РП ДПУ Будущий гений 5-7 2024-2025

1

Пояснительная записка
Переход ребёнка от дошкольного этапа к школьному периоду
характеризуется существенным изменением места в системе его отношений с
окружающими и всего образа жизни. В связи с этим проблема подготовки ребёнка
к школьному обучению стоит достаточно остро. Тревогу вызывает односторонняя
ориентация взрослых - родителей и педагогов - на усвоение ребёнком знаний,
умений и навыков, т.е. исключительно на умственное развитие в ущерб духовнонравственному воспитанию и личностному развитию.
Во второй половине дошкольного детства ребёнок уже
психологически готов если не к школе, то, во всяком случае, к деятельности
учения.
Для ребёнка 5-6 летнего возраста учение - это не просто
деятельность по усвоению знаний и понятий, не только способ подготовки себя к
будущему, это его новая трудовая обязанность, его участие в повседневной жизни
окружающих людей. Отсюда, вопросы предшкольной подготовки - это не только
вопросы обучения, но и всестороннего интеллектуального, нравственного,
эстетического и физического развития ребёнка, формирование его личности.
Следовательно, образование в этот период должно способствовать
развитию познавательных способностей и формированию предпосылок учебной
деятельности. Отбор содержания образования на предшкольной ступени должен
обеспечить сохранение самоценности этого периода развития ребёнка, отказ от
дублирования содержания обучения в первом классе школы.
В обновленном ФГОС отмечается, что современные дети сильно
изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ныне действующая
система образования. «В первую очередь изменилась социальная ситуация
развития детей нынешнего века: происходит постепенное вымывание дошкольных
видов деятельности и замещение их занятиями учебного типа, которые не могут в
полной мере создать условия для формирования психологических способностей
ребёнка, обеспечивающих готовность к школьному обучению. Сюжетно-ролевая
игра не занимает в жизни дошкольника подобающего ведущей деятельности
места, что приводит к трудностям развития произвольности поведения,
символического образного мышления, мотивационной сферы, не обеспечивая
психологической готовности к обучению в школе». (Примерные программы
начального общего образования.- М.: Просвещение).
В основе обновленного ФГОС лежит системно-деятельностный
подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной
деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям и
который предполагает обеспечение преемственности дошкольного и начального
общего образования, создаёт основу для самостоятельного успешного усвоения
2

обучающимися
деятельности.

новых знаний,

умений, компетенций,

видов и способов

Готовность ребёнка к школьному обучению заключается не только в
количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных
процессов, умении обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях
предметы и явления окружающего мира. Готовность к обучению определяется
пониманием ребёнком смысла учебных задач, их отличия от практических,
осознанием способов выполнения действий, навыками самоконтроля и
самооценки, развитием волевых качеств, умением наблюдать, слушать,
запоминать, добиваться решения поставленных задач.
В связи с этим в МАОУ «Школа №27» для детей дошкольного
возраста предлагается Программа «Будущий гений (5-7 лет)». Программа
разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании в
РФ» от 29.12.2013г. за №273-ФЗ, Гражданским кодексом РФ, Законом РФ от
07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей», постановлением
правительства РФ от 15.08.2013г №706 «Об утверждении правил оказания
платных образовательных услуг», Уставом МБОУ «Школа №27», Положением об
оказании платных дополнительных услуг.
Главная цель предшкольной подготовки: формирование готовности
каждого ребёнка к школьному обучению, создание образовательной среды,
способствующей развитию интеллектуальной, мотивационной и эмоциональноволевой сферы дошкольника, обеспечивающей адаптацию к изменяющейся
социальной ситуации, готовность к активному сотрудничеству.
Задачи:
1.Сохранять и укреплять психическое здоровье детей, готовящихся к обучению в
школе.
2.Формировать
процессов.

коммуникативные

навыки,

произвольность

психических

3.Создавать необходимые условия, способствующие формированию предпосылок
общеучебных умений и навыков, познавательному, эмоциональному,
нравственному развитию ребёнка в соответствии с психологическими
возможностями и возрастными особенностями детей.
Общая характеристика программы

В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования,
обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на
его индивидуальные особенности.
3

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения
к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование
духовных

и

общечеловеческих

ценностей,

а

также

способностей

и

интегративных качеств.
Особая роль уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном
детстве.
Образовательная программа предшкольной подготовки ориентируется на
важнейшем дидактическом принципе — развивающем обучении.
Таким образом, развитие в рамках образовательной программы выступает как
важнейший результат успешности воспитания и образования детей.
Образовательная программа предшкольной подготовки:
- соответствует принципу развивающего образования, целью которого является
развитие ребенка;
- сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и
задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации
которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в
развитии дошкольников;
- строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в
соответствии

с

возрастными

возможностями

и

особенностями

детей,

спецификой и возможностями образовательных областей;
- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной
деятельности

взрослого

и

детей

и

самостоятельной

деятельности

дошкольников;
- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту
формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и
ведущим видом их деятельности является игра.
Образовательная

программа

формируется

с

учетом

психологических особенностей детей дошкольного возраста.
4

возрастных

и

Программа построена в соответствии с принципами:
- доступность (для детей любого уровня готовности к школе);
- универсальность (подготовка осуществляется теми средствами,
которые наиболее подходят для формирования данной группы школьников);
- комфортность (положительная эмоциональная оценка любого
достижения учащегося со стороны учителя, чтобы успех ребят переживался ими
как радость);
- добровольность (в группы подготовки к школе попадают все дети,
родители которых (или заменяющие их лица) заключили договор о
предоставлении платных услуг;
-актуальность (использование современных достижений науки;
своевременное реагирование на изменение социального заказа, стандартов
образования, мониторинговых показателей).
Выделяется четыре линии развития дошкольника, определяющие
внутреннюю готовность его к школьному обучению:
- линия формирования произвольного поведения,
-линия овладения средствами и эталонами

познавательной

деятельности,
- линия перехода от эгоцентризма к децентрации (способности
видеть мир с точки зрения другого или других),
- линия мотивационной готовности.
Эти четыре линии развития и должны определять содержание и дидактику
дошкольного образования. Содержание предлагаемой программы для подготовки
детей к школе, включающей разные предметы, обеспечивает
преемственность с программами начальной школы.
Для обучения детей 5-6 лет (первый год обучения) используются
следующие курсы:
«Развитие речи и подготовка к обучению грамоте»,
«Познаю мир»,
«Математика»,
«Подготовка руки к письму»
«Умелые ручки»

5

Для обучения детей 6-7 лет
следующие курсы:

(второй год обучения) используются

«Развитие речи и подготовка к обучению грамоте»,
«Математика»,
«Познаю мир»,
«Подготовка руки к письму».
«Умелые ручки»
Целью курса «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте»
является усвоение детьми коммуникативной функции языка, т.е. использование и
восприятие речи в устной форме.
Курс призван обеспечить взаимосвязь изучения родного языка с развитием
речевых и творческих способностей учащихся, с формированием у них духовнонравственных ценностей.
Особенностью курса для пятилеток является использование элементов
логопедической методики для детей дошкольного возраста, цель которой предупреждение ошибок в чтении и письме. Задачи обучения:
- воспитывать звуковую культуру речи. Уметь проводить звуко-буквенный анализ,
необходимый для обучения ребёнка чтению;
- формировать грамматические навыки речи и обогащать словарь ребёнка;
-развивать
речевую деятельность: говорение и слушание (у пятилеток),
говорение, слушание, свободное пользование языком в различных ситуациях
общения и чтения (у шестилеток);
-развивать интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи окружающих;
-обучать печатанию (написание печатными буквами слогов, несложных слов - для
пятилеток, слов, предложений - для шестилеток);
-формировать первоначальные навыки чтения (у шестилеток).
Курс «Математика» предназначен для развития математического
представления детей дошкольного возраста и накопления детьми практического
опыта действий с реальными предметами, что даёт возможность усвоить ряд
математических понятий и отношений.
Задачи обучения:
6

