1. Пояснительная записка Настоящая дополнительная образовательная программа для 1 - 4 класса составлена на основе авторской программы М.В.Буряк «Математика с увлечением». Рабочая программа курса внеурочной деятельности: 1 - 4 класс М.В Буряк, Е.Н. Карышева — М.:Планета, 2020 - (Учение с увлечением). Дополнительная образовательная программа «Математика с увлечением» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373). Актуальность и перспективность курса. Актуальность авторской программы «Математика с увлечением» заключается в том, что предметные знания, умения, приобретённые при изучении математики в начальной школе, овладение математическим языком являются опорой для изучения смежных дисциплин, фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений. В то же время в начальной школе предмет математика является основой для развития у учащихся познавательных действий. В первую очередь логических. Включая и знаково символические, а также таких, как планирование, систематизация и структурирование знаний, преобразование информации, моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, аксиоматика, формирование элементов системного мышления, выработка вычислительных навыков. Особое значение имеет математика для формирования общего приёма решения задач как универсального учебного действия. Таким образом, математика является эффективным средством развития личности школьника. Данное методическое пособие выпускается в комплекте с рабочей тетрадью для ученика. Все задания в пособии и в тетради составлены с учетом стандартов второго поколения и направлены на формирование у школьников универсальных учебных действий, основ логического мышления и коммуникативной компетентности. Перспективность курса объясняется формированием приёмов умственной деятельности: анализа, синтеза, классификации, аналогии и обобщения. Программа выражает целевую направленность на развитие и совершенствование познавательного процесса, способствует формированию математических способностей учащихся. Программа имеет уровневое построение. Каждая новая тема по сложности превосходит предыдущую и опирается на её содержание. Значительное внимание уделяется формированию у учащихся осознанных и прочных навыков вычисления, но вместе с тем программа предполагает и доступное детям обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание тех связей, которые существуют между рассматриваемыми явлениями. Особенностями построения программы является то, что в неё включено большое количество заданий на развитие логического мышления, пространственного воображения, памяти, внимания. Задания способствуют становления у детей познавательных процессов, а также творческих способностей. Цели и задачи программы. Цели программы: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по математике; развить интерес учащихся к окружающему миру, их математические способности; привить школьникам интерес и вкус к самостоятельным занятиям математикой. Воспитание и развитие их инициативы и творчества. Задачи программы: содействовать формированию мыслительных навыков: умению ставить вопросы, обобщать, выделять часть из целого, устанавливать закономерности, делать умозаключения; способствовать формированию информационно - коммуникационных компетенций учащихся; прививать любовь к предмету; создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика; создавать условия для развития у детей познавательных интересов, формировать стремление у ребёнка к размышлению и поиску; формировать представление о математике как форме описания и методе познания окружающего мира. Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических и природоведческих знаний, связей математики с окружающей действительностью, а также личностную заинтересованность в расширении знаний. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1-4 классов (7 - 10 лет). Программа рассчитана: в 1 классе с проведением занятий 1 раз в неделю, с продолжительностью занятия 35 минут в 1 четверти и со 2 четверти занятия по 40 минут; во 2-4 классах - 1 раз в неделю, с продолжительностью занятия 40 мин. Программа рассчитана на 4 года. В 1 классе - 28 часов в год. Во 2-4 классах - 32 часа в год. 2. Планируемые результаты освоения учебного курса или предмета. Интегрированный курс внеурочной деятельности «Математика с увлечением» объединяет в единый учебный предмет несколько разноплановых по способу овладения предметов: математику, геометрию и окружающий мир. Такое объединение поможет повысить качество обучения и развития учащихся, т.к. создает условия для осуществления органического единства мыслительной и конструкторско-практической деятельности детей во всем многообразии их взаимного влияния друг на друга и взаимодействия: математические знания и мыслительная деятельность учащихся. Личностные результаты. Целостное восприятие окружающего мира. Развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении «маний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими. Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Формирование математической компетентности. Установка на бережное отношение к природе, понимание красоты окружающего мира. Метапредметные результаты. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления. Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера. Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата. Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач. Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика». Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. Умение работать в материальной и информационной среде в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика». Умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий. Формирование навыков информационно-коммуникационной компетенции. Любознательность, активность и заинтересованность в познании мира. Предметные результаты. Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений. Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы). Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач. Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, цепочками; представлять, анализировать данные, выполнять задания логического характера, собирать фигуры из деталей конструкторов. Отработка навыков работы на компьютере для выполнения учебных задач. Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий. Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Читать и пересказывать текст. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений. описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; выделять существенные признаки предметов; сравнивать между собой предметы, явления; обобщать, делать несложные выводы; классифицировать явления, предметы; определять последовательность событий; судить о противоположных явлениях; давать определения тем или иным понятиям; определять отношения между предметами типа «род» - «вид»; выявлять функциональные отношения между понятиями; выявлять закономерности и проводить аналогии. 3. Содержание курса «Математика с увлечением» Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению. Содержание программы 1 класс (28 часов) Математика 1. Признаки предметов Свойства предметов: цвет, форма, размер. Выделение предметов из группы по заданным свойствам, сравнение предметов, разбиение предметов на группы в соответствии с указанными свойствами. Пространственные и временные отношения Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости, их характеристика (выше-ниже, слева-справа, за-перед, между, вверху-внизу, больше-меньше, толще-тоньше, короче-длиннее). Порядок следования событий: раньше-позже. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки «1→», «1→», указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание. 2. Числа и операции над ними Числа от 1 до 10 Числа от 1 до 9. Счёт предметов. Нумерация чисел. Запись чисел от 1 до 10. Число ноль. Состав чисел от 2 до 10. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения. Числа от 11 до 20 Нумерация чисел от 11 до 20. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение чисел и их последовательность. Арифметические действия в пределах 20 Сложение, вычитание. Знаки действий. Названия компонентов и результатов арифметических действий. Таблица сложения и вычитания в пределах 20. Взаимосвязь арифметических действий сложения и вычитания. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Переместительное свойство сложения. Числовые выражения. Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Способы проверки правильности вычислений (обратные действия), взаимосвязь компонентов и результатов действий, прикидка результата. Величины и их измерение Величины: масса, объём. Измерение величин. Единицы измерения величин: массы (килограмм), вместимости (литр). Текстовые задачи Задача. Структура задачи. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или на схеме, для ответа на заданные вопросы. Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задач. Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение, вычитание). Текстовые задачи на нахождение суммы и остатка. Текстовые задачи, содержащие отношения «больше на ...», «меньше на ...». Текстовые задачи на разностное сравнение. Решение сложных текстовых задач в несколько действий. Составление и решение взаимообратных задач. Решение логических и нестандартных задач. Геометрические фигуры Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, многоугольники (треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат, пятиугольник и т.д.), круг, овал. Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. Разрезание и составление фигур. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Распознавание и называние геометрических тел: куб, пирамида, шар, конус. Конструкторы: «Танграм» - древняя китайская головоломка, «Волшебный квадрат». Геометрические величины Геометрические величины и их измерение. Длина. Единицы длины (сантиметр, дециметр). Измерение длины отрезка. Площадь. Измерение площади с помощью мерок. Работа с информацией Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин. Представление информации в виде таблицы. Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел по заданному правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма (плана) поиска информации. Окружающий мир. Лес и его обитатели. Растительный мир леса. (12ч.) Съедобные и ядовитые грибы. Этажи леса: травы, кустарники лиственные и хвойные). Лекарственные и ядовитые растения. Цветочные часы. Животный мир леса. (14ч.) Кто где живет. Насекомые в лесу. Лесные птицы. Лесные звери (медведь, лось, лисица, белка, заяц, волк, еж). Птичьи часы. Лесное болото. Живые барометры. Территории леса. Охрана леса. (1ч.) Леса России. Правила поведения в лесу. Итоговое занятие. (1ч.) Ожидаемые результаты освоения программы 1. воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации; 2. определять учебную задачу; 3. ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения; 4. владеть своим вниманием; 5. сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания; 6. владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности; 7. использовать основные приемы мыслительной деятельности; 8. анализировать и решать логические задания; 9. осуществлять самостоятельный поиск решения; 10. последовательно рассуждать, доказывать. Содержание программы 2 класс (32 часа). Математика Сложение и вычитание в пределах 20 Сложение, вычитание. Знаки действий. Названия компонентов и результатов арифметических действий. Таблица сложения и вычитания в пределах 20. Взаимосвязь арифметических действий сложения и вычитания. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Числовые выражения. Способы проверки правильности вычислений (обратные действия), взаимосвязь компонентов и результатов действий, прикидка результата. Сложение и вычитание в пределах 100 Сложение и вычитание двузначных чисел в пределах 100 без перехода и с переходом через десяток. Чётные и нечётные числа в пределах 100. Приёмы рациональных вычислений. Нумерация чисел от 1 до 100 Последовательность двузначных чисел. Сравнение чисел. Умножение и деление чисел Операция умножения на числа 2 и 3. Взаимосвязь операций умножения и деления. Переместительное свойство умножения. Величины и их измерение Площадь фигуры. Сравнение площадей фигур. Текстовые задачи Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел. Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или схеме, в таблице для ответа на заданные вопросы. Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задач. Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение, вычитание). Текстовые задачи на нахождение суммы и остатка. Текстовые задачи, содержащие отношения «больше на ...», «меньше на ...». Текстовые задачи на разностное сравнение. Текстовые задачи, содержащие отношения «больше в ...», «меньше в ...». Текстовые задачи на кратное сравнение. Решение составных задач. Составление и решение взаимообратных задач. Решение логических и нестандартных задач. Дополнения условия задачи и постановка вопроса к задаче. Элементы геометрии Плоские и объёмные фигуры. Прямой угол. Составление плоских фигур из частей. Окружность, её центр и радиус. Симметричные фигуры. Пересекающиеся фигуры. Расположение фигур на плоскости. Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Конструирование из геометрических фигур. Конструкторы: «Танграм», «Монгольская игра», «Волшебный круг». Элементы алгебры Уравнения. Выражения с переменной. Сравнение выражений с переменной. Порядок действий в выражениях, содержащих два и более действия со скобками и без них. Работа с информацией Представление информации в виде таблицы, схемы, рисунка. оставление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел по заданному правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма (плана) поиска информации. Окружающий мир. Животные и растения Арктики и тундры. Знакомство с территорией Арктики и тундры (2 ч) Расположение на карте Арктики и тундры. Природные условия Арктики и тундры. Климатические условия Арктики и тундры. Растительный мир Арктики (1 ч) Мхи. Лишайники. Цветковые растения. Животный мир Арктики (11 ч) Звери. Птицы. Рыбы. Растительный мир тундры (3 ч) Мхи. Лишайники. Карликовые растения. Ягодные растения. Цветковые растения. Животный мир тундры (11 ч) Звери. Птицы. Рыбы. Охрана природы (3 ч) Арктика: заповедник «Остров Врангеля», национальный парк «Русская Арктика». Тундра: заповедник «Таймырский» Итоговое занятие (1 ч) Ожидаемые результаты освоения программы 1. воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации; 2. определять учебную задачу; 3. ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения; 4. владеть своим вниманием; 5. сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания; 6. владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности; 7. использовать основные приемы мыслительной деятельности; 8. анализировать и решать логические задания; 9. осуществлять самостоятельный поиск решения; 10. последовательно рассуждать, доказывать. Содержание программы 3 класса (32 часа) Математика Арифметические действия над числами в пределах 100 Сложение и вычитание чисел без перехода и с переходом через десяток. Умножение и деление чисел. Приёмы рациональных вычислений. Взаимосвязь арифметических действий сложения и вычитания, умножения и деления. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Способы проверки правильности вычислений (обратные действия), прикидка результата. Четные и нечетные числа. Умножение и деление двузначных чисел на однозначное. Внетабличное умножение и деление. Деление с остатком. Умножение на 1 и 0. Деление на 1. Доли. Сравнение долей. Числа от 1 до 1000. Нумерация Последовательность чисел. Сравнение чисел. Арифметические действия над числами в пределах 1000 Устное сложение и вычитание, умножение и деление чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Величины и их измерение Время. Единицы измерения времени: секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век. Масса. Единицы измерения массы: грамм, килограмм. Площадь фигуры. Сравнение площадей фигур. Действия с именованными числами. Текстовые задачи Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел. Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или схеме, в таблице для ответа на заданные вопросы. Решение простых и составных текстовых задач. Элементы геометрии Плоские и объёмные фигуры. Ломаные линии. Обозначение геометрических фигур буквами. Составление плоских фигур из частей. Симметричные фигуры. Расположение фигур на плоскости. Куб. Грани куба. Изменение положения куба. Видимые и невидимые линии у куба. Развёртка куба. Тела вращения. Перпендикулярные прямые. Параллельные прямые. Деление окружности на равные части. Виды треугольников: равносторонний, разносторонний, равнобедренный. Конструирование из геометрических фигур (конструктор «Колумбово яйцо»). Элементы алгебры Выражения с двумя переменными. Порядок действий в выражениях, содержащих два и более действия со скобками и без них. Равенства и неравенства. Работа с информацией Представление информации в виде таблицы, схемы, рисунка. Составление конечной последовательности (цепочки) чисел по заданному правилу. Окружающий мир. Животные и растения степи и лесостепи. Знакомство с территорией степи и лесостепи (1 ч) Расположение на карте степи и лесостепи. Природные условия степи и лесостепи. Климатические условия степи и лесостепи. Растительный мир степи и лесостепи (3 ч) Травянистые растения. Цветковые растения. Животный мир степи и лесостепи (24 ч) Насекомые. Земноводные. Пресмыкающиеся. Звери. Птицы. Рыбы. Охрана природы (3 ч) Государственный природный биосферный заповедник «Даурский». Государственный природный заповедник «Оренбургский». Государственный природный заповедник «Ростовский». Итоговое занятие (1 ч) Ожидаемые результаты освоения программы В результате изучения курса обучающиеся получат возможность закрепить: • последовательность чисел от 1 до 1000; • чётные и нечётные числа; • устное выполнение арифметических действий в пределах 1000; • выполнение внетабличного умножения и деления; • решение простых и составных задач; • вычисление числовых выражений, содержащих несколько действий со скобками и без скобок; • выполнение деления с остатком; • нахождение значения выражений с переменными; • сравнение долей; • составление равенств и неравенств; • виды треугольников. Обучающиеся будут уметь: • сравнивать, складывать, вычитать, умножать и делить числа в пределах 1000; • составлять верные равенства и неравенства; • находить значения буквенных выражений при заданных числовых значениях переменной; • выполнять действия с именованными числами; • анализировать текст учебной задачи с целью поиска алгоритма ее решения; • обосновывать выбор арифметических действий для решения задач; • выбирать из таблицы необходимую информацию для решения учебной задачи; • заполнять таблицы, схемы, имея некоторый банк данных; • использовать знания для выполнения практических заданий; • узнавать плоские и объёмные геометрические фигуры; • узнавать тела вращения; • восстанавливать рисунок на гранях куба, на развёрткекуба; • находить видимые и невидимые линии на кубе; • конструировать из геометрических фигур; строить фигуру, симметричную относительно данной оси симметрии; анализировать и решать логические задания; осуществлять самостоятельный поиск решений; последовательно рассуждать, доказывать; контролировать свою деятельность (находить и исправлять ошибки). Обучающиеся узнают: • о растениях степи и лесостепи; • о животных степи и лесостепи; • об охране природы на территории степи и лесостепи. • • • • • Содержание программы 4 класс (32 часа) Математика Числа от 1 до 1000. Нумерация. Последовательность чисел. Арифметические действия над числами в пределах 1000. Сложение и вычитание многозначных чисел. Умножение и деление многозначных чисел. Нахождение результатов арифметических чисел. Способы проверки правильности вычислений (обратные действия), прикидка результата. Приёмы рациональных вычислений. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Чётные и нечётные числа. Числа больше 1000. Нумерация. Последовательность чисел. Сравнение чисел. Арифметические действия над числами, которые больше 1000. Сложение и вычитание чисел, которые дольше 1000. Нахождение результатов арифметических чисел. Способы проверки правильности вычислений (обратные действия), прикидка результата. Приёмы рациональных вычислений. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Чётные и нечётные числа. Увеличение (уменьшение) чисел в 10, 100, 1000 раз. Заполнение блок-схем. Величины и их измерение. Длина. Единицы длины: метр, сантиметр, миллиметр, дециметр, километр. Время. Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, неделя, год, век. масса. Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр и соотношение между ними. Действия с именованными числами. Взаимосвязь между величинами (скорость, время, расстояние). Текстовые задачи. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел. Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, в схеме, в таблице, в графике. в столбчатой диаграмме для ответа на заданные вопросы. Решение простых и составных текстовых задач. Дополнение условия задачи и постановка вопроса к задаче. Элементы геометрии. Плоские и объёмные фигуры. Ломаные линии. Обозначение геометрических фигур буквами. Составление плоских фигур из частей. Симметричные фигуры. Расположение фигур на плоскости. Изменение положения куба. Изменение положения плоских фигур. Видимые и невидимые грани у объёмных фигур. Виды треугольников в зависимости от вида углов; виды треугольников в зависимости от длины сторон. Виды углов: тупые, острые, прямые. Рисование предметов с помощью геометрических фигур. Построение фигур по координатам. Определение координат у вершин многоугольников. Построение треугольника по трём сторонам с помощью линейки и циркуля. Многогранники. Вписанные многогранники. Площадь прямоугольного треугольника. Распознавание геометрических фигур в составе более сложных. Элементы алгебры. Высказывания. Координатный угол. Простейшие графики. Диаграммы. Таблицы. Порядок действий в выражениях, содержащих два и более действия со скобками и без них. Равенство с буквой. Нахождение неизвестного числа, обозначенного буквой. Работа с информацией. Представление информации в виде таблицы, схемы, диаграммы, графика. Составление конечной последовательности (цепочки) чисел по заданному правилу. Курс "Математика в окружающем мире" является интегрированным, поэтому задания по математике тесно связаны с темами по окружающему миру. Указанное ниже количество часов распределено по темам занятий. Окружающий мир «Пустыни. Полупустыни. Высотная поясность» (32 часа) Знакомство с территорией пустыни и полупустыни (2ч) Расположение на карте пустыни и полупустыни. Природные условия пустыни и полупустыни. Климатические условия пустыни и полупустыни. Виды пустынь. Растительный мир пустыни и полупустыни (3ч) Травянистые растения. Кустарники. Полукустарники. Деревья. Животный мир пустыни и полупустыни (3ч) Насекомые. Паукообразные, Пресмыкающиеся, Птицы. Звери. Знакомство с высотной поясностью (5ч) Горные системы России, их расположение на карте. Растительный мир горных систем. Животный мир горных систем (10ч) Птицы. Звери. Охрана природы (8ч) Богдинско-Баскунчакский государственный природный заповедник; Астраханский государственный природный биосферный заповедник; Кавказский государственный природный биосферный заповедник; Южно-Уральский государственный природный биосферный заповедник ; Природный парк «Белуха»; Сихотэ-Алинский государственный природный биосферный заповедник Итоговое занятие (1ч) Ожидаемые результаты освоения программы В результате изучения курса обучающиеся получат возможность закрепить: • последовательность чисел от 1 до 1000; • чётные и нечётные числа; • устное выполнение арифметических действий в пределах 1000; • выполнение внетабличного умножения и деления; • решение простых и составных задач; • вычисление числовых выражений, содержащих несколько действий со скобками и без скобок; • выполнение деления с остатком; • нахождение значения выражений с переменными; • сравнение долей; • составление равенств и неравенств; • виды треугольников. Обучающиеся будут уметь: • сравнивать, складывать, вычитать, умножать и делить числа в пределах 1000; • составлять верные равенства и неравенства; • находить значения буквенных выражений при заданных числовых значениях переменной; • выполнять действия с именованными числами; • анализировать текст учебной задачи с целью поиска алгоритма ее решения; • обосновывать выбор арифметических действий для решения задач; выбирать из таблицы необходимую информацию для решения учебной задачи; заполнять таблицы, схемы, имея некоторый банк данных; использовать знания для выполнения практических заданий; узнавать плоские и объёмные геометрические фигуры; узнавать тела вращения; восстанавливать рисунок на гранях куба, на развёрткекуба; находить видимые и невидимые линии на кубе; конструировать из геометрических фигур; строить фигуру, симметричную относительно данной оси симметрии; анализировать и решать логические задания; осуществлять самостоятельный поиск решений; последовательно рассуждать, доказывать; контролировать свою деятельность (находить и исправлять ошибки). Обучающиеся узнают: • о растениях пустыни, полупустыни, высотной поясности; • о животных пустыни, полупустыни, высотной поясности; • об охране природы на территории пустыни, полупустыни, высотной поясности. • • • • • • • • • • • • • Формы и методы работы: - словесные методы: рассказ, беседа, сообщения; способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации; - наглядные методы: презентация материала, демонстрации рисунков, схем, коллекций, иллюстраций; дают возможность для более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей; - практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы; позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умений детей. Учитывая возрастные и психологические особенности учащихся, специфику курса, необходимо использовать такие формы проведения занятий, как занятия-встречи с информантами. Это позволит детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации учебного процесса является динамичность ее форм. Проводить как можно больше тематических актов, игр, то есть необходимо расширение образовательного пространства. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии. Методические подходы в раскрытии программных тем соотносятся с возрастными особенностями и потребностями учащихся. Яркая эмоциональная окрашенность обучения обеспечивается подбором учебного материала и организацией познавательно-поисковой деятельности, включающие эмоции удивления, радости «открытия». Формы занятий: конкурсы, викторины, олимпиады, турниры, проблемные и творческие занятия. Формы организации занятий предусматривают внедрение современных педагогических технологий и содействуют эффективному развитию интеллекта, творческого потенциала и индивидуальных особенностей уч-ся. Принципы проведения занятий. 1. Безопасность. Создание атмосферы доброжелательности. 2. Преемственность. Каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках. 3. Сочетание статичного и динамичного положения детей. 4. Рефлексия. Совместное обсуждение понятого на занятии. 4. Учебно-тематический план. 1 класс № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Наименование тем Признаки предметов. Пространственные и временные отношения. Числа от 1 до 10. Числа от 11 до 20 Арифметические действия в пределах 20. Величины и их измерение. Текстовые задачи Геометрические фигуры. Геометрические величины. Итоговое повторение. Итого: Всего часов 1ч 1ч 4ч 4ч 6ч 1ч 4ч 4ч 2ч 1ч 28 ч 2 класс № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Наименование тем Арифметические действия над числами в пределах 100. Числа от 1 до 1000. Нумерация. Арифметические действия над числами в пределах 1000. Величины и их измерение. Текстовые задачи. Элементы геометрии. Элементы алгебры. Итоговое повторение. Итого: Всего часов 10 ч 1ч 3ч 2ч 3ч 10 ч 2ч 1ч 32 ч 3 класс № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Наименование тем Арифметические действия над числами в пределах 100. Числа от 1 до 1000. Нумерация. Арифметические действия над числами в пределах 1000. Величины и их измерение. Текстовые задачи. Элементы геометрии. Элементы алгебры. Итоговое повторение. Итого: Всего часов 11 ч 1ч 3ч 2ч 3ч 11 ч 2ч 1ч 32 ч 4 класс № п/п Наименование тем Всего часов 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Числа от 1 до 1000. Нумерация. Арифметические действия над числами в пределах 1000. Числа больше 1000. Нумерация. Арифметические действия над числами, которые больше 1000. Величины и их измерение. Текстовые задачи. Элементы геометрии. Элементы алгебры. Итоговое повторение. Итого: 1ч 2ч 2ч 4ч 4ч 5ч 7ч 6ч 1ч 32ч 5. Календарно - тематическое планирование 1 класс (28 часов). Рабочая тетрадь Буряк М.В. «Математика с увлечением». № п/п Дата проведения занятия Тема занятия Виды деятельности учащихся План/Факт 1 Лесные полянки. Сравнение предметов. Признаки предметов Знакомиться с курсом «Лесная математика». Распределять предметы на группы по общи формулировать результаты сравнения с и толще/тоньше, длиннее/короче, шире/уже, предметы в группах, объединённых по общ геометрических фигур объекты, различные п 2 В лес по грибы. Числа от 1 до 5. 3 Цветочные часы. Пространственные и временные представления. 4 Птичьи голоса. Геометрические Называть числа в порядке их следования сложение и вычитание чисел от 1 до 5 (предыдущее, последующее число). Дорис числа. Обнаруживать ошибки в соотв количественным составом. Выполнять мар движения; число, стрелки, указывающие н линии по заданному маршруту (алгоритму клетку). Выполнять штриховку предметов горизонтал Знакомиться с некоторыми названиями лесны Определять временные отношения с помо Определять пространственные отношения понятий «справа - слева», «перед - после столбцы таблицы. Сравнивать числа от 1 до (число меньше, если оно встречается раньше маршрут передвижения. Точка начала движ направление движения. Проведение линии п путешествие точки (на листе в клетку). Знако Вставлять пропущенные числа в числовые в фигуры. 5 В лес по ягоды. Равенство. Неравенство. 6 Лесные этажи. Числа от 1 до 10. Лиственные деревья. Увеличить (уменьшить) на… чисел от 2 до 5. Определять временные отно - позже». Рисовать по клеткам фигуру по ука метрические фигуры, такие как: точка, пряма а также узнавать знакомые фигуры. Решат опорой на предметные картинки. Выполн должение закономерности ряда предметов. Рисовать объекты с помощью геометрически часами. Читать, записывать и сравнивать числа от 0 лений; обнаруживать ошибки при срав используя понятия «равенство», «неравенств Выполнять маршрут передвижения. Точка указывающие направление движения. П маршруту (алгоритму): путешествие точки рисунки по памяти. Знакомиться с некоторым Воспроизводить последовательность чисел обратном порядке, начиная с любого числа. Определять место каждого числа в этой посл ную штриховку предметов. Решать задачи предметные картинки. Знакомиться с лесным Составлять по рисунку примеры по заданн вычислений. Анализировать условие зада сложение (нахождение суммы). Заполнять п до 10. Определять, верно или неверно вы ошибки. Выполнять маршрут передвижени стрелки, указывающие направление движени маршруту (алгоритму): путешествие точки (н Называть лиственные деревья, различать их. 7 Русская красавица. Число 0. Сложение с 0. Вычитание 0. Решать текстовые задачи: анализировать у данные и цель — что извест Определять место каждого последовательности, а та 0 среди изученных сложение и вычитание с числом 0. Рас берёзе. 8 Хвойные деревья. Многоугольники. 9 Лесные орехи. Слагаемые. Сумма. Распознавать изученные геометрические фи квадрат, прямоугольник), выделять геометри Выполнять сложение и вычитание чисел в п задания на продолжение закономерности лишних фигур. Называть хвойные деревья окружающего мира. Читать равенства, используя математическую сумма). Использовать математическую те чтении математических равенств. Выполня пределах 10. Выполнять логические задания на предметов и на нахождение лишних предметов. про Выполнять маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки , указы Проведение линии по заданному маршруту ( листе в клетку). Называть лесные 10 Лесные кустарники. Задачи на нахождение суммы и остатка. 11 Лесные цветы. Задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. 12 Лесная аптека. Задачи на разностное сравнение. Ядовитые растения. Решение задач разных видов. 13 Кто где живет. Состав чисел от 5 до 10. Выполнять сложение и вычитание чисел в пр на сложение и вычитание (нахождение су изображенные предметы по заданным кр представленную в виде текста, схемы; д данными. Решать логические задачи. Называть лесные кустарники. Решать задачи на увеличение и уменьшение на рисунки. Решать задачи изученных ви рисунков-ответов. Решать примеры на слож Выполнять логические задания на установ Рисовать узор по клеткам, а также рисовать п фигуру по указанному образцу. Знакомиться Анализировать текст задачи: ориентировать прос, данные и искомые числа; решать Находить ошибки в тексте задачи. Уметь слагаемых. Называть лекарственные растени Решать примеры на сложение и вычитание в действие на нахождение суммы и остатка, на несколько единиц, на разностное сравнени решении задач и исправление их. Решат пользованием рисунков. Выполнять задание на прохождение лабирин Знакомиться с ядовитыми растениями Анализировать текст задачи: ориентировать прос, данные и искомые числа. Моделиров задачи. Конструировать последовательность чи. Решать текстовую задачу на сло представленную в виде схемы; дополнять схе Уметь определять состав чисел от 5 до 10 состава чисел от 5 до 10. Называть местообит 14 Насекомые в лесу. Числа от 1 до 10. Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания. Лесные санитары. Связь между слагаемым и суммой. Решать примеры на сложение и вычитани знания таблицы сложения. Решать задачи на Обнаруживать и исправлять ошибки в реше тание в одно и несколько действий. Рисо зеркальном отображении. Выполнять логические задания на установле с лесными насекомыми. Составлять и решать «тройки» примеров: к п примера на вычитание. Обнаруживать и и взаимосвязанных примеров. Использовать фигур для примеров. Решать задачи изученных видов в Выполнять задание на прохождение лабир геометрических Знакомиться с лесными рыжими муравьями. Составлять и решать примеры на вычитание примеры на нахождение неизвестных комп взаимосвязи. Составлять и решать задачу в одно действие задания на составление цепочки примеров геометрических фигур. Знакомиться с лесным Решать примеры на нахождение неизвестн читания на основе взаимосвязи между компо к условию задачи и находить решение. Чер разделения объектов. Рисовать недостающие части объектов. Знакомиться с лесной птицей - дятлом. 15 Лесные птицы. Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. 16 Лесной доктор. Примеры с «окошками» 17 Лесной полицейский. Меры длины. Сантиметр. Дециметр. Измерять длину отрезков и других объект сантиметр, дециметр. Составлять задачи по рисункам на нахожде помощью числового Выполнять логические задания на установлен Чертить фигуру по о линейки на листе с точками. Знакомиться с лесной птицей - сойкой. 18 Пернатая кошка. Килограмм. Литр. 19 Хозяин леса. Числа от 11 до 20. Нумерация. 20 Гордость леса. Обратные задачи. Сравнивать предмета по массе, записывать р и находить фигуры, равные логические задачи и задачи на нахожде выражениях с именованными чи по вместимости. Выполнять задание творческ Рассказывать о сове. Выполнять вычисления, используя символы тельно числа от 11 до 20. Вписывать пропу числовом ряду. Решать задачу на разностное Записывать числа, начиная с наименьшего. Выполнять маршрут передвижения. Точка указывающие направление движения. П маршруту (алгоритму): путешествие клетку. Рассказывать о медведе. Составлять и решать примеры по рисун двузначных чисел в пределах 20, испо 21 Лесная плутовка. Измерение площади. 22 Заботливая хозяйка. Задачи в два действия. сложения и взаимосвязь между компон Составлять и решать задачи по схемам на на схемы. Подбирать слагаемые для записи числового в суммы. Выполнять маршрут перед в клетку. Точка нача стрелки, указывающие движения. Проведение лин маршруту (алгоритму). Выполнять логи закономерностей и дорисовать недостающи животным – лосем. Измерять площадь фигур с помощью мерок, фигура больше по площади, которая занима исправлять ошибки (дорисовывать квадрат равных по площади. Складывать и вычитат через десяток по частям. Выполнять логичес мерностей, дорисовывать недостающие об числа. Работать с разрезным геометрически лисицы. Знакомиться с образом жизни лисиц Выполнять вычисления на сложение и вычитание в пределах 20 с переходом че действия. Находить задачи среди предлож предметы по определённым признакам. событий. Дорисовывать вторую половинку ф Рассказывать о белке. 23 Лесной трусишка. Выражения со скобками. Серый разбойник. Танграм. 24 Колючий колобок. Табличное сложение в пределах 20. Лесное болото. Табличное вычитание в пределах 20. Решать примеры в пределах 20 с переходом выражения со скобками, изменять место разрезным геометрическим фигуры зайца. передвижения. Точка число, стрелки, указывающие направление заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (н Рассказывать о зайце Решать примеры в пределах 20 с переходо нахождение суммы и на разностное сравнени Определять количество частей в танграме, на Дорисовывать недостающие части танграма. Составлять фигуры из частей танграма. Расск Решать примеры в пределах 20 Решать задачу в два действия. Находить ошибки в арифметических действий. Выполнять вычисления магического квадрата. ежа в зерк Рассказывать о еже. 25 Живые барометры. Сложение и вычитание в пределах 20. 26 Леса России. Оси симметрии фигуры. 27 Как вести себя в лесу. Объемные фигуры. 28 Итоговое занятие. Решать примеры в пределах 20 с переходом сколько действий с использованием рисун равенство, чтобы оно стало верным. Выполнять задания логического характера н щью квадрата-мерки и их сравнение, на о Выполнять маршрут передвижения. Точка указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие в клетку). Знакомиться с лесным обитателями. Решать примеры на сл в пределах 20 с пе Расставлять знаки арифметических действи задачу с несколькими вопро логического характера пространственного воображения. Повторить ратном порядке. Знакомиться с народным погоду. Решать примеры на сложение и вычитание десяток. Анализировать числа, записанн Определять ошибки в вычислениях. Рассматривать объекты находить возмож симметрии. Проводить оси симметрии. Реша Выполнять рисунок по клеткам, используя о ных территориях России. Решать примеры на сложение и вычитание в рехода через десяток. Называть объёмные фигуры, находить в ок предметов, которые имеют форму цилиндр Решать задачу на разностное сравнение, до логические задания с объёмными фигурами. Решать примеры на сложение и вычитание перехода через десяток. Решать задачи на нахождение целого. И отображении. Находить заданные геом Учиться видеть в необычное и интересное и на этой основ Вспоминать и называть изученные сведени леса. Календарно - тематическое планирование 2 класс (32 часа). Рабочая тетрадь Буряк М.В. «Математика с увлечением». № п/п Дата Тема занятия Виды деятельности обучающ проведения занятия План/Факт 1 2 Сложение и вычита- Знакомиться с курсом «Математика в окружающем мире. ние в пределах 20. жение и вычитание чисел в пределах 20. Решать задачи н Загадочная Арктика. окошки координатной плоскости на основе заданных четырёхугольники. Знакомиться с Арктикой. Уравнения. Решать примеры на сложение и вычитание чисел в пред Решать задачи на нахождение суммы и разностное сравн Растения методом подбора. Выделять прямоугольники среди ч Арктики. растениями Арктики. 3 Задачи на увеличение Увеличивать число на несколько единиц. Выбирать п и уменьшение числа заданному числу. Решать задачи на увеличение и умень Заполнять окошки координатной плоскости на основе за медведя из деталей конструктора «Танграм». Знакомиться 4 Сложение и вычитание в пределах 20. Толстокожий господин. 5 Сравнение Лысун. 6 Нахождение неизвестных компонентов сложения и вычитания. чисел. Кольчатая нерпа. 7 Числа от 1 до 100. Нумерация. Единорог. 8 9 10 Решать примеры на сложение и вычитание чисел в пред последовательности ответов. Выбирать вопрос к задач цветными фигурами в соответствии с заданным услов заданного условия. Собирать моржа из деталей констр моржом. Решать примеры на сложение и вычитание чисел в пред задачу на разностное сравнение. Находить ошибки в сравнения. Изменять форму, размер и цвет фигуры. Знаком Воспроизводить последовательность чисел в порядке воз любого числа. Решать примеры на сложение и вычитание чисел в преде через десяток. Находить неизвестные компоненты сложения и вычитания Дополнять условие задачи и решать её. Выполнять зад логического характера. Знакомиться с кольчатой нерпой. Вписывать пропущенные числа в заданный числовой данные условия задачи и отвечать на них. Изменять цвет и деталей конструктора «Монгольская игра». Знакомиться с нарвалом. Обратные задачи. Решать примеры на сложение и вычитание чисел в преде Арктический через десяток. дельфин. Решать задачу на нахождение целого, составлять к ней об логического характера с использованием текстовой инфор Знакомство с арктическим дельфином – белухой. Порядок действий в Находить выражения со скобками, определяя порядок дей выражениях со числа на несколько единиц. Ставить скобки в выражени скобками. Усатики – Собирать фигуры из деталей конструктора «Монгольская полосатики. арктическим китом и малым полосатиком. Окружность, её центр Решать примеры на сложение и вычитание в предела сложения и вычитания чисел. Ставить вопросы к услов и радиус. Касатка. 11 Сложение и вычитание в пределах 100. Чайка. Поморник. 12 Сравнение числовых выражений. Кайра. Гагарка. 13 Пересекающиеся фигуры. Тупик. Люрик. 14 Симметричные фигуры. Рыбы Арктики. 15 Половина числа. Национальный парк «Русская Арктика». 