РП ВД ФГ Основы финансовой грамотности 5 pdf

Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой
грамотности» для учащихся 5 классов школы разработана в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования.
Основные

документы,

используемые

при

составлении

рабочей

программы:
• Федеральный закон от29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
• Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой
грамотности населения РФ;
• Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой
грамотности населения и развитию финансового образования в РФ».
• Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от
17.12.2010 № 1897 (с изменениями и дополнениями от 29.12.2014 №1644, от
31.12.2015 №1577);
• Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ

начального

общего,

основного

общего,

среднего

общего

образовании, утвержденный приказом Минобрнауки России от 31.03.2014 №
253 (в ред. Приказа Министерства просвещения РФ от 8 мая 2019 г. N 233 «О
внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к

2

использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. N 345»)
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996р;

СП 2.4.3648-20;

СанПиН 1.2.3685-21;


Место курса в плане внеурочной деятельности
курс предназначен для обучающихся 5-х классов; рассчитан на 1 час в
неделю/34 часа в год.
Результаты освоения курса
Личностными

результатами

изучения

курса

«Финансовая

грамотность» являются:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание
экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание
финансовых связей семьи и государства;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых
отношений:

сопоставление

доходов

и

расходов,

расчёт

процентов,

сопоставление доходности вложений на простых примерах;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного
заработка;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
игровых и реальных экономических ситуациях;
- участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметными

результатами

грамотность» являются:
Познавательные:
3

изучения

курса

«Финансовая

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в
газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и
интервью;
- формирование умений представлять информацию в зависимости от
поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы
связей (интеллект-карты);
-

овладение

обобщения,

логическими
классификации,

действиями

сравнения,

установления

анализа,

аналогий

и

синтеза,
причинно-

следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
- понимание цели своих действий;
- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
- проявление познавательной и творческой инициативы;
- оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
- составление текстов в устной и письменной формах;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения
и права каждого иметь свою;
- умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать
оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности,
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
4

Предметными

результатами

изучения

курса

«Финансовая

грамотность» являются:
-

понимание основных

принципов экономической

жизни

общества:

представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях
изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
- понимание и правильное использование экономических терминов;
- освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление;
проведение простых финансовых расчётов;
- приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для
решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников
доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой
семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов
сравнения результатов на простых примерах;
- развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать
обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных
проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
- развитие кругозора в области экономической жизни общества и
формирование

познавательного

интереса

к

изучению

общественных

дисциплин.
5 класс
«Финансовая

грамотность»

является

прикладным

курсом,

реализующим интересы обучающихся 5 класса в сфере экономики семьи.
Целями изучения курса «Финансовая грамотность» выступают
формирование активной жизненной позиции, развитие экономического
образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведении в
области экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта

5

применения полученных знаний и умений для решения элементарных
вопросов в области экономики семьи.
Основные содержательные линии курса:
 Деньги, их история, виды денег.
 Семейный бюджет.
 Кредиты. Виды кредитов.
 Социальные пособия. Пенсия. Налог.
Планируемые результаты
Личностными

результатами

изучение

курса

«Финансовая

грамотность» являются:
 умение грамотно распоряжаться деньгами.
 овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых
отношений: сопоставление доходов и расходов;
 развитие самостоятельности и личной ответственности за свои
поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов
собственного заработка;
 развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в
принятии решение о семейном бюджете.
Требования к предметным результатам освоения курса:
- овладение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная
способность

денег,

благосостояние

семьи,

профицит

и

дефицит

семейного бюджета, банк, финансовое планирование, налогообложение.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность»
являются:
Познавательные:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• использование различных способов поиска, сбора, обработки и анализа,
организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в
6

газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и
интервью;
• формирование умений представлять информацию в зависимости от
поставленных задач в виде таблицы, схемы;
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
• понимание цели своих действий;
• планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
• составление текстов в устной и письменной формах;
• готовность слушать собеседника и вести диалог;
• готовность признавать возможность существования различных точек зрения
и права каждого иметь свою;
• умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать
оценку событий;
• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными: результатами изучения курса «Финансовая грамотность»
являются:
•

понимание основных принципов экономической жизни общества:

представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях
изменения доходов и расходов семьи;
7

• понимание и правильное использование экономических терминов;
• освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление;
проведение простых финансовых расчётов.
• приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений
для решения типичных задач в области семейной экономики: знание
источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять
простой семейный бюджет;
• определение элементарных проблем в области семейных финансов и
нахождение путей их решения;
• развитие кругозора в области экономической жизни общества и
формирование

