формы слов,
составлять текст о своих домашних обязательствах с использованием русскобашкирского словаря. Праздник “Сөмбөлә” (праздник урожая).
Основы лингвистических знаний.Имена существительные с аффиксами
принадлежности. Повторение общих сведений о степенях сравнения имен
прилагательных. Правописание аффиксов имен прилагательных.
Рассказываю об Отчизне
18
Развитиеречи.Знакомство
с новой
лексикой,
активизация
ее
в
речи.Составление текстов о своей улице, родном доме, большой и малой
Родине, о месте нашей планеты в Солнечной системе. Рассказ о любимых
местах родного края, о детях своего двора. Чтение произведений башкирских
и русских поэтов и писателей, образцов башкирского фольклора. Составление
кратких текстов и диалогов по шаблону и без шаблона, умение выражать свои
мысли.Детская игра«Тирмә» («Юрта»).
Работа на разных платформах (LearningApps, ЯКласс).
Основы лингвистических знаний.Местоимение.Повторение изученного
материала
о
местоимениях.
Личные,
указательные,
притяжательные,
вопросительные местоимения. Правила правописания местоимений.
Живу в деревне/городе
Развитиеречи.Освоение новых слов и словосочетаний по теме,
знакомство с памятными местами Башкортостана, Уфы. Умение строить
беседу и диалоги о городской и деревенской жизни, составление связных
текстов о деревне/городе проживания. Рассказы о городах и селах республики,
о растениях сада и огорода.
Составление текстов о достопримечательностях своего района и
республики с использованием выученных слов.
Работа на разных платформах (LearningApps, ЯКласс).
Основы
лингвистических
знаний.Имя
числительное
(повторение
изученного материала).Простые и составные числительные.Разряды имен
числительных:
количественные,
собирательные,
порядковые.
Правила
правописания имен числительных.
Обсуждаем погоду и времена года
Развитиеречи.Изучение растений и животных, занесенных в Красную
книгу Башкортостана, названий времен года. Усвоение новой лексики, работа
по предложенным текстам, составление новых текстов о правилах поведения
на природе, об охране природы родного края. Зимние, весенние, летние,
19
осенние развлечения детей. Беседы о традициях и обычаях. Значение данных
традиций в настоящее время.
Развитие навыков аудирования, правильного беглого чтения текстов,
составления диалогов по теме.
Основы лингвистических знаний. Наречие. Отличие наречийот имен
прилагательных.
Говорим о разном
Развитиеречи.Аудирование текстов о планах на будущее. Освоение
новой лексики по теме, активизация их в речи, составление текстов о планах
на будущее, о своей мечте. Составление диалогов-расспросов по шаблону, с
опорой на ключевые слова. Работа на разных платформах (LearningApps,
ЯКласс). Праздник «Сабантуй».
Основы
лингвистических
знаний.Глагол.
Место
глаголов
в
предложениях. Изменение глаголов по лицам.
Учусь покупать
Развитиеречи.Знакомство с названиями продуктов, одежды, усвоение
этикетных правил при покупке товаров, общение по данной теме. Рассказы о
моде с использованием в речи глаголов настоящего времени. Работа по
предложенным диалогам, составление диалогов по образцу, активизация
изученной лексики.
Соблюдение особенностей башкирского речевого этикета при общении.
Создание текстов по предложенной теме. Составление коротких рассказов с
опорой на план и ключевые слова. Поиск разных источников информации,
использование схем, корректировка ошибок. Детская игра «Буяу һатам»
(«Продаю краски»).
Основы лингвистических знаний.Глагол.Отрицательная форма глагола.
Временные формы глаголов. Повторение пройденного материала за год.
Контроль знаний
Повторение изученного материала, контрольная работа, работа над
ошибками, проектные работы.