16 Чётные и нечётные числа. Заповедник «Остров Врангеля», 17 Прямой угол. Тундра - край озёр и болот. 18 Плоские геометрические фигуры. Растения тундры. ределять центр окружности, чертить окружность на ос фигуры из деталей конструктора «Волшебный круг». Знак Составлять примеры в пределах 100 с использованием за задачи разных видов на основе рисунка. Выполнять зад компонентами действий. Уметь использовать правило о в изменённых условиях. Выполнять задания с геометр характера. Знакомиться с птицами Арктики - чайкой и поморником. Сравнивать числовые выражения. Выполнять сложение и Выбирать вопросы к заданным условиям задач и отвеча неравенства на основе числовых выражений. Собирать «Волшебный круг». Знакомиться с кайрой и гагаркой. Выполнять арифметические действия с числами в предела и примеров. Закреплять навык определения порядка действий в числов Решать составную задачу. Видеть пересекающиеся фигуры определении мест их пересечения. делать самим правильно Отрабатывать навык само пересекающиеся фигуры и штриховать места пересечения Знакомиться с птицами Арктики - тупиком и люриком. Выполнять арифметические действия с числами в предела и примеров. Закреплять навык определения порядка действий в число самостоятельном рисовании симметричных фигур. Собирать фигуры из де «Танграм». Знакомиться с рыбами Аркт гигантом. Делить число пополам. Находить сумму чисел на осно задачи на нахождение суммы по известной половине числ последовательности чисел и продолжать последовательно коричневый цвета так. чтобы синих фигур было не Собирать птицу из деталей конструктора «Танграм». Зн «Русская Арктика». Выполнять арифметические действия с числами в пред задач. Отрабатывать навык образования двузначных чётны Решать составную задачу на нахождение целого, уметь ста Составлять двузначные чётные и нечётные числа с помощ Собирать птицу из деталей конструктора «Танграм». Знакомиться с заповедником «Остров Врангеля». Выполнять арифметические действия с числами в предела и примеров. Устанавливать последовательность чисел в порядке возрас бого числа. Решать составную задачу на нахожден распознавания прямых углов на плоскости и в геометрич чертить геометрические фигуры с прямыми углами. Зн тундрой. Выполнять арифметические действия с числами в предел Отрабатывать навык решения задач на нахождение неи Определять количество сторон, углов и вершин многоугол геометрические фигуры по заданному условию и составля 19 20 из частей. Знакомиться с растениями тундры. Куб. Пирамида. Решать примеры на сложение и вычитание чисел в пред Карликовые поразрядного сложения и вычитания чисел. Решать зад кустарники. фигуры по заданному условию. Чертить развёртку к кустарниками тундры. Цилиндр. Отрабатывать навык составления примеров с числами в Формировать умение различать объёмные геометрическ Шар. изменение геометрических фигур по признакам: цвет ягодными растениями тундры. Конус. Ягодные растения. 21 22 23 Решение задач. Вставлять пропущенные числа в математические предлож Северный олень. основе сложения и вычитания чисел в пределах 100. Ста него. Выбирать вопросы, которые можно поставить к деталей конструктора «Монгольская игра». Рассказывать о северном олене. Числовые выражения. Составлять числовые выражения и находить их значение. Песец. Решать примеры на сложение и вычитание чисел в пред ответов, начиная с наименьшего. Определять порядок выполнения действий. Записывать ре го выражения. Рассказывать о песце. Нахождение суммы Выполнять сложение нескольких слагаемых. Отвечать нескольких слагае- таблицы. Собирать фигуру полярного волка из д мых. Рассказывать о полярном волке. Полярный волк. 24 Решение задач. Росомаха. 25 26 27 28 29 Решать задачу с несколькими вопросами. Выполнять ари вычитания в пределах 100 с переходом через десяток. Р геометрические фигуры. Знакомиться с животным тундры Лемминги. Выраже- Находить значение буквенного выражения. Решать задач ние с переменной. подставив числа вместо переменной. Определять количест Выполнять задания логического характера. Знакомиться с Сравнение вы- Составлять выражения с переменной и сравнивать их. ражений с перемен- Выполнять сложение и вычитание в пределах 100. ной. Горностай и Составлять методом подбора верные неравенства с пе ласка. задание на изменение геометрических фигур по признакам Рассказывать о горностае и ласке. Умножение и де- Вставлять пропущенные числа в математические предлож ление. Тундряная и деление чисел. Соединять фигуры по заданной схеме и куропатка. фигуру из деталей конструктора «Танграм». Знакомиться с тундряной куропаткой. Переместительное Определять порядок выполнения действий, включающих свойство умножения. знать действия первого порядка. Использовать при умножении переместительное свойство. Полярная сова. Читать таблицу, составлять по данным таблицы задачу и р ческого характера. Конструирование из Выполнять табличное умножение чисел. Продолжать в геометрических Строить узор из геометрических фигур. Самостоятельно фигур. Собирать фигуру из деталей конструктора «Тангра фигур. Рыбы тундры. Знакомиться с рыбами тундры. Взаимное располо- Выполнять табличное умножение и деление. Продолжать жение фигур на рисунок, и отвечать на него. плоскости. Находить геометрические фигуры, лежащие внутри и вн пересекающиеся фигуры и находить их точки пересеч Пуночка и лапланд- пландским подорожником. ский подорожник. Порядок выполнения Находить значения в числовых выражениях с нескольким действий в выраже- выполнения действий. Решать составную задачу на нахо ниях. Тундровый решении задачи свойства переместительного свойства умн лебедь. Белый Расставлять в равенствах знаки арифметических дейст журавль. конструктора «Танграм». Знакомиться с тундровым лебедем и белым Решение журавлём. Решать цепочки примеров, выполняя арифметические задач. табличного умножения деления. Кулики. Решать текстовые задачи вида «увеличение в ...», «уменьш Раскрашивать фигуры в соответствии с условием задания, Собирать птицу из деталей конструктора «Волшебный кру Знакомиться с птицами тундры – куликами. Площадь фигуры. Составлять числовое выражение и находить его значение. Заповедник Уметь находить части целого, определять последовательн Решать составную задачу. Находить площади «Таймырский» фигуры по площади. Складывать животное из деталей «Мо Знакомиться с заповедником «Таймырский». Итоговое Самостоятельно составлять цепочки примеров. Решать рисунка. Выделять четырёхугольники среди многоугольни занятие. Соотносить изображение животного и его название. От животных Арктики и тундры. 30 31 32 Календарно - тематическое планирование 3 класс (32 часа). Рабочая тетрадь Буряк М.В. «Математика с увлечением». № п/п Дата проведения занятия Тема занятия Виды деятельности обучающ План/Факт 1 Арифметические действия в пределах 100. Удивительная Решать примеры на сложение и вычитание, умножение и Пользоваться правилом о порядке выполнения действий. Р использованием схем. Строить ломаные линии из трёх зве степь. точек. 2 Решение задач. Растения эфемеры. Решать примеры на сложение и вычитание чисел в предела порядке увеличения. Решать задачу и заполнять таблицу. Д заданному условию. Выделять геометрические фигуры сре 3 Обозначение геометрических фигур буквами. Степные растения. Решать примеры на сложение и вычитание, умножение и д Пользовать ся правилом о порядке выполнения действий. Решать задачи разных видов, пользуясь рисунком. Пользов метрических фигур буква ми. Находить место располо жен 4 Таблицы. Цветочный ковёр степи. Решать примеры на сложение и вычитание чисел в предел рисунками цветов. Находить неизвестные компоненты при вопросы на основе анализа таблицы. Выполнять рисунок в условию. 5 Грани куба. Степные насекомые. Решать примеры на сложение и вычитание, умножение и д 6 Ломаная линия. Муравей-жнец степной. Степная дыбка. Находить значения выражений. Выполнять арифметически Выполнять построение ломаной линии. Выделять ломаную геометрических фигур. Отвечать на вопросы, анализируя д 7 Чётные и нечётные числа. Земноводные степей. Решать примеры на сложение и вычитание, умножение и д 100.Пользоваться правилом о порядке выполнения действи числа в пределах 100. Записывать решение задачи с помощ верное решение задачи из предложенных вариантов. 8 Решение задач. Пресмыкающиеся степей. Выполнять действия сложения и вычитания в пределах 10 через десяток. Пользоваться правилом о порядке выполнения действий. С Решать составную задачу. Определять недостающий рисун со степными насекомыми. Решать задачи и заполнять данными таблицу. Выполнять задания логического характера с использовани нечётные числа в заданной последовательности. 