- дать дошкольникам элементарную числовую грамотность, начальные
геометрические представления;
- целенаправленно развивать познавательные процессы, включающие в себя
умение наблюдать и сравнивать, замечать общее в различном, отличать главное от
второстепенного, находить закономерности и использовать их для выполнения
заданий, строить простейшие гипотезы, проверять их, иллюстрировать примерами,
проводить классификацию объектов (группы объектов);
- развивать мыслительные операции: умение решать задачи на поиск
закономерностей,
сравнение
и
классификацию
(продолжить
последовательность цифр или геометрических фигур, найти нарушенную
закономерность, выявить общий признак группы предметов и т.д.);
- научить устанавливать равночисленность совокупностей предметов с
помощью составления пар;
- развивать речь: уметь описать свойства предмета, объяснить сходство и
различие предметов, обосновать свой ответ, уметь чётко излагать свои мысли;
-развивать творческие способности: уметь самостоятельно придумывать
последовательность, содержащую некоторую закономерность, группу фигур,
обладающую общим признаком;
-развивать наглядно-образную, словесно-логическую и эмоциональную
память.
Целью курса «Подготовка руки к письму» является
целенаправленное формирование и развитие элементарного графического
навыка, зрительно-двигательной координации.
Задачи обучения:
- выработать у детей правильную осанку, наклонное расположение тетради на
парте, умение держать карандаш и ручку при письме и рисовании;
- готовить детей к овладению навыком письма, развивать мелкую моторику
пальцев и координацию движения руки;
- развивать зрительное восприятие, произвольное внимание;
»

- познакомить с правилами гигиены письма.
В ходе занятий дети знакомятся с начертаниями печатных больших и
маленьких букв, списывают слоги, слова и предложения с образцов (печатным
шрифтом)..
7

Курс «Познаю мир» простроен с позиций узнающего мир дошкольника,
с учётом присущих детям эмоциональной отзывчивости, любознательности и
вместе с тем способности овладевать определёнными знаниями. Он позволяет
показать всеобщую взаимосвязь ребёнка со всей окружающей его
действительностью, помогает детям понять единство природы и человека.
Целью курсов является расширение и детализация представление
детей о предметах, явлениях природы, человеке, общественной жизни и
формирование навыков правильного поведения в социальной среде,
бережного отношения к богатствам природы и общества.
Курс «Умелые ручки» обладает мощным развивающим
потенциалом. Важнейшая особенность этих занятий состоит в том, что они
строятся на предметно-практической деятельности, которая служит в
старшем дошкольном возрасте необходимым звеном целостного процесса
духовного, нравственного и интеллектуального развития (в том числе и
абстрактного мышления, что крайне важно для успешного освоения знаний в
1 классе).
В силу психологических особенностей развития дошкольника
учебный процесс в курсе технологии должен строиться таким образом, чтобы
продуктивная предметная деятельность ребёнка стала основой формирования
его познавательных способностей, включая знаково-символическое и
логическое мышление. Только так
на основе реального учёта
функциональных возможностей ребёнка и закономерностей его развития
обеспечивается возможность активизации познавательных психических
процессов и интенсификации обучения в целом.
При обучении используется учебно-методический комплекс московской
Ломоносовской школы, за основу которого взяты авторские разработки по
развитию интеллекта Зиганова М.А., математического мышления - С.В.Якушева,
по обучению грамоте, счёту и письму И.О. Власик.
Существенной особенностью УМК Ломоносовской школы является то,
что в нём заложены межпредметные связи всех учебных курсов.
Результатом всего хода развития является такая подготовка к школе,
которая позволит дошкольнику не только подготовиться к изучению школьных
предметов, но и осознать себя («я есть»), свои возможности и индивидуальные
особенности («я такой»), уметь общаться и сотрудничать со взрослыми и
сверстниками.
Место курса в учебном процессе.
Занятия по программе «Будущий гений (5-7 лет)» проводятся с 1 октября
по 30 апреля два раза в неделю в форме урока (4 занятия в день) общей
8

продолжительностью 25 минут, с динамическими паузами на десятой и двадцатой
минуте. Перемены между занятиями 10 минут.
Продолжительность обучения для детей с 5 лет -16 месяцев (два учебных
года).
Ведущими методическими приёмами на уроке выступают сюжетноролевые и дидактические игры и игровые упражнения, беседы, анализ и
моделирование заданных ситуаций, свободное и тематическое рисование, рассказ
взрослого и рассказы детей.
Учителя прививают детям элементарные учебные умения: слушать
объяснения взрослого, выполнять задание, не мешая друг другу, проявлять
активность и интерес к предлагаемой деятельности.
Учитель поддерживает усилия детей качественно выполнять задание с
помощью похвалы, положительной оценки, поощряет высказывания и суждения
детей, способствует становлению у них положительной самооценки.
ПДОУ «Будущий гений (5-7 лет)» предоставляется на основе серии
учебных пособий для детей 5-7 лет Ломоносовской школы - лучшей элитной
школы г. Москвы и издательства «Эксмо» под редакцией М.А.Зиганова.
Современные технологии сочетаются в них с классическими традициями
российского образования. Это позволяет максимально развить возможности
ребёнка.
Ценностные ориентиры освоения программы

Посещая занятия по программе «Будущий гений (5-7 лет)»
дошкольники начинают осмысливать и присваивать себе систему ценностей.
Ценность добра – осознание постулатов нравственной жизни (поступай так,
как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой
составляющей жизни общества.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры
человечества, разума.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и
самосовершенствованию.
9

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека,
развитие организованности, целеустремленности, ответственности,
самостоятельности.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих
мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и
правилами поведения в обществе.
Ценность семьи – формирование эмоционально-позитивного отношения к
семье, близким; воспитание взаимной ответственности, уважения к старшим
Личностные, метапредметные (предпосылки) и предметные результаты
освоения программы.
В результате занятий по программе «Будущий гений (5-7 лет)» у дошкольника
сформируются следующие предпосылки для достижения личностных и
метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных)
результатов и предметные результаты.
Личностными результатами (предпосылками к их
достижению) дошкольной подготовки является формирование следующих
умений:
- определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие
для всех правила поведения (этические нормы);
- в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на
общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить (при
поддержке учителя);
- при поддержке учителя и окружающих давать оценку своим поступкам и
поступкам других людей;
- понимать, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его
собственным отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем,
как его поступки выглядят в глазах окружающих людей;
- выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
10