20
21
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ (БАШКИРСКИЙ) ЯЗЫК
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные результаты
Личностные результаты освоения выпускниками начальной школы
учебного предмета «Государственный (башкирский) язык Республики
Башкортостан» отражают готовность обучающихся руководствоваться
ценностями и приобретение первоначального опыта деятельности на их
основе, в том числе в части:
гражданско-патриотического воспитания:
− становление ценностного отношения к своей Родине – России;
любовь и уважение к своему родному краю, малой родине, окружающей
природе;
− осознание роли государственного (башкирского) языка Республики
Башкортостан как инструмента познания окружающей действительности;
− осознание своей этнокультурной и российской гражданской
идентичности; восприятие мира как многоязычного и поликультурного
общества;
− сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны
и родной республики;
− уважение
к
своему
и
другим
народам;
сформированность
уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов, умения терпимо относиться к людям иной национальной
принадлежности;
− первоначальные представления о человеке как члене общества, о
правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений;
духовно-нравственного воспитания:
22
− индивидуальности каждого человека;
− проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
− неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям;
− корректирующее моральное поведение и этические чувства: уметь
стыдиться, просить прощения, стесняться и т. д.;
− чувство ответственности, самостоятельности за результаты учебы и
свои поступки;
эстетического воспитания:
− уважительное отношение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов;
− стремление к самовыражению в разных видах художественной
деятельности;
ценности научного познания:
− первоначальные представления о научной картине мира;
− познавательные
интересы,
активность,
инициативность,
любознательность и самостоятельность в познании;
− развитость общего кругозора, мышления, памяти.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников,
вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология
продуктивного чтения.
Метапредметные результаты
В результате изучения предмета ««Государственный (башкирский) язык
Республики Башкортостан» в начальной школе у обучающегося будут
сформированы
следующие
универсальные
действия:
базовые логические действия:
23
учебные
познавательные
− сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания
для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц;
− определять существенный признак для классификации языковых
единиц;
− выявлять
недостаток
информации
для
решения
учебной
и
практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать
запрос на дополнительную информацию;
базовые исследовательские действия:
− с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения
речевой ситуации;
− сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выполнять по
предложенному плану проектное задание;
− формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на
основе результатов проведенного наблюдения за языковым материалом
(классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью
учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;
работа с информацией:
− выбирать источник получения информации: нужный словарь для
получения запрашиваемой информации, для уточнения;
− согласно заданному алгоритму находить представленную в явном
виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
− распознавать
достоверную
и
недостоверную
информацию
самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее
проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
− соблюдать
с
помощью
взрослых
правила
информационной
безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании
и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова);
− анализировать и создавать текстовую, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
24
− понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде
таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления
лингвистической информации.
В результате изучения предмета ««Государственный (башкирский) язык
Республики Башкортостан» в начальной школе у обучающегося будут
сформированы следующие универсальные учебные коммуникативные
действия:
общение:
− воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять
уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога
и дискуссии;
− признавать возможность существования разных точек зрения;
− корректно высказывать свое мнение; строить речевое высказывание
в соответствии с поставленной задачей;
− создавать устные тексты в соответствии с речевой ситуацией;
− готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и
групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного миниисследования, проектного задания;
− подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к
тексту выступления;
совместная деятельность:
− формулировать
краткосрочные
и
долгосрочные
цели
(индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной
(типовой)
ситуации
на
основе
предложенного
учителем
формата
планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
− принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы;
25
− проявлять
готовность
руководить,
выполнять
поручения,
подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;
− ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в
общий результат;
− выполнять
совместные
проектные
задания
с
опорой
на
предложенные образцы.
В результате изучения предмета ««Государственный (башкирский) язык
Республики Башкортостан» в начальной школе у обучающегося будут
сформированы следующие универсальные учебные регулятивные действия:
cамоорганизация:
− самостоятельно
деятельности,
определять
последовательность
цели
действий,
предстоящей
оценивать
учебной
достигнутые
результаты;
− планировать действия по решению учебной задачи для получения
результата;
− составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
− работать по плану, сверяя свои действия с целью урока,
корректировать свою деятельность;
− выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль:
− устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и
орфографических ошибок;
− сравнивать
результаты
своей
деятельности
и
деятельности
одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям;
− в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять
степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими
критериями;
− выполнять действия по инструкциям, содержащимся в источниках
информации (в заданиях учебника, в справочном материале учебника – в
26
памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа
решения;
− выполнять учебные действия в устной, письменной речи;
− адекватно
воспринимать
оценку
своей
работы
учителями,
одноклассниками.