9 Тела вращения. Болотная черепаха. Выполнять арифметические действия в пределах 100. Составлять числовые равенства по заданному условию. Находить способ решения составной задачи, представленн вращения (цилиндр, конус, шар), которые получатся в резу вокруг своей оси. 10 Площадь прямоугольника. Рыбы водоёмов степей. Решать примеры на деление на основе табличных случаев ширину и площадь прямоугольника. Сравнивать площади фигуру из деталей конструктора «Колумбово яйцо». 11 Развёртка куба. Хищные рыбы Выполнять арифметические действия в пределах 100. Сост данных таблицы и решать их. Переносить рисунок с гране степных водоёмов. геометрическую фигуру (квадрат) на четыре равные части 12 Порядок выполнения действий. Многообразие степных птиц. Находить значение числовых выражений в несколько дейс основе анализа таблицы. Находить три группы чисел с зад буквы в ячейку таблицы по заданному условию — адресу. 13 Умножение на 1 и 0. Деление на 1. Перепел. Стрепет. Выполнять арифметические действия умножения и делени компоненты действий умножения и деления. Пользоваться деления на 1. Решать простую задачу на раскрытие смысла по условию задачи. Анализировать рисунок на гранях куба Выполнять геометрический рисунок по заданному условию геометрические фигуры. 14 Единицы времени. Хищные птицы степей. Выполнять арифметические действия с именованными чис текстовых задач и примеров. Видимые и невидимые линии. Журавль-красавка. Дрофа. Выполнять арифметические действия в пределах 100 на м примеров. 15 Собирать фигуру из деталей конструктора «Колумбово яй среди других единиц измерения. Решать составные задачи. Находить видимые и невидимые линии в объёмных телах. Складывать фигуру журавля из деталей конструктора «Кол 16 Доли. Птицы степей. 17 Определять доли числа. Сравнивать доли. Выделять в зада сутки в часы и отвечать на вопрос задачи. Выделять больш части по заданному условию. Внетабличное Выполнять арифметические действия в пределах 100 на м умножение и деление. примеров. Утки степей. Использовать приёмы внетабличного умножения и делени Решать составную задачу на нахождение части от целого. Анализировать условие задачи и дописывать недостающие 18 Симметричные фигуры. Суслик. 19 Умножение двузначных чисел на однозначное. Сурок. Выполнять арифметические действия в пределах 100. Проводить ось симметрии. Заполнять таблицу, используя у фигуры и определять их симметричность. Выполнять пост Выполнять умножение двузначных чисел на однозначное, удобных слагаемых. Решать простую задачу. Вносить данные условия задачи в таблицу. Определять видимые и невидимые грани при повороте куб находить и закрашивать доли фигур по заданному условию 20 Выражения с двумя пере менными. Хомяк. Находить значение выражений с переменными. Решать задачи с переменными. Выбирать верное решение треугольники. Складывать фигуру хомяка из деталей конструктора «Колу 21 Деление двузначных Выполнять деление двузначных чисел на однозначное, исп чисел на однозначное. слагаемых. Решать простую задачу, используя схему. Допо Определять адрес предмета на основе моделирования. Нах Тушканчик. фигуры, расположенные не по своим «адресам». Рассказыв тушканчике. 22 Нахождение неизвестных компонентов. Барсук. Находить неизвестные компоненты при делении, умножен Решать задачи, анализируя данные таблицы. Расшифровыв адреса букв. Выполнять построение симметричной фигуры 23 Деление с остатком. Ондатра. Выполнять деление с остатком. Пользоваться правилом о простую задачу на основе выполненного схематического р невидимые линии в объемных телах. Степной хорёк. Делить фигуры по заданному условию с помощью отрезка Рассказывать об ондатре и степном хорьке. 24 Числа от 1 до 1000. Нумерация. Степной ёж. Называть числа в числовой последовательности. Решать за Делить фигуру на равные треугольники. Выполнять постр Познакомиться со степным ежом. 25 Сравнение трёхзначных чисел. Выполнять сравнение трёхзначных чисел на основе знания Речной бобр. Решать составную задачу на основе выполненного схемати Составлять равенства и неравенства с заданными числами Составлять геометрические фигуры из заданных частей. Рассказывать о речном бобре. 26 Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Находить значение числовых выражений с помощью слож числа в порядке убывания. Анализировать данные таблицы закономерность и определять число. Крот. Проводить непрерывные линии. Выполнять построение си с подземными жителями. Цокор. Слепыш. 27 Единицы массы. Степная лисица. 28 Виды треугольников. Манул. Выполнять арифметические действия с именованными чис материале текстовых задач и примеров. Переводить едини крупные и наоборот. Составлять задачи по таблице и реша лисицей. Находить значение числовых выражений на сложение и вы Записывать числа в порядке увеличения, определять чётно нахождение третьего пропорциональ ного. Определять вид сторон. Знакомиться с манулом. 29 Умножение и деление круглых чисел в пределах 1000. Кулан. Выполнять арифметические действия сложения, вычитани пределах 1000. Решать составную задачу с помощью схемы Определять «адрес» предмета на основе моделирования. Р «адресам» слова. Собирать фигуру кулана из деталей конструктора «Колумб Рассказывать о кулане. Решение задач. Косуля. Находить значения числовых выражений и соединять полу возрастания. Выбирать верное решение задачи. Заполнять задачи. Находить долю единицы времени. Выполнять построение Знакомиться с косулей. 30 Деление окружности на равные части. Государственный природный биосферный заповедник «Даурский» 31 Перпендикулярность прямых. Государственный природный заповедник Выполнять арифметические действия сложения, вычитани пределах 1000. Расшифровывать запись по заданному клю порядке выполнения действий. Делить окружность на равн Рассказывать о «Даурском» заповеднике. Решать цепочки примеров, выполняя арифметические дейс умножения и деления. Решать текстовые задачи на нахожд чертежам перпендикулярность прямых. Вписывать буквы условию — адресу. Знакомиться с государственным приро «Оренбургский». «Оренбургский». 32 Параллельность прямых. Государственный природный заповедник Выполнять арифметические действия сложения, вычитани пределах 1000. Решать простые задачи с использованием и Находить среди группы фигур параллельные прямые. Скла деталей конструктора «Колумбово яйцо». Рассказывать о з «Ростовский» Итоговое занятие. Самостоятельно составлять цепочки примеров. Решать задачу в два действия на основе предложенной схе среди предложенных. Определять названия животных по их внешнему виду. Дей алгоритму-схеме. Различать геометрические фигуры. Обобщить знания о животных и растениях степи и лесосте Календарно - тематическое планирование 4 класс (32 часа). Рабочая тетрадь Буряк М.В. «Математика с увлечением». № п/п Дата проведения занятия Тема занятия Виды деятельности обучаю План/Факт 1 Числа от 1 до 1000 Нумерация. Удивительные пески. Решать примеры на сложение и вычитание, умножение и Пользоваться правилом о порядке выполнения действий. 2 Сложение и вычитание многозначных чисел. Какие бывают пустыни. Решать составные задачи с использованием схем. Располаг Решать задачу и заполнять таблицу. Делить квадрат на час геометрические фигуры среди данных по условию. 3 Умножение и деление многозначных чисел. Кустарники и полукустарники. Рещать примеры и задачи на умножение и деление многоз расположения точек на чертеже. 4 Решение задач. Растенияэфемероиды. Злаки. Решать примеры на сложение и вычитание чисел в предела рисунками цветов. Находить неизвестные компоненты при вопросы на основе анализа таблицы. Выполнять рисунок в условию. 5 Координатный угол. Саксаул. Песчаная акация. Решать примеры на сложение и вычитание, умножение и д 6 Построение фигур по координатам. Насекомые пустынь и полупустынь. Строить геометрические фигуры по координатам. Выполн Выделять ломаную линию среди других геометрических ф анализируя данные таблицы. 7 Числа больше 1000. Нумерация. Паукообразные пустынь и полупустынь. Решать примеры на сложение и вычитание, умножение и д 1000.Пользоваться правилом о порядке выполнения действ числа в пределах 1000. Записывать решение задачи с помо верное решение задачи из предложенных вариантов. 