- высказывать свое отношение к героям литературных произведений, их
поступкам;
- объяснять, хочет идти в школу или нет, и почему.
Сформированность положительной мотивации к учебной деятельности: «Я
хочу учиться!» - самый желаемый планируемый личностный результат.
Метапредметными результатами (предпосылками к их
формированию) дошкольной подготовки является формирование следующих
универсальных учебных действий (далее по тексту УУД): регулятивных,
познавательных, коммуникативных.
Регулятивные УУД:
- учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с
помощью учителя;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- учиться проговаривать последовательность действий на занятии;
- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с
материалом (иллюстрациями) учебного пособия;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с учителем и другими
ребятами давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии и
деятельности всего класса;
- учиться оценивать результаты своей работы.
Познавательные УУД:
- учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного;
- учиться ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в
условных обозначениях);
- учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
11

- сравнивать и группировать различные объекты (числа, геометрические
фигуры, предметные картинки);
- классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;
- учиться делать выводы в результате совместной работы с учителем;
- учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять
математические рассказы на основе предметных рисунков и простейших
моделей, заменять слово, предложение схемой).
Коммуникативные УУД:
- называть свои фамилию, имя, домашний адрес;
- слушать и понимать речь других;
- учиться ориентироваться на позицию других людей, отличную от
собственной, уважать иную точку зрения;
- учиться оформлять свои мысли в устной форме;
- строить понятные для партнера высказывания;
- уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые
сведения от партнера по деятельности;
- совместно с учителем договариваться с другими ребятами о правилах
поведения и общения и учиться следовать им;
- сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае
общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике
ситуациях конфликтов интересов;
- учиться выполнять различные роли при совместной работе.
Предметными результатами дошкольной подготовки является формирование
следующих умений.
Развитие речи и подготовка к обучению грамоте:
- отвечать на вопросы учителя по содержанию услышанного произведения;
12

- задавать свои вопросы по содержанию услышанного литературного
произведения;
- рассказывать наизусть небольшое стихотворение;
- конструировать словосочетания и предложения;
- определять количество слов в предложении;
- составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;
- выделять отдельные звуки в словах, определять их последовательность,
подбирать слова на заданную букву;
- делить слова на слоги, выделяя ударный слог;
- различать звуки и буквы;
- узнавать и различать буквы русского алфавита;
- правильно держать ручку и карандаш;
- аккуратно выполнять штриховку, раскрашивание, обведение по контуру.
Введение в математику:
- продолжать заданную закономерность;
- называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке;
- вести счет предметов в пределах 10;
- соотносить число предметов и цифру;
- сравнивать группы предметов с помощью составления пар;
- составлять математические рассказы и отвечать на поставленные учителем
вопросы: Сколько было? Сколько стало? Сколько осталось?;
- классифицировать объекты по форме, цвету, размеру, общему названию;
- устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов: слева
– направо, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже,
13

раньше – позже, вчера – сегодня – завтра;
- распознавать известные геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат,
прямоугольник) среди предложенных и среди объектов окружающей
действительности;
- обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку и
изображать простейшие фигуры «от руки»;
- ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного
объекта в качестве точки отсчета, а также на листе бумаги.
Знакомство с окружающим миром
Неживая природа:
Дети должны:
-иметь представление о сезонных изменениях в природе;
-определять состояние погоды: солнечно. Пасмурно, ветрено, дождливо, выпал
снег;
-уметь вести календарь природы с помощью взрослых.
Живая природа:
Дети должны иметь представление:
-о домашних животных;
-о перелётных и зимующих птицах;
-о зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе.
Растительный мир:
Дети должны иметь представление:
-об условиях необходимых для роста растений;
-о лесных ягодах и грибах;
-об овощах и фруктах;
14

- о деревьях, кустарниках и цветах.
Дети должны уметь:
-различать и называть деревья по коре, листьям, плодам.
Дети должны знать и уметь:
знать виды изучаемых материалов, их свойства;
уметь с помощью учителя решать доступные конструкторско-технологические
задачи, проблемы; владеть различным приемам работы с бумагой и другими
материалами;
уметь самостоятельно обводить шаблоны, вырезать и приклеивать детали по
образцу; знать основные геометрические понятия;
под контролем учителя проводить анализ образца (задания), выполнять
практическую работу.

Содержание программы.
Курс «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте»
Учебные пособия:
1-й год обучения. С.В. Пятак «Узнаю звуки и буквы». Для детей 4-5 лет. Эксмо,
2022.
Рабочие тетради дошкольника «Обучение грамоте» («Солнечные ступеньки»)
2-й год обучения. Егупова В.А. «Хочу читать». Для детей 5-6 лет. Эксмо, 2022
С.В. Пятак «Читаю слова и предложения». Для детей 6-7 лет. Эксмо, 2022.
Содержание данного блока помогает практически подготовить детей к
обучению чтению, письму и совершенствовать их устную речь.
Содержание направлено на общее развитие ребенка, посредством которого
создается прочная основа для успешного изучения литературного чтения и
15

ориентировано на решение следующих задач:
— создание условий для формирования многосторонне развитой личности
ребенка (интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое,
эмоциональное развитие), создания предпосылок положительной мотивации
учения в школе;
— практическая подготовка детей к обучению чтению и письму;
— формирование элементарной культуры речи, совершенствование на
доступном уровне навыков связной устной речи детей.
Отличительной чертой данного раздела программы, по сравнению с уже
существующими, является осуществление интеграции работы по подготовке
детей к обучению чтению с работой по развитию их устной связной речи и с
подготовкой к обучению письму.
Основными задачами развития речи на подготовительном этапе являются:
— расширение, обогащение и активизация словарного запаса детей;
— формирование грамматического строя речи ребенка;
— совершенствование навыков устной связной речи, монологической и
диалогической (ответы на вопросы, пересказ рассказа, сказки, составление
рассказа по картине, рисункам и иллюстрациям к произведению, рассказ по
личным наблюдениям и впечатлениям, составление загадок, сказок, рассказов,
словесное рисование и т. д.);
— создание речевых высказываний различных типов: описания (человека,
животных, предметов, помещения); рассуждения (прочитай свое любимое
стихотворение. Чем оно тебе нравится? Расскажи свою любимую сказку.
Почему она тебе нравится больше других? и т. д.); повествования (различные
виды пересказа, рассказа).
Развитие речи осуществляется в значительной степени на произведениях
художественной литературы, что способствует обогащению речи детей,
расширению их словарного запаса, их духовно-нравственному и эстетическому
развитию, подготавливает к адекватному восприятию литературных
16

произведений в курсе «Литературное чтение» в начальной школе и курса
«Литература» в основной школе, стимулирует развитие читательского
интереса, воспитывает читателя, что является одной из актуальных задач
современной школы. Помимо этого, материалом для занятий, содействующих
речевому развитию детей, являются окружающий ребенка мир, явления живой
и неживой природы, произведения различных видов искусства (музыка,
живопись) и др.
Возрастные особенности детей 5—6 лет обусловливают необходимость
использования в процессе занятий разнообразных заданий по расширению и
активизации их словарного запаса и развитию речи.
При подготовке к освоению родного языка дети знакомятся с помощью
взрослых с рассказами, сказками, сюжетными и предметными иллюстрациями,
учатся отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию прочитанных
текстов, пересказывают прочитанное, выразительно читают выученные
наизусть стихотворения, составляют по иллюстрациям загадки, сказки,
рассказы.
В процессе знакомства с художественными произведениями и работы с
ними осуществляется интеллектуальное и нравственно-эстетическое
воспитание детей, развитие их эмоциональной отзывчивости на явления
окружающей жизни. Они овладевают диалогической и монологической речью,
учатся говорить выразительно, без напряжения, не торопясь, отчетливо
произнося каждое слово.
Целью подготовки к обучению чтению является создание условий для
осмысленного и осознанного чтения, воспитания эстетически развитого и
эмоционального читателя.
В процессе чтения (слушания) произведений устного народного творчества
и литературных произведений происходит интенсивное многостороннее
развитие ребенка: интеллектуальное, нравственное, эмоциональное,
эстетическое, речевое; у детей формируется стабильное внимание к слову в
17