Предметные результаты
Предметные результаты по учебному предмету «Государственный
(башкирский) язык Республики Башкортостан» на уровне начального общего
образования обеспечивают:
− понимание статуса и значения государственного (башкирского)
языка Республики Башкортостан, формирование мотивации к изучению
государственного (башкирского) языка Республики Башкортостан: понимать
значение государственного (башкирского) языка Республики Башкортостан
для межнационального общения.
− сформированность первоначальных знаний о фонетике, лексике,
грамматике, орфографии и пунктуации государственного (башкирского)
языка, а также умений применять полученные знания в речевой деятельности:
различать на слух и произносить звуки и слова башкирского языка в
соответствии с языковой нормой, без фонетических ошибок; употреблять в
речи лексику, усвоенную в пределах изучаемого коммуникативно-речевого
материала; группировать лексику башкирского языка по тематическому
принципу;
строить
небольшие
по
объему
устные
высказывания
с
использованием усвоенной лексики и языковых знаний; участвовать в речевом
общении, используя изученные формулы речевого этикета;
− сформированность и развитие всех видов речевой деятельности на
государственном (башкирском) языке:
− аудирование (слушание): понимать на слух речь, звучащую из
различных источников (учитель, одноклассники, теле- и радиопередачи);
27
− говорение: воспроизводить речевые образцы, участвовать в диалогах
на бытовые, учебные темы, в обсуждении прослушанных или прочитанных
текстов; декламировать стихи;
− чтение: читать вслух небольшие тексты, построенные на изученном
языковом материале;
− письмо: воспроизводить речевые образцы, списывать текст и
выписывать из него слова, словосочетания, предложения в соответствии с
решаемой учебной задачей; выполнять небольшие письменные работы и
творческие задания.
Предметные результаты по классам
1 класс
Основы лингвистических знаний
Обучающийся научится:
− различать звуки и буквы, характеризовать звуки башкирского языка:
гласные, согласные: глухие/звонкие, парные/непарные, группировать звуки по
заданному основанию;
− строить звуковую схему слова, схемы предложений;
− определять основные для обучения грамоте понятия: слово, звук,
звуки гласные и согласные, знак звука, квадрат, кружок или буква;
− называть буквы башкирского алфавита, сопоставлять специфические
буквы и звуки башкирского языка с русским;
− дописывать пропущенные слова в предложениях, текстах или
диалогах;
− разбираться в написании большой буквы в начале предложения и в
именах собственных, точки в конце предложения, вопросительного или
восклицательного знака по интонации;
− определять утвердительные, вопросительные и восклицательные
предложения;
28
− списывать текст на башкирском языке, вставлять в него слова в
соответствии с решаемой задачей;
− заполнять таблицу по образцу, простую анкету по образцу.
Развитие речи
Обучающийся научится:
− давать ответы на вопросы учителя, одноклассника;
− воспринимать на слух и понимать объяснения учителя, содержание
текстов, построенных на знакомом лексико-грамматическом материале;
− вести диалог (4–6 реплик) по предметным и сюжетным картинкам, по
заданным ситуациям на изучаемые лексические темы.