8 Сравнение многозначных чисел. Пресмыкающиеся пустынь и полупустынь. Выполнять действия сложения и вычитания в пределах 100 сотню. Пользоваться правилом о порядке выполнения действий. С составную задачу. Определять недостающий рисунок на гр Решать задачи и заполнять данными таблицу. Выполнять задания логического характера с использовани Ящерицы. нечётные числа в заданной последовательности. Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз. Пресмыкающиеся пустынь и полупустынь. Змеи. Выполнять арифметические действия в пределах 1000. 10 Единицы длины. Птицы пустынь и полупустынь. Решать примеры на деление на основе табличных случаев и площадь прямоугольника. Сравнивать площади предлож деталей конструктора «Колумбово яйцо». 11 Единицы площади. Заяц-песчаник. Камышовый кот. Выполнять арифметические действия в пределах 1000. Сос данных таблицы и решать их. Переносить рисунок с гране геометрическую фигуру (квадрат) на четыре равные части 12 Единицы времени. Полосатая гиена. Гепард. Находить значение числовых выражений в несколько дейс анализа таблицы. Находить три группы чисел с заданным ячейку таблицы по заданному условию — адресу. Решать 13 Решение задач. Антилопа джейран. Выполнять арифметические действия умножения и делени компоненты действий умножения и деления. Пользоваться деления на 1. Решать простую задачу на раскрытие смысла условию задачи. Анализировать рисунок на гранях куба и геометрический рисунок по заданному условию. Различать 14 Истинные и ложные высказывания. Бактриан. Выполнять арифметические действия с именованными чис текстовых задач и примеров. Многоугольники. БогдинскоБаскунчакский государственный природный заповедник. Выполнять арифметические действия в пределах 1000 на примеров. 9 15 Составлять числовые равенства по заданному условию. Находить способ решения составной задачи, представленн вращения (цилиндр, конус, шар), которые получатся в резу вокруг своей оси. Собирать фигуру из деталей конструктора «Колумбово яй ложность высказываний. Решать составные задачи. Находить видимые и невидимые линии в объёмных телах. Складывать фигуру журавля из деталей конструктора «Кол 16 Выражения с тремя переменными Астраханский государственный природный биосферный заповедник. Решать выражения с тремя переменными. Выделять в зада сутки в часы и отвечать на вопрос задачи. Делить квадрат 17 Площадь прямоугольного треугольника. Находить площадь прямоугольника. Выполнять арифмети материале текстовых задач и примеров. 18 19 Высотная поясность. Горные системы России. Решать составную задачу на нахождение части от целого. Многогранник. Горы Дальнего Востока. Выполнять арифметические действия в пределах 1000. Порядок действий в числовых выражениях. Уральские горы. Выполнять умножение трехзначных чисел на однозначное Анализировать условие задачи и дописывать недостающие Проводить ось симметрии. Заполнять таблицу, используя у многогранниками. Сравнивать фигуры и определять их си симметричной фигуры. Решать простую задачу. Вносить данные условия задачи в таблицу. Определять видимые и невидимые грани при повороте куб находить и закрашивать доли фигур по заданному условию 20 Задачи на движение. Находить значение выражений с переменными. Горы Южной Сибири. Решать задачи на движение.. Выбирать верное решение за треугольники. 21 Виды углов. Кавказские горы. Познакомится с видами углов. Сравнивать углы. Решать п Дополнять условие задачи вопросом. Определять адрес пр Находить по заданному «ключу» фигуры, расположенные о степном грызуне — тушканчике. 22 Действия с величинами. Птицы горных систем России. Находить неизвестные компоненты при делении, умножен задачи, анализируя данные таблицы. Расшифровывать зап Выполнять построение симметричной фигуры. 23 Группировка множителей. Хищные птицы гор. Группировать множители. Пользоваться правилом о делен на основе выполненного схематического рисунка. Определ объемных телах. Делить фигуры по заданному условию с помощью отрезка Рассказывать об ондатре и степном хорьке. 24 Деление Делить многозначные числа на однозначные. Называть чи многозначных чисел с Решать задачи на умножение и деление. Делить фигуру на остатком. Редкие построение симметричной фигуры. Познакомиться со степ птицы горных систем России. 25 Столбчатые диаграммы. Редкие животные Приморья. Познакомится со столбчатыми диаграммами. Решать соста схематического рисунка. Составлять равенства и неравенства с заданными числами Составлять геометрические фигуры из заданных частей. Рассказывать о речном бобре. 26 Круговые диаграммы. Редкие животные Кавказа. Познакомится с круговыми диаграммами. Находить значе сложения и вычитания. Располагать числа в порядке убыва и решать задачи. Устанавливать закономерность и определ Проводить непрерывные линии. Выполнять построение си подземными жителями. 27 Классификация треугольников. Горные кошки. Уметь классифицировать треугольники. Выполнять арифм числами в пределах 1000 на материале текстовых задач и п из меньших в более крупные и наоборот. Составлять задач Знакомиться со степной лисицей. 28 Решение задач на нахождение части числа и числа по его части. Горный баран. Сибирский горный козёл. Решать задачи на нахождение части числа и числа по его ч выражений на сложение и вычитание в пределах 1000. Зап определять чётность чисел. Решать задачи на нахождение Определять вид треугольника по длине его сторон. Знаком 29 График. Кабарга. Марал. Познакомится с видами график. Выполнять арифметическ умножения и деления чисел в пределах 1000. Решать соста Определять «адрес» предмета на основе моделирования. Р «адресам» слова. Собирать фигуру кулана из деталей конструктора «Колумб 30 31 Арифметические действия с многозначными числами. Кавказский государственный природный биосферный заповедник. Находить значения числовых выражений и соединять полу возрастания. Выбирать верное решение задачи. Заполнять Вписанные многоугольники. Южно-Уральский государственный природный заповедник. Выполнять арифметические действия сложения, вычитани пределах 1000. Расшифровывать запись по заданному клю выполнения действий. Делить окружность на равные части Находить долю единицы времени. Выполнять построение Построение Строить треугольник по трём сторонам. Решать цепочки п треугольника по трём действия сложения, вычитания, умножения и деления. Реш сторонам. Природный доли числа. Определять по чертежам перпендикуляр ност парк "Белуха". таблицы по заданному условию — адресу. 32 Решение задач. Сихотэ-Алинский государственный природный биосферный Выполнять арифметические действия сложения, вычитани пределах 1000. Решать задачи с использованием и заполне Находить среди группы фигур параллельные прямые. Скла конструктора «Колумбово яйцо». заповедник. Итоговое занятие. Самостоятельно составлять цепочки примеров. Решать задачу в два действия на основе предложенной схе предложенных. Определять названия животных по их внешнему виду. Дей схеме. Различать геометрические фигуры. Обобщить знания о животных и растениях степи и лесосте 6. Формы оценки качества знаний учащихся по курсу. Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля: • текущий - позволяющий определить динамику индивидуального уровня продвижения обучающихся, результаты которого фиксируются учителем на каждом занятии в «Индивидуальных карточках успешности». По окончании всего курса учитель имеет возможность с помощью данных карт отследить уровень сформированности компетентностей каждого учащегося по освоению новых знании, умений, навыков, способностей; • итоговый - в виде заданий на последнем занятии; • самооценка - фиксируется учеником в рабочей тетради в конце каждого занятия и отражает определение границ своего «знания-незнания». 7. Литература Буряк М.В., Карышева Е.Н. Математика с увлечением 1 класс. Рабочая тетрадь. 1 класс. М: Планета, 2023 Буряк М.В., Карышева Е.Н. Математика с увлечением 1 класс. Рабочая тетрадь. 2 класс. М: Планета, 2023 Буряк М.В., Карышева Е.Н. Математика с увлечением 1 класс. Рабочая тетрадь. 3 класс. М: Планета, 2023 Буряк М.В., Карышева Е.Н. Математика с увлечением 1 класс. Рабочая тетрадь. 4 класс. М: Планета, 2023 Буряк М.В., Карышева Е.Н. Методическое пособие + СД диск Математика с увлечением 1 класс. М: Планета, 2023 Буряк М.В., Карышева Е.Н. Методическое пособие + СД диск Математика с увлечением 1 класс. М: Планета, 2023 Буряк М.В., Карышева Е.Н. Методическое пособие + СД диск Математика с увлечением 1 класс. М: Планета, 2023 Буряк М.В., Карышева Е.Н. Методическое пособие + СД диск Математика с увлечением 1 класс. М: Планета, 2023