художественном тексте (что является основой работы по изучению литературы
в начальной и основной школе), умение воспринимать слово как основной
элемент художественного произведения.
Важно подчеркнуть, что уже на этапе подготовки к обучению чтению дети
должны познакомиться с отдельными средствами художественной
выразительности (эпитет, сравнение) без введения терминов, должны уметь
определять их роль в произведении и уметь пользоваться ими в своей
собственной речи — без этого процесс освоения ими курсов «Чтение» в
начальной школе и «Литература» в основной школе будет существенно
затруднен.
Непременным условием успешной работы по подготовке к чтению является
создание условий для формирования у дошкольников стойкого и стабильного
интереса к произведениям художественной литературы. Это достигается
несколькими путями. Прежде всего тщательно продуманным отбором
произведений для чтения: это должны быть произведения, представляющие
собой образцы детской художественной литературы, отвечающие возрастным и
психологическим особенностям детей, представляющие разные литературные
жанры (сказки, рассказы, стихотворения, загадки, пословицы, поговорки).
Кроме того, использованием преимущественно игровых форм работы
(инсценирование эпизодов, игровые импровизации по сюжетам литературных
произведений, различные конкурсы и пр.).
В содержание работы по подготовке детей к обучению чтению входят:
— развитие звуковой культуры речи в целях подготовки к обучению
грамоте и чтению (умение вслушиваться в речь, в отдельные звуки, работа по
правильному произнесению звуков, обучение правильному интонированию,
управлению темпом речи). Работа по развитию артикуляционного аппарата
(развитие правильной дикции, силы голоса, выделение особо значимых слов и
пр.);
— чтение стихотворений русских и зарубежных поэтов, сказок, рассказов,
18

пословиц, поговорок, загадок;
— беседа о прочитанном по вопросам учителя (ответы на вопросы,
связанные с эмоциональным восприятием произведения, пониманием сюжета,
характеров основных действующих лиц, умением услышать, воспринять на
слух выразительные языковые средства — эпитеты, сравнения, разумеется, без
использования терминологии);
— разучивание наизусть и выразительное чтение.
При подготовке к обучению чтению формируется готовность связно
говорить на определенные темы, осознавать на элементарном уровне, что такое
речь, каково ее назначение и особенности.
Ведется работа по коррекции и развитию фонематического слуха, по
выработке отчетливого и ясного произношения звуков, слогов, слов.
При подготовке к обучению значительное время отводится работе над
звуковым анализом слов, вводятся понятия «гласные звуки» и «согласные
звуки», которые фиксируются с помощью различных фишек.
Обучение строится на игровой деятельности и носит практический
характер.
Особое значение при подготовке детей к обучению родному языку
приобретают речевые игры, конструирование, работа по формированию тонкой
моторики и развитию координации движений.
Речевые игры развивают мышление, речь, внимание, воображение. Это,
например, игры «Подскажи словечко», «Составь слово», «Угадай слово»,
«Составь загадку», «Продолжи сказку», «Продолжи рассказ», «Повтори быстро
и правильно», «Расскажи об игрушке (цвет, форма, размер)», «Назови звук»,
«Подбери слова на заданный звук», «Угадай слово» и др.
Содержание блока «Развитие речи и чтение художественной литературы»
№

Основные разделы блока.
19

Развитие речи

1.
Беседа по картинке:

*совершенствование общих речевых навыков;
*составление описательного рассказа.

Составление рассказа по плану.

Правильное употребление слов-названий предметов, признаков
действий, объяснение их значений.

Обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному
речевому дыханию, умеренной громкости и правильному
интонированию.

Образование существительных, обозначающих род деятельности,
образование сложных слов.

Подбор обобщающих слов к группе предметов
Диалог, монолог, косвенная речь.
2.

Знакомство с буквами.
Предложение и слово:
*членение речи на предложения;
*членение предложений на слова;
*членение слова на слоги с использованием графических схем

20

Слог и ударение:
*деление слов на слоги;
*определение количества слогов в слове.
Звуки и буквы:
*представление о звуках;
*различие на слух и при произношении гласных и согласных
звуков;
*обводка и штриховка контуров;
*знакомство с написанием больших и маленьких букв, основные
типы их соединений.
Художественная литература.

3.
Сказка:
*пересказ сказки;

*соотносить содержание текста с изображением на картинке;
*отвечать на вопросы;
*ставить вопрос к тексту;
*придумывать необычный конец.
Рассказ:
*пересказ небольшого по объёму литературного произведения;
*соотносить содержание текста с изображением на картинке;
*отвечать на вопросы;
*ставить вопрос к тексту;

Курс «Подготовка руки к письму»
Учебные пособия:
21

1-й год обучения. Н.В. Володина. «Пишу буквы». Для детей 5-6 лет. Эксмо, 2022
2-й год обучения. Н.В. Володина. «Пишу красиво». Для детей 6-7 лет. Эксмо,
2022.
«Подготовка к письму» Рабочие тетради дошкольника. «Солнечные ступеньки»
Если в основе подготовки к обучению чтению и работы над
совершенствованием устной речи лежат слуховые ощущения, то при
подготовке к обучению письму преобладают технические действия.
Подготовка к обучению письму — процесс довольно сложный, так как,
кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо
подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки;
развиты координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как
восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление.
При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и
двигательных анализаторов, так как движения глаза и руки совершаются в
пределах контура воспринимаемого предмета одновременно.
Значительная часть детей при зрительном восприятии предмета склонна
ограничиваться очень беглым осмотром экспонируемого предмета, так что
складывающийся в их сознании образ носит весьма неполный характер. Это
отражается на воспроизведении образов и их элементов. Дети могут успешно
зрительно опознать предмет, но испытывают заметные затруднения при его
воспроизведении. Изображение букв различной конфигурации требует
довольно высокого уровня организации двигательного аппарата руки, весьма
полного и детализированного изображения. Поэтому программа предлагает
тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к письму.
Конструирование помогает детям осознанно подготовиться к обучению
письму и развивает их аналитические способности. Работа по конструированию
проходит с помощью различных объектов: фигур, элементов печатных букв, из
которых дети конструируют предметы различной конфигурации, печатные
буквы, составляют узоры, украшения.
Предваряющее ориентировочное действие помогает сформировать тонкую
моторику, развивает координацию движений, готовит детей к восприятию форм
букв. Оно включает в себя обведение контура предмета, обведение общих
22

элементов в предметах, штриховку предметов, дорисовывание недостающих
элементов предметов, вписывание предметов в ограниченное пространство,
пальчиковую гимнастику и др.
При развитии мелкой моторики важна точность выполнения движений. Очень
полезны для развития пальцев ребенка такие виды деятельности как лепка,
рисование и раскраска, составление аппликаций из бумаги, разных видов круп,
природного материала, работа с ножницами, пришивание пуговиц,
нанизывание бус, конструирование из мелких деталей. Направленность
упражнений может быть различной. С помощью одних развивают статическую
координацию - удержание кисти руки в определенной позе (“Заяц”, “Коза”,
“Гусь”). Другие упражнения формируют динамическую координацию способность к переключению с позы на позу, дифференцированные движения
пальцев рук, координированную работу (одновременную и последовательную)
кистей обеих рук (“Ладонь-кулак”. “Птичка пьет водичку”, “Кошка выпускает
когти”). Для леворуких детей сначала упражнение отрабатывается на левой
руке до достаточного автоматизма, потом на правой, затем проводится руками
одновременно и попеременно.
Работу по подготовке дошкольников к обучению письму следует осуществлять
по четырём основным направлениям.
1.
2.
3.
4.