− разбираться в правилах чтения и письма гласных букв ә, ө, е в
открытом и закрытом типе слога, дифтонгов йы], йе], йо], йө], йү], йә];
− делить слова на слоги, определять количество слогов в слове;
− соблюдать правильное ударение в словах и фразах, интонацию в
целом;
− правильно строить порядок слов в предложении;
− использовать правила речевого этикета (на начальном уровне);
− переводить реплики со знакомой лексикой с башкирского на русский
язык;
− воспроизводить наизусть произведения детского фольклора; стихи и
песни;
− составлять небольшие описания предмета, картинки по образцу;
− отвечать на вопросы к тексту, картинке;
2 класс
Основы лингвистических знаний
Обучающийся научится:
− использовать знание алфавита при выполнении упражнений;
− выписывать из текста слова, словосочетания, простые предложения;
29
− образовывать новые слова по заданным словообразовательным
моделям (корень + окончания -сы, -се:балыҡ + сы, яҙыу + сы, ҡурай + сы
төҙөү + се, бейеү + се, теген + се);
− восстанавливать слово, предложение, деформированный текст;
− правильно определять главные члены предложения;
− выбирать правильный знак препинания в конце предложения;
− изменять имена существительные по числам и лицам;
− различать разряды местоимений и правильно употреблять в речи;
− определять
значения
и
правильно
употреблять
имена
прилагательные, глаголы в речи;
− писать словарные диктанты;
− списывать предложения с подстановкой нужных слов;
− заполнять таблицы по образцу.
Развитие речи
Обучающийся научится:
− различать и понимать на слух звуки, звукосочетания, слова,
предложения башкирского языка, интонацию и эмоциональную окраску фраз;
− кратко рассказывать о себе, своей семье, друге, школе;
− составлять рассказ по картинке, по плану;
− пересказывать текстпо опорным словам, по плану, выборочно;
− составлять диалоги и небольшие монологи;
− задавать изученные вопросы и отвечать на них;
3 класс
Основы лингвистических знаний
Обучающийся научится:
− строить словосочетания с существительными в родительном падеже;
− различать синонимы, антонимы, омонимы;
− находить необходимую информацию в различных словарях;
− понимать прямое и переносное значение слов;
30
− изменять местоимения по падежам;
− определять различия имен прилагательных в русском и башкирском
языках;
− правильно употреблять в речи степени имен прилагательных;
− изменять глаголы по временам (настоящее, прошедшее, будущее);
− определять
значения
и
правильно
употреблять
в
речи
количественные числительные;
− различать главные и второстепенные члены предложения.
− заполнять анкеты по прослушанному тексту.
Развитие речи
Обучающийся научится:
− понимать диалог из 3–6 предложений (реплик) и продолжать его;
− дополнять предложения по прослушанному тексту;
− вести диалог побудительного характера и строить монологические
высказывания по пройденной теме;
− выразительно читать небольшие тексты и понимать их содержание;
− пересказывать текст по вопросам;
− переводить предложенные предложения со знакомой лекcикой с
башкирского языка на русский;
− работать с текстом: озаглавливать, составлять план к предложенным
текстам;
− писать короткое письмо другу (в рамках изученной тематики);
4 класс
Основы лингвистических знаний
Обучающийся научится:
− различать падежные формы имен существительных, аффиксы
принадлежности;
− различать порядковые, собирательные числительные, использовать
их в речи;
31
− различать простые и составные числительные, использовать их в
речи;
− различать наречия от имен прилагательных;
− различать временные формы глаголов, определять место глаголов в
предложениях;
− использовать в речи и на письме отрицательную форму глаголов;
− составлять предложения по заданной схеме;
− писать небольшие диктанты;
Развитие речи
Обучающийся научится:
− поддерживать диалог, переспрашивать, использовать в речи
выученные слова и формы слов;
− отвечать на изученные вопросы;
− бегло читать с соблюдением правил орфоэпии;
− определять значение слова по тексту или уточнять с помощью
словаря, Интернета и др.;
− составлять небольшие тексты и монологи по заданной теме;
−
писать короткие рассказы с опорой на план и ключевые слова;
− использовать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и
бытового общения;
− составлять текст с использованием русско-башкирского словаря о
своих домашних обязательствах;
− составлять текстыпо теме с использованием выученных слов,
изученных частей речи.
32
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
При реализации Программы должны быть учтены возможности использования электронных (цифровых)
образовательных ресурсов, являющихся
учебно-методическими
материалами
(мультимедийные программы,
электронные учебники и пособия, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции
цифровых образовательных ресурсов) (Приложение).
1 класс – 34 ч.
Тема, раздел
курса
Предварительный
устный курс
Я знакомлюсь
Программное
содержание
«Башкортостан – моя родина».