познавательного

интереса

к

изучению

общественных

дисциплин.
классами) финансовых отношений.
Содержание курса 5 класс (34 часа)
Введение в курс «Финансовая грамотность»
Модуль 1. Доходы и расходы семьи
Введение. Познавательная беседа «Почему так важно изучать финансовую
грамотность?» Познавательная беседа «Деньги». Интерактивная беседа
«Драгоценные металлы. Монеты. Купюры». Творческое задание «Доходы
семьи». Работа со статистикой «Расходы семьи». Викторина «Предметы
первой необходимости». Викторина «Товары длительного пользования».
Решение практических задач «Услуги. Коммунальные услуги». Ролевая игра
«Семейный бюджет».

8

Календарно-тематическое планирование
5 класс
Тема урока с обязательным выделением контроля
№ урока
Введение в курс «Финансовая грамотность». (4 ч)
1
Почему важно развивать свою финансовую грамотность
2
Почему важно развивать свою финансовую грамотность
3
От чего зависит благосостояние семьи
4
От чего зависит благосостояние семьи
5
Учимся оценивать финансовое поведение людей
6
Учимся оценивать финансовое поведение людей
7
Учимся оценивать свое финансовое поведение
8
Учимся оценивать свое финансовое поведение
Модуль 1. Доходы и расходы семьи. (13 ч)
9
Деньги: что это такое
10
Деньги: что это такое
11
Учебные мини-проекты «Деньги»
12
Учебные мини-проекты «Деньги»
13
Что такое деньги и как они появились.
История российских денег. Современные деньги в России.
14
Роль денег в нашей жизни.
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Дата проведения
По плану
По
факту
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
5 неделя
6 неделя
7 неделя
8 неделя
9 неделя
10 неделя
11 неделя
12 неделя
13 неделя
14 неделя

Купюры и пластиковые карты. Драгоценные металлы и
монеты. Гознак. Центральный банк РФ и его функция.

15 неделя

Из чего складываются доходы семьи. Учимся считать
семейные доходы
Из чего складываются доходы семьи. Учимся считать
семейные доходы
Исследуем доходы семьи
Учебные мини-проекты «Доходы семьи»
Учебные мини-проекты «Доходы семьи»
Как появляются расходы семьи
Как появляются расходы семьи
Учимся считать семейные расходы
Учимся считать семейные расходы
Исследуем расходы семьи
Исследуем расходы семьи
Риски потери денег и имущества и как человек может от
этого защититься.
Финансовый бизнес: чем он может помочь семье
Финансовый бизнес: чем он может помочь семье: «Как
спасти деньги от инфляции»
Бизнес и подросток.
Разработка бизнес-плана.
Учебные мини-проекты «Расходы семьи»
Учебные мини-проекты «Расходы семьи»
Обобщение результатов изучения курса «Финансовая

16 неделя

9

17 неделя
18 неделя
19 неделя
20 неделя
21 неделя
22 неделя
23 неделя
24 неделя
25 неделя
26 неделя
27 неделя
28 неделя
29 неделя
30 неделя
31 неделя
32 неделя
33 неделя
34 неделя

грамотность»

Методическое обеспечение


Основы

финансовой

грамотности.

Учебное

пособие

для

общеобразовательных организаций. В.В. Чумаченко, А. П. Горяев: М;
Просвещение, 2017


Основы

финансовой

грамотности.

Методическое

пособие

для

общеобразовательных организаций. В.В. Чумаченко, А. П. Горяев: М;
Просвещение, 2017
 Основы финансовой грамотности. Рабочая тетрадь. В.В. Чумаченко, А. П.
Горяев: М; Просвещение, 2017
Интернет-ресурсы:
1.

http://www.fgramota.org/

Образовательный

портал

по

финансовой

грамотности Российской экономической школы (РЭШ). Главная цель
портала – преподнести теоретические и прикладные знания по управлению
личными финансами в современном формате edutainment (обучение плюс
развлечение). Все элементы портала – финансовая игра, онлайн-книга, тесты,
глоссарий – закладывают основы финансовой безопасности и грамотности
граждан. Ключевым элементом портала является «народная» финансовая