Развитие руки.
Подготовка к технике письма.
Аналитико-синтетическая деятельность.
Формирование элементарных графических умений.
Содержание курса.

Каждое направление имеет свои задачи и учебное содержание.
1. Развитие руки: сформировать правильный захват орудия письма-карандаша.
Рекомендуемые упражнения: “Посолим суп”, “Катаем шарик”, “Скакалочка”,
“Урожай”, упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки руки.
Рекомендуемые упражнения: “Мозаика”, “Лего”, “Конструктор”, работа со
штампами, в ручном труде (например, манипуляции с иголкой), в процессе
лепки; развивать мелкую моторику рук.
2. Подготовка к технике письма:
- развивать пространственную ориентировку;
- развивать чувство ритма. Учить детей слышать ритм и воссоздавать его (по
образцу и собственный), фиксировать ритм посредством ритмических рисунков
(бордюров) и читать их);
23

- познакомить с разлиновкой и научить ориентироваться в ней. В большинстве
случаев обучению в ориентировке на разлинованном листе бумаги не уделяется
должного внимания. Все эти навыки приобретаются в школе, хотя в
дошкольном учреждении дети, в силу своих возрастных особенностей,
способны понять и запомнить правила письма в разлиновке;
- познакомить с правилом проведения горизонтальных и вертикальных линий и
закрепить его в практических упражнениях игрового характера. Правило: при
письме все горизонтальные линии ведутся слева направо, все вертикальные и
наклонные - сверху вниз.
Сначала ребёнка обучают ставить точки, с которых начинается печатание и
письмо, затем - рисовать стрелочки, указывающие направления движения руки.
Необходимо, чтобы движение действительно начиналось в нужной точке и
ребёнок научился понимать, чувствовать, что рука может двигаться в разных
направлениях, согласно заданию и правилам письма. При этом торопить его не
следует.
Важно также объяснить детям, какие линии считаются параллельными.
Нарушения параллельности необходимо показать наглядно.
3. Аналитико-синтетическая деятельность.
Процесс письма подразумевает умение ребёнка проводить анализ и синтез
графического образа букв. Старшие дошкольники работают только с
печатными буквами.
- Анализ и синтез графических, условных изображений предметов. Игровые
упражнения данного направления предшествуют работе с буквами. Они
основаны на анализе и синтезе упрощённых графических изображений,
состоящих из знакомых детям элементов “что позволяет ребёнку назвать части,
из которых состоит рисунок).
- Анализ образа букв. Этот процесс состоит из умения ребёнка определять:
количество элементов (сколько элементов составляет букву?); характеристику
элементов (какие это элементы?);
пространственное расположение элементов в букве.
- Синтез образа букв. Дошкольник не должен писать буквы. Необходимо
подготовить образ буквы из бумаги, разрезать на элементы и попросить ребёнка
воссоздать образ путём составления элементов.
-Дифференциация образа букв. В игровых упражнениях ребёнок сопоставляет,
сравнивает схожие по написанию буквы
4. Формирование элементарных графических умений.

24

- Упражнять в осознанном печатании элементов букв и самих букв (в учебной
разлиновке и без неё).
- Проводить упражнения, подготавливающие к написанию элементов
школьного шрифта (“Клубочки”, “Волны”).
Крайне важно учитывать благотворное влияние движений на развитие речи и
других психических процессов. Игры и упражнения, направленные на
формирование тонких движений пальцев рук, способствующие вместе с тем
повышению внимания и работоспособности детей.
Если ребёнок затрудняется в самостоятельном выполнении движений,
упражнения рекомендуется включать в индивидуальные занятия, где ребёнок
выполняет движения пальцами пассивно, с помощью взрослого. В дальнейшем,
в результате тренировки, движения пальцев совершенствуются и дети
выполняют их активно.
Для формирования тонких движений пальцев рук могут быть успешно
использованы игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов,
потешек. Эти игры создают благоприятный эмоциональный фон, обеспечивают
тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать
содержание потешек, учат улавливать ритм речи.
Таким образом, программа решает задачи подготовки детей к обучению
чтению, письму и совершенствует их речь.
Курс «Математика»
1-й год обучения. Н.В. Володина. «Считаю и решаю». Для детей 5-6 лет. Эксмо,
2022.
«Математика» Рабочие тетради дошкольника. Для детей 5-6 лет. «Солнечные
ступеньки»
2-й год обучения.Т.В. Сорокина. «Занимаюсь математикой». Для детей 6-7 лет.
Эксмо, 2022.
В основу отбора математического содержания, его структурирования и
разработки форм представления материала для математической подготовки
детей к школе положен принцип ориентации на первостепенное значение
общего развития ребенка, включающего в себя его сенсорное и
интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и особенностей
математики.
Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям, чтобы
подвести их к понятию числа, остается одной из важнейших задач.
25

Но столь же важной и значимой является и задача целенаправленного и
систематического развития познавательных способностей, которая
осуществляется через развитие у детей познавательных процессов: восприятия,
воображения, памяти, мышления и, конечно, внимания.
В математическом содержании подготовительного периода объединены три
основные линии: арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные
свойства чисел натурального ряда и др.), геометрическая (прообразы
геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер,
расположение на плоскости и в пространстве простейших геометрических
фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.) и содержательно-логическая,
построенная в основном на математическом материале двух первых линий и
обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения,
памяти, мышления у детей.
В курсе реализуется основная методическая идея — развитие
познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если
оно осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной
математическим содержанием, направляется специальным подбором и
структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной
и увлекательной для детей этого возраста.
Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по
математике, в качестве основных предлагаются практические методы, метод
дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в
различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический
метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал,
проводя эксперимент, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями
геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. п.
Большое внимание уделяется формированию умений общаться с учителем,
с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо,
работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом, пользоваться
26

тетрадью с печатной основой и др.
Использование специально отобранного математического содержания и
методов работы с ним позволит вывести общее развитие детей на уровень,
необходимый для успешного изучения математики в школе.
Содержание курса:
Сравнение предметов (фигур), групп предметов по форме (круглый, не
круглый, треугольный, прямоугольный, квадратный и др.); по размеру
(длинный, короткий; узкий, широкий; высокий, низкий; длиннее, короче, такой
же и др.); по расположению на плоскости и в пространстве (справа, слева, в
центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и
др.); по цвету, по материалу, из которого изготовлены предметы, по
назначению и др.
Числа от 0 до 10. Счет предметов. Устная нумерация чисел: названия,
последовательность и обозначение чисел от 0 до 10. Цифра и число. Чтение
чисел. Сравнение чисел первого десятка. Основные характеристики
последовательности чисел натурального ряда: наличие первого элемента, связь
предыдущего и последующего элементов, возможность продолжить
последовательность дальше, на каком бы месте мы ни остановились.
Простые геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник (квадрат),
круг.