Общее представление о языке
«Учимся здороваться».
Речь устная и письменная
«Давайте познакомимся».
Ответ на вопрос «Как тебя зовут?».
Предложение и слово
«Давайте познакомимся».
Ответ на вопрос «Кто ты?».
Слог, звуки и буквы
«Давайте познакомимся».
Ответы на вопросы «Кто это?», «Что это?».
Специфические гласные башкирского языка [ә], [ө], [ү]
Алфавит, изучение буквы
Аа
1
1
1
1
1
1
Я и моя семья
(5 ч.)
Моя школьная
жизнь
«До свидания!».
Изучение буквы
Оо
1
Изучение буквы
Ыы
Изучение буквы
Ээ
Изучение буквы
Вв
Развитие речи
Изучение буквы
Әә
Изучение буквы
Өө
Изучение буквы
Үү
1
Изучение буквы
Һһ
1
Развитие речи
1
Изучение буквы
Ғғ
1
1
1
1
1
1
34
(7 ч.)
Я люблю играть
(4 ч.)
Я изучаю живую
природу
(4 ч.)
Изучение буквы
Ҡҡ
Изучение буквы
Ҙҙ
Изучение буквы
Ҫҫ
Изучение буквы
Ң,ң
Повторение изученных букв
1
Развитие речи
1
Дифтонг йо
1
Дифтонг йө
1
Дифтонг йү
1
Развитие речи
Дифтонг йә
1
1
Дифтонг йы
1
Дифтонг йе
1
Порядок слов в предложении
1
1
1
1
1
Контроль знаний и повторение изученного за год. Развитие речи
(2ч.)
1
35
Резерв – 2 ч.
2 класс – 34 ч.
Тема, раздел курса
Будем знакомы
(5 ч.)
Я люблю своих
родных
(5 ч.)
Программное содержание
Повторение пройденного.
Алфавит.
Специфические
звуки
башкирского языка
[ә], [ө], [ү], [ҡ], [ғ],
[ҫ], [ҙ], [һ], [ң].
Делениепредложений наслова, определениеколичества слов впредложении.
Заглавная буква вначалепредложения и всобственныхименахсуществительных
Личные местоимения и вопросы к ним
Вопросительные местоимения и вопросы с ними
Притяжательные местоимения.
«Минең, һинең, уның» («Мой (моя), твой (твоя), его (ее)»)
Притяжательные местоимения «Беҙҙең, һеҙҙең, уларҙың»
(«Наш (наша), ваш (ваша), их»)
Словообразовательная модель: төҙөү + се, бейеү + се, теген + се
Словообразовательная модель: балыҡ + сы, яҙыу + сы, ҡурай + сы
Развитие речи
36
Моя школьная
жизнь и увлечения
(6 ч.)
Имя существительное. Единственное и множественное число имен существительных:
уҡыусы + лар, китап + тар
Множественное число имен существительных: ҡәләм + дәр, дәфтәр + ҙәр
Изменение имен существительных по лицам
Промежуточный контроль
Иду играть с
друзьями
(7 ч.)
Главные члены предложения
Главные члены предложения
Порядок слов в предложении
Познаю
окружающий мир
(7 ч.)
Понятие о глаголе.
Вопросы «Нимә эшләргә?» («Что делать?»),«Нимә эшләй?» («Что делает?»), «Нимә
эшләйбеҙ?» («Что делаем?»)
Глагол.
Вопросы «Ҡайҙа нимә эшләйем?» («Где что делаю?»), «Ҡайҙа нимә эшләйбеҙ?» («Где
что делаем?»)
Имя прилагательное. Вопросы «ниндәй?» («Какой?», «Какая?», «Какое?»)
Имя прилагательное.
Вопрос «Какой?»
37
Изучение словосочетаний «Вопрос куда+ глагол?».
«Вопрос откуда? + глагол»
Повторение словосочетаний «Вопрос куда? + глагол», «Вопрос откуда? + глагол»
Изучение словосочетаний «Вопрос где? + глагол»
Изучение словосочетаний
«Вопрос когда? + глагол»
Развитие речи
Повторение пройденного за год.