10

игра, цель которой – дать практические навыки использования финансовых
инструментов и познакомить с азами финансовых концепций: соотношение
между доходностью и риском, выгоды от диверсификации, управление
портфелем и т.д.
2. http://finprosto.ru/?utm_source=sberbanksite&utm_medium=tizer&utm_term=fi
nprosto&utm_campaign=tizersitesberbank Раздел «Финансовое просвещение»
сайта Сберегательного банка предназначен для ознакомления с основными
терминами, с которыми может встретиться клиент; содержит обучающие
курсы о деньгах: как приумножить деньги, как застраховать то, что дорого,
как оплачивать услуги и переводить деньги и т.д.
3. http://www.investor.ru/main Сообщество профессиональных финансистов со
своим уникальным опытом и объёмным взглядом по теме инвестиций, а
также частных лиц, людей различных профессий, являющихся инвесторами
или собирающихся ими стать. На сайте есть отдельная рубрика «Личные
финансы».
4.

http://www.ikpcenter.ru/

Сайт

Института

краткосрочных

программ

Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.
Программы по финансовой грамотности для обучающихся и педагогов, а
также всех желающих.
5. http://www.gorodfinansov.ru/ «Город финансов» – качественно новый
Интернет-ресурс в области финансовой грамотности, с независимой
позицией и объективной информацией. Проект рассчитан на широкую
аудиторию, интересующуюся финансами. Посетители портала найдут на
страницах

«Города

финансов»

информацию

о

банковских

услугах,

особенностях и рисках, которые стоит учитывать при заключении договора
на оказание банковских услуг. На портале есть раздел «Личные финансы». В
этом разделе эксперты «Города Финансов» расскажут вам о том, как
правильно вести семейный бюджет и контролировать личные финансы. Вы
научитесь грамотно управлять личными финансами, сумеете оптимизировать
доходы и расходы, а главное – поймете, как можно нормально и достойно
11

жить даже на не очень большую зарплату. Внутри раздела «Личные
финансы» находится «Школа денег» – http://www.gorodfinansov.ru/finfrteapot/
6.

Блог

http://www.myinvestplan.ru/about/

о

финансах.

Финансовая

независимость и финансовая грамотность. Блог предназначен для получения
первоначальных знаний в области финансов. Блог представляет большой
перечень материалов по финансовой грамотности – с основ для школьников
до глубоких материалов для профессионалов.
7. http://my-capital.narod.ru/ Этот сайт призван легко и доступно рассказывать
вам о планировании вашего финансового благополучия. Где взять деньги, что
делать с деньгами, основы финансового планирования и т. д.
8. http://www.cbr.ru/fingramota/ Данный раздел сайта Банка России посвящен
повышению уровня финансовой грамотности граждан России всех возрастов
и социального статуса. Также здесь можно найти информацию об истории
Банка России и российской банковской системы в целом. Сказки и рассказы
для детей. http://www.cbr.ru/fingramota/?PrtId=fg_2
9.

http://www.cbr.ru/fingramota/?PrtId=mon Информационные буклеты о

признаках платежеспособности денежных знаков Банка России.
10. http://www.ja-russia.ru/ru/fl/ Межрегиональная общественная организация
(МОО) «Достижения молодых» – Junior Achievement Russia. Материалы по
финансовой грамотности.
11. http://www.familyfinance.ru/ Уроки здорового отношения к деньгам,
которые позволят вам сформировать у детей правильное представление о
том, что такое деньги.
12.

http://www.fingramota.org

Экспертная

группа

по

финансовому

просвещению при Федеральной службе по финансовым рынкам.
13. http://www.fsmcapital.ru/uspeh/mykinder.shtml На этой страничке собраны
интересные статьи о том, как научить детей управлять деньгами, зачем это
нужно, что это даст и как это сделать.
14. www.finmarket.ru Оперативные новости по финансовой тематике –
российские и мировые
12

15. www.rbc.ru Информация о текущих ценах акций, курсах валют, других
финансовых инструментах.
16. http://www.azbukafinansov.ru/ Универсальный портал по финансовой
грамотности

для

школьников,

студентов,

взрослого

населения,

предпринимателей.
17. http://museum.micex.ru/ Музей Московской Межбанковской Валютной
Биржи – это история биржевого дела в России, виртуальная коллекция с
экспонатами.
18.

http://www.mirkin.ru/ Специализированная электронная библиотека

публикаций по финансовому рынку, инвестициям, ценным бумагам.
19. http://us.dogm.mos.ru/ Сайт Департамента образования города Москвы,
раздел «Университетские субботы». Информация о лекциях, мастер-классах
и других мероприятиях по финансовой грамотности.
20. http://igrm.info/index.php Институт гуманитарного развития мегаполиса
(ИГРМ) – научноисследовательская организация, созданная для содействия
успешному

гуманитарному

развитию

и

повышению

эффективности

социальных программ, реализуемых в г. Москве, а именно программы
«Повышение финансовой грамотности». Мероприятия для обучающихся и
педагогов. Недели финансовой грамотности и многое другое.

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».