№

Основные разделы блока

1.

Арифметический.
Числа от 0 до 10.
Счёт предметов.
Устная нумерация чисел: названия, последовательность и
обозначение чисел от 0 до 10.
27

Сравнение чисел первого десятка.
Свойства натурального ряда чисел.
Цифры и числа.
Решение задач с помощью рисунков.
Чтение чисел.
Геометрический.

2.
Сравнение :
- по форме;
-по размеру;

-по расположению на плоскости, в пространстве;
-по назначению;
-по цвету.
Изготовление моделей фигур из бумаги.
Содержательно-логический.

3.
Развитие :
-внимания;
-памяти;
-воображения;
-мышления.
Диктанты:
-зрительные;
-слуховые.

Выполнение заданий:
-выделение существенных признаков;
28

-выявление закономерностей;
-проведение анализа;
-синтеза;
-сравнения.

Содержательно-логические задания на развитие:
— внимания: простейшие лабиринты, игры «Веселый счет», «Сравни
рисунки», «Найди общие элементы» и др.;
— воображения: деление фигур на части, составление фигур из частей,
составление фигур из моделей отрезков по заданным свойствам,
преобразование одной фигуры в другую и др.;
— памяти: зрительные и слуховые диктанты с использованием
арифметического и геометрического материала;
— мышления: выделение существенных признаков, выявление
закономерностей и их использование для выполнения задания, проведение
анализа, синтеза, сравнения, построение простых рассуждений и др.
Курс «Познаю мир»
Учебные пособия:
1-й год обучения. Егупова В.А. «Изучаю мир вокруг». Для детей 5-6 лет. Эксмо,
2022.
2-й год обучения. Н. Липская «Изучаю мир вокруг». Для детей 6-7 лет. Эксмо,
2022.
Программа «Познаю мир» нацелена на развитие детей, формирование у них
заинтересованного и бережного отношения к природному окружению. Данный
курс представляет собой первый для малышей опыт систематизации и научной
коррекции накопленных ими в дошкольном возрасте разнообразных
природоведческих представлений. Вместе с тем это и первый опыт
последовательного приобщения ребенка к свойственным естественнонаучным
дисциплинам методом познания, следуя которым нужно как можно больше
увидеть своими глазами, сделать своими руками. Сказанное определяет отбор
29

содержания курса и характер деятельности детей на занятиях. Содержание
программы строится как синтез различных составляющих естественнонаучного
и экологического знания с включением доступных элементарных сведений из
области астрономии, физики, биологии, экологии. При этом создается
достаточно целостная первоначальная картина мира, которая становится
фундаментом для развертывания соответствующего учебного курса в
начальной школе.
В основу подготовки малышей к обучению положены непосредственные
наблюдения в природе, действия с предметами, осуществляемые в естественной
для детей данного возраста занимательной, игровой форме. Эта деятельность
дополняется рисованием, раскрашиванием, вырезанием фигур, лепкой и т. д.
При этом большое внимание уделяется формированию таких важных умений,
как умение выделять свойства предметов (форма, цвет, размеры), находить их
общие и отличительные признаки, фиксировать состояние предмета и его смену
(явление). Таким образом, осуществляется накопление фактических знаний и
опыта познавательной деятельности, необходимое для успешного освоения
программы начальной школы.
Содержание курса «Познаю мир»
№ п/п
Темы занятий. 1-й год обучения.
1
Игрушки и учебные вещи.
Мебель и посуда.
2
3

Одежда и обувь.

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Бельё, головные уборы.
Пища. Напитки. Посуда.
Овощи. Фрукты. Ягоды.
Времена года. Осень.
Цвета.
Растения. Деревья и кустарники.
Цветы и травы.
Грибы.
Дикие животные.
Домашние животные и птицы.
Птицы и птенцы.
Насекомые.
Рыбы. Морские животные. Охрана природы.
Времена года. Зима.
30

18
19
20
21

Продукты.
Электроприборы и инструменты.
Что из чего и что для чего.
Профессии.

22

Времена года. Весна.

23

Здания.

24

Транспорт.

25

Планета. Страны и города.

26

Времена года. Месяцы. Дни недели. Праздники.

27

Планеты Солнечной системы.

28

Человек.

№ п/п
1
Что нас окружает.
Воздух.
2

Темы занятий. 2-й год обучения.

3

Космос. Вселенная.

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

Встреча с Солнцем.
Звёзды и созвездия. Дружная семья планет.
Планета Земля.
Встреча с Луной.
День и ночь – сутки прочь.
Экскурсия в Планетарий.
Вода на Земле.
Волшебница вода.
Что у тебя под ногами.
Растения.
Тайны грибов.
Прогулка по лесопарку.
Животные Земли.
Дикие и домашние животные.
Человек.
31

19
20
21

Твой организм.
Если хочешь быть здоров.
Проверь себя. Что ты знаешь о живой природе.

22

Проверь себя. Что ты знаешь о живой природе.

23

Что нас окружает дома.

24

Тайна платяного шкафа.

25

До чего дошёл прогресс!

26

Истории из школьного портфеля.

27

Проверь себя. Что ты знаешь об изделиях, созданных человеком?

28

Наша страна Россия. Проверь себя. Что ты знаешь о нашей Родине?

Содержание курса «Умелые ручки»
1-й год обучения.
1. Лепка. 6ч
Дары осени. Лепка овощей и фруктов.
Лепка по сказке «Колобок».
Забавные животные «Утка с утятами».
«Посуда из колец»
Весенние цветы.
Мозаика «Зимнее дерево»
2. Работа с бумагой. 20 ч.
Аппликация – 9 ч.
Павлин
Грибок
Снеговик
Открытка пае
Открытка маме
Весенняя композиция
Ракета в космосе
Оригами - 5ч
Лебедь
Лиса и колобок
Птица
Кораблик
32

Объемное моделирование – 5ч
Самолет
Новогодние игрушки
Елочка
3. Коллективная работа – 2ч.
Весенняя полянка
Панно из ладошек
2-й год обучения
1.Вводное занятие (1час)Знакомство с правилами безопасности, с рабочим
местом, инструментами и материалами.
2.Работа с бумагой. Оригами (3 часа)
1.Знакомство с оригами - искусством складывания игрушек и предметов
окружающего мира из квадратного листа бумаги. «Ёлочка»
2.Оригами «Берёзка и осинка».
3.Коллективное панно «Осень». Составление общей композиции из
изготовленных ранее деревьев способом оригами. Правила безопасности при
работе с клеем и ножницами.
3 . Работа с бумагой. Аппликация. (8часов)
1.Знакомство с различными способами работы с бумагой. Обрывная
аппликация «Цветы».
2.Аппликация (прорезная) «Цветы в вазе».
3.Контурная мозаика «Осеннее дерево».
4.Симметричное вырезание путём сложения в несколько слоёв «Снежинки».
5.Коллективное панно «Танец снежинок». Составление общей композиции,
совершенствование работы в группах. Закрепление правил работы с
ножницами.
6.Аппликация «Снеговики и ёлки» Использование ранее изученных приёмов
работы с бумагой в составлении композиции.
7.Конструирование ёлочных игрушек на основе склеивания одинаковых
геометрических фигур. «Шарик»
8.Ёлочные игрушки из полосок бумаги «Фонарик».
4. Работа с пластилином (5 часов).
1.Знакомство с новым пластичным и объёмным материалом – пластилином.
Правила техники безопасности «Рисунок на пластилине».
2.Способ скатывания жгутиков. Рисунок жгутиками из пластилина.
3.Лепка предметов из отдельных частей «Домашние животные».
4.Пластилиновая живопись «Скалярия».
5.Коллективная композиция «Снеговики и ёлки». Лепка предметов из
отдельных частей.
5. Работа с подручными материалами (4 часа).
33

1.Изготовление поделок из фантиков. Использование различных приёмов
складывания «Бабочки».
2. Работа с нитками. Изготовление кисточек. Правила работы с ножницами.
3.Поздравительная открытка к 8 марта. Аппликация из фантиков и ниток на
бумаге.
4.Художественное конструирование из природного материала «Лесная
полянка».