Контроль знаний.
(2 ч.)
Резерв – 2 ч.
3 класс – 34 ч.
Тема, раздел курса
Рад знакомству!
(4 ч.)
Программное содержание
Главные и второстепенные члены предложения
Второстепенные члены предложения
38
Я получаю знания
(4 ч.)
Прямое и переносное значение слова
Синонимы
Антонимы
Омонимы
Мир вокруг меня
(4 ч.)
Однокоренные слова
Однокоренные слова
Имя существительное. Изменение по падежам
Мое любимое время
года
(4 ч.)
Имя существительное. Изменение по падежам
Имя существительное. Изменение по падежам
Имя существительное: изменение по падежам
Промежуточный контроль, развитие речи
Мой гардероб
(7 ч.)
Имя прилагательное
Степени сравнения имен прилагательных
Имя прилагательное. Степени сравнения имен прилагательных
39
Местоимение. Изменение местоимений по падежам
Я путешественник
(7 ч.)
Местоимение. Изменение местоимений по падежам
Имя числительное. Количественные числительные
Глагол.
Времена глагола
Настоящее время глагола
Прошедшее время глагола
Будущее время глагола
Изменение глаголов по временам
Изменение глаголов по временам
Развитие речи
Повторение
пройденного за год и
развитие речи.
(2 ч.)
Резерв – 2 ч.
Проектная работа
Контроль знаний
4 класс – 34 ч.
Тема, раздел курса
Каждый день хожу в
школу
(6 ч.)
Программное содержание
Общие сведения о языке
Фонетика и графика
Орфоэпия и лексика
40
Имя существительное
Собственные и нарицательные имена существительные
Единственное имножественное число имен существительных
Я люблю свою семью
(4 ч.)
Имена существительные с аффиксами принадлежности
Имя прилагательное
Повторение
Степени сравнения имен прилагательных
Рассказываю об
Отчизне
(7 ч.)
Местоимение
Личные местоимения
Притяжательные местоимения
Указательные местоимения
Вопросительные местоимения
Местоимение
Промежуточный контроль знаний
Живу в
деревне/городе
(6 ч.)
Имя числительное (повторение)
Простые и составные числительные
41
Количественные и порядковые числительные
Собирательные числительные
Имя числительное. Повторение изученного
Развитие речи
Обсуждаем погоду и
времена года
(3 ч.)
Говорим о разном
(2 ч.)
Учусь покупать
(3 ч.)
Наречие
Наречие. Отличие наречийот имен прилагательных
«Экология Башкортостана»
Наречие.
Отличие наречий от имен прилагательных
Глагол. Место глаголов в предложениях
Изменение глаголов по лицам
Отрицательная форма глагола
Временные формы глаголов
Настоящее время глагола
Развитие речи
Повторение пройденного за год
Проектная работа
Комплексный контроль знаний
Резерв – 3 ч.
42
Приложение
Учебно-методическоеи информационно-ресурсное обеспечение
Учебно-методические пособия
1. Башкирский
язык.
Учебник
для
учащихся
2
класса
общеобразовательных организаций с русским языком обучения / Х. А.
Тулумбаев, М. С. Давлетшина, Н. Н. Кинзябаева, Г. М. Садыкова. – Уфа:
Издательство «Китап», 2019. – 148с.
2. Башкирский
язык.
Учебник
для
учащихся
3
класса
общеобразовательных организаций с русским языком обучения / М. С.
Давлетшина, Н. Н. Кинзябаева, Г. М. Садыкова. – Уфа: Издательство «Китап»,
2019. – 134с.
3. Башкирский
язык.
Учебник
для
учащихся
4
класса
общеобразовательных организаций с русским языком обучения / М. С.
Давлетшина, Н. Н. Кинзябаева, Г. М. Садыкова. – Уфа: Издательство «Китап»,
2019. – 152с.
Учебные пособия
4. Ильмухаметов А. Г. Проектирование современного урока. – Уфа: РИЦ
ИРО РБ, 2015. – 54 с.