6.Моделирование из бумаги (6 часов)
1.Аппликация «Птицы прилетели». Изготовление моделей птиц
геометрических фигур.
2.Моделирование на плоскости из геометрических фигур «Клоуны».
3.Моделирование на плоскости из геометрических фигур «Цветы».
4.Знакомство с мозаикой. Изготовление рисунка «Собачки».
5.Геометрическая мозаика. Изготовление рисунка на фоне вазы.
6.Лепка из бумаги «Игрушка-Мишка».
7.Организация выставки (1 час)

из

Календарно-тематическое планирование. Обучение грамоте. 1-й год
обучения.
С.В. Пятак «Узнаю звуки и буквы». Для детей 4-5 лет. Эксмо, 2022.
«Обучение грамоте». Рабочие тетради дошкольника. «Солнечные ступеньки»
№ п/п

Тема занятия

Содержание занятия
Гласные звуки и буквы – 13 занятий
С.ст.- с. 2
С.ст.- с. 1

1 Часть 1
2

Гласный звук о, буква О.
Гласный звук а, буква А.

3

Гласный звук у, буква У.

С.ст.- с. 4

4

Гласный звук ы, буква ы.

С.ст.- с. 5

5

Гласный звук э, буква Э.

С.ст.- с. 29

6
7

Закрепление изученного материала.
Буква Ё

С.ст.- с. 24
34

Буква Я.
С.ст.- с. 19
Буква Ю.
С.ст.- с.27
Буква И.
С.ст.- с.3
Буква Е.
С.ст.- с.13
Закрепление изученного материала. Чтение слогов.
Закрепление изученного материала. Чтение слогов.
Согласные звуки и буквы – 30 занятий
14
Согласные звуки и буквы. Буква Л.
С.ст.- с.10
15
Буква М
С.ст.- с.-15
16
Буква Н.
С.ст.- с.-6
17
Буква Р.
С.ст.- с.-11
18
Закрепление изученного материала. Чтение слогов и слов.
19
Буква Б.
С.ст.- с.-17
20
Буква П.
С.ст.- с.-14
21
Буква В.
С.ст.- с.-12
22
Буква Ф.
С.ст.- с.-31
23
Закрепление изученного. Чтение слогов и слов.
24
Закрепление изученного. Чтение слогов и слов.
25 Часть 2 Буква Г.
С.ст.- с.-20
26
Буква К.
С.ст.- с.-8
27
Буква Д.
С.ст.- с.-18
28
Буква Т.
С.ст.- с.-7
29
Закрепление изученного. Чтение слогов и слов.
30
Закрепление изученного. Чтение слогов и слов.
31
Закрепление изученного. Чтение слогов и слов.
32
Буква Ж.
С.ст.- с.-23
33
Буква Ш.
С.ст.- с.-22
34
Буква З.
С.ст.- с.-16
35
Буква С.
С.ст.- с.-9
36
Закрепление изученного. Чтение слогов и слов.
37
Закрепление изученного. Чтение слогов и слов.
38
Буква Й.
С.ст.- с.-25
39
Буква Й.
40
Буква Х.
С.ст.- с.-26
41
Буква Ц.
С.ст.- с.-28
42
Буква Ч.
С.ст.- с.-21
43
Буква Щ.
С.ст.- с.-30
Чтение слогов и слов с изученными буквами – 13 занятий
44
Закрепление изученного. Чтение слогов и слов.
2 часть С.ст.- с.1, 2
8
9
10
11
12
13

35

45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56

Закрепление изученного. Чтение слогов и слов.
Мягкий и твердый знаки.
Закрепление изученного. Чтение слогов и слов. Игры со
словами.
Закрепление изученного. Чтение слогов и слов. Игры со
словами.
Закрепление изученного. Чтение слогов и слов. Игры со
словами.
Закрепление изученного. Чтение слогов и слов. Игры со
словами.
Закрепление изученного. Чтение слогов и слов. Игры со
словами.
Закрепление изученного. Чтение слогов и слов. Игры со
словами.
Закрепление изученного. Чтение слогов и слов. Игры со
словами.
Закрепление изученного. Чтение слогов и слов. Игры со
словами.
Закрепление изученного. Чтение слогов и слов. Игры со
словами.
Итоговое занятие.

С.ст.- с.3, 4
С.ст.- с.32 (1 часть)
С.ст.- с.5, 6
С.ст.- с.7, 8
С.ст.- с.9, 10
С.ст.- с.11, 12
С.ст.- с.13-16
С.ст.- с.17-20
С.ст. с.21-24
С.ст. с.25-28
С.ст. с.29-32

Календарно-тематическое планирование. Обучение грамоте. 2-й год
обучения.
Егупова В.А. «Хочу читать». Для детей 5-6 лет. Эксмо, 2022
С.В. Пятак «Читаю слова и предложения». Для детей 6-7 лет. Эксмо, 2022.

№ п/п

Тема занятия

Содержание занятия

Егупова В.А. «Хочу читать». Для детей 5-6 лет. Эксмо, 202
1 часть
1
2

Гласные звуки и буквы.
Слова, состоящие из гласных.

С. 4-6
С.7-8
36

3

Звонкие согласные звуки и буквы, их обозначающие.

С. 9-10

4

Глухие согласные звуки и буквы, их обозначающие.

С.11-12

5

Слова, состоящие из гласных и согласных

С. 13-15

6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19

Упражнения на закрепление изученного материала.
Слоги-слияния с гласной А.
Слоги-слияния с гласной О.
Слоги-слияния с гласной У.
Слоги-слияния с гласной ы.
Слоги-слияния с гласной И.
Слоги-слияния с гласной Ю.
Слоги-слияния с гласной Я.
Слоги-слияния с гласной Е.
Слоги-слияния с гласной Ё.

20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35

Мягкий знак.
Мягкий знак в середине слова.
Мягкий знак разделительный.
Разделительный твердый знак.
Предложение.
Предложение.
Текст.
Вопросы к тексту. Чтение текста.
Слог.
Гласная и слог.
Непарные твердые и мягкие согласные.
Чистоговорки.
Чистоговорки.
Спрятавшиеся слова.
Игры со словами.
Сказки.

Твердые и мягкие согласные звуки.
Односложные и двусложные слова.
Односложные слова.
Слова со стечением согласных.