5. Сафина Л. Х, Латыпова Р. М., Санъяров Ф. Б. Башкирский язык. Новый
взгляд.– Уфа: Мир печати, 2021. – 94 с.
Словари
6. Азнагулов Р. Г. Башкирско-русский, русско-башкирский школьный
словарь. – Уфа: Китап, 2018. – 608 с.
7. Саяхова Л. Г., Ураксин З. Г., Асадуллина Ф. Ф., Сахипова З. Г. Русскобашкирский учебный словарь. – Уфа: Китап, 2011. – 452с.
8. Саяхова Л. Г., Усманова М. Г. Русско-башкирский, башкирско-русский
учебный
словарь (с
грамматическим приложением).
методический центр «Эдвис».– 2011. – 265с.
–
Уфа:
Учебно-
9. Саяхова Л. Г. Русско-башкирский иллюстрированный тематический
словарь. – Уфа: Китап, 1998. – 303с.
Методическаялитература
10. Габитова З. М. Формирование универсальной учебной деятельности на
уроках башкирского языка. – Уфа: Изд-во ИРО РБ, 2013. – 36 с.
11. Габитова З. М. и др. Методические рекомендации по составлению
рабочей программы. – Уфа: Издательство ИРО РБ, 2015. – 52 с.
12. Давлетшина М. С. Методика преподавания башкирского языка (для
изучения башкирского языка (как государственного) в общеобразовательных
организациях с русским языком обучения). 1-я часть. – Уфа: Китап, 2010. – 120 с.
13. Давлетшина
М. С.,
Габитова
З. М.
Методика
преподавания
башкирского языка (для изучения башкирского языка (как государственного) в
общеобразовательных организациях с русским языком обучения). 2-я часть. –
Уфа: Китап, 2018. – 84 с.
14. Давлетшина М. С., Кинзябаева Н. Н., Садыкова Г. М. Методические
рекомендации
к
учебнику
«Башкирский
язык»
для
2
класса
общеобразовательных организаций с русским языком обучения (для изучающих
башкирский язык как государственный). – Уфа: Китап, 2019. – 176 с.
15. Давлетшина М. С., Кинзябаева Н. Н., Садыкова Г. М. Методические
рекомендации
к
учебнику
«Башкирский
язык»
для
3–4
классов
общеобразовательных организаций с русским языком обучения (для изучающих
башкирский язык как государственный). – Уфа: Китап, 2019. – 128 с.
16. Давлетшина М. С., Хадыева З. А. Башкирский язык – государственный
язык. Методическое руководство. – Уфа: Мир печати, НМЦ «Педкнига», 2010 –
88 с.
Информационные ресурсы
44
17. Веб-ресурс для самостоятельного изучения башкирского языка
«Интерактивный башкирский» // URL: https://bashlang.ru/ (дата обращения:
17.05.2022).
18. Детский
обучающий
интернет-портал
«Балалар»
//
URL:
https://balalar.org/ (дата обращения: 17.05.2022).
19. Детско-юношеский телеканал «Тамыр» ГУП ТРК «Башкортостан» //
URL: https://bash.news/bst (дата обращения: 18.05.2022).
20. Информационный
портал
Республики
Башкортостан
//
URL:
https://www.bashkortostan.ru/ (дата обращения: 18.05.2022).
21. Культурный
мир
Башкортостана
//
URL:
http://ebook.bashnl.ru/dsweb/HomePage (дата обращения: 23.04.2022).
22. Международная система дистанционного обучения башкирскому
языку. // URL: https://region.bspu.ru/ (дата обращения: 23.04.2022).
23. Русско-башкирский онлайн словарь // URL: https://huzlek.bashqort.com/
(дата обращения: 23.04.2022).
24. Самоучитель
башкирского
языка
https://elib.bashedu.ru/dl/read/VahitovaSamouchBashkYaz.pdf/info
//
URL:
(дата
обращения: 23.04.2022).
25. Платформа ЯКласс // URL: https://www.yaklass.ru/p/bashkirskiy_ya
(дата обращения: 10.06.2022).
45