С.16-17
С. 18-19
С. 20-22
С. 23-25
С. 26-27
С. 28-29
С. 30-31
С. 32-34
С. 35-37
С. 38-39
С. 40-42
С. 43-44
С. 45-47
С. 48-49
Часть 2
С. 4-5
С. 6-8
С. 9-10
С. 11-12
С. 13-15
С. 16-17
С. 18-19
С. 20-22
С. 23-25
С. 26-29
С. 30-33
С. 34-36
С. 37-39
С. 40-42
С. 43-46
С. 47-50

С.В. Пятак «Читаю слова и предложения». Для детей 6-7 лет. Эксм
1 часть.
36

Чтение слов, обозначающих одушевленные и неодушевленные
предметы. Дифференциация звуков [п], [п']
37

С. 5-7

Чтение слов-признаков предметов.
Чтение слов-признаков предметов.
Чтение слов-признаков предметов.
Игры со словами-признаками.
Слово и слог.
Составляем предложения с определенными словами
Дифференциация звуков [с], [с'].
Употребление предлогов в речи.
Ударение.
Слова, противоположные по смыслу. Дифференциация звуков
[т], [т'].
Развитие связной речи. Дифференциация звуков [ф], [ф'].

37
38
39
40
41
42
43
44
45
46

С. 8-10
С. 11-13
С. 14-16
С.17-19
С.20-23
С. 24-26
С.27-29
С. 30-32
С.33-35
С. 36-38

2 часть
Чтение слов – действий предметов
Чтение предложений. Знаки препинания в конце предложений .
Составляем предложения.
Составляем схемы предложений.
Слова, похожие по смыслу.
Чтение слов и предложений.
Проверь себя.
Игры со словами. Совершенствование техники чтения.
Чтение пословиц.
Обобщение изученного.

47
48
49
50
51
52
53
54
55
56

С. 5-7
С.8-11
С.12-15
С.16-18
С.19-22
С. 23-25
С.26-27
С.28-31
С. 32-36
С. 37-43

Календарно-тематическое планирование. Подготовка
руки к письму. 1-й год обучения.
Н.В. Володина. «Пишу буквы». Для детей 5-6 лет. Эксмо, 2022.
№ п/п

Тема занятия

Содержание занятия

Часть 1
1

Правильная посадка при письме. Понятия лево–право, после, 1+2
между, впереди, верхний, нижний
38

2

Учимся ориентироваться в пространстве

3+4

3

Обводим и рисуем вертикальные линии.

5

4
5
6

Обводим и рисуем наклонные линии.
Обводим рисунки по контуру.

7
8
9
10
11
12
13
14

6
7
и 8+9

Штрихуем картинки горизонтальными, вертикальными
наклонными линиями.
Рисуем спирали.
Рисуем круги и овалы.
Рисуем дорожки.
Обводим и рисуем петлеобразные линии.
Обводим и рисуем зигзаги. Обводим и рисуем различные линии
в картинках.
Обводим и рисуем зигзаги. Обводим и рисуем различные линии
в картинках.
Пишем буквы А, а, Д, д.
Пишем буквы М, м, Л, л

10
11
12
13+14+15 (дома)
16
17
18
19

Часть 2
15
16
17
18
19
20
21

Пишем буквы С, с, Э,э, О,о, Ю,ю
Пишем буквы З, з, Я, я. Повторение написания изученных букв.
Пишем буквы Р, р, Ф, ф.
Пишем буквы Б, б, В,в.
Пишем буквы К, к, У, у.
Пишем буквы Н, н, И, и, й.
Пишем буквы Г, г, Т, т. Повторение написания изученных букв.

1+2
3+4
5
6
7
8
9+10

22

Пишем буквы П, п, Ч, ч.

11

23

Пишем буквы Ц, ц, Щ, щ.

12

24

Пишем буквы Ш, ш, Е, е, Ё, ё.

13

25

Пишем буквы Ж, ж, Х, х.

14

26

Пишем буквы ь, ы, ъ.

15

27

Закрепление изученного.

16

28

Алфавит.

17

39

Календарно-тематическое планирование. Подготовка руки к письму. 2-й год
обучения.
Н.В. Володина. «Пишу красиво». Для детей 6-7 лет. Эксмо, 2022.
«Подготовка к письму» Рабочие тетради дошкольника. «Солнечные ступеньки»
№ п/п

Тема занятия

Содержание занятия

Часть 1
1
2

Правильная посадка при письме. Понятия лево–право, слева, 1+2
направо, между, верхний, нижний, левый, правый углы.
Обводим и рисуем горизонтальные, вертикальные и наклонные
3+4
линии линии. Штриховка.

3

Обводим и рисуем круги, полукруги овалы, петлеобразные
линии.

5+6

4
5

Обводим и рисуем различные линии в картинках.
Обводка и письмо букв и их элементов. Буква А. Обводка букв в
словах.
Обводка и письмо букв и их элементов.Буквы Г, Д Обводка
букв в словах.
Обводка и письмо букв и их элементов. Буквы В, З. Обводка
букв в словах.
Обводка и письмо букв и их элементов. Буква Д. Обводка букв в
словах.
Обводка и письмо букв и их элементов. Буквы Е, Ё. Обводка
букв в словах.
Обводка и письмо букв и их элементов. Буквы Ж, Х. Обводка
букв в словах.
Обводка и письмо букв и их элементов. Буквы И, ы. Обводка
букв в словах.
Обводка и письмо букв и их элементов. Буквы К, Н. Обводка
букв в словах.

7+8
9

6
7
8
9
10
11
12

10+11
12+13
14
15
16+17
18+19
20+21

Часть 2
13
14
15
16
17
18

Обводка и письмо
букв в словах.
Обводка и письмо
букв в словах.
Обводка и письмо
букв в словах.
Обводка и письмо
букв в словах.
Обводка и письмо
букв в словах.
Обводка и письмо
букв в словах.

букв и их элементов. Буквы Л, Н. Обводка 1+2
букв и их элементов. Буквы О, Ю. Обводка 3
букв и их элементов. Буквы О, Ю. Обводка 4
букв и их элементов. Буквы Т, П. Обводка 5
букв и их элементов. Буквы Т, П. Обводка 6
букв и их элементов. Буквы Ф, Р. Обводка 7

40

Обводка и письмо букв и их элементов. Буквы Ф, Р. Обводка
букв в словах.
Обводка и письмо букв и их элементов. Буквы Ф, Р..Обводка
букв в словах.
Обводка и письмо букв и их элементов. Буквы С, Э. Обводка
букв в словах.
Обводка и письмо букв и их элементов. Буквы С, Э. Обводка
букв в словах.
Обводка и письмо букв и их элементов. Буквы Ц, Ш, Щ.
Обводка букв в словах.
Обводка и письмо букв и их элементов. Буквы Ц, Ш, Щ.
Обводка букв в словах.
Обводка и письмо букв и их элементов. Буквы Ч, ь, ъ. Обводка
букв в словах.
Обводка и письмо букв и их элементов. Буквы У, Я. Обводка
букв в словах.
Обводка и письмо букв и их элементов. Буквы У, Я. Обводка
букв в словах.
Алфавит. Игры с буквами.

19
20
21
22
23
24
25
26
27
28

8
9
10
11
12
13
14
15
16

Календарно-тематическое планирование. Математика. 1-й год обучения.
Н.В. Володина. «Считаю и решаю». Для детей 5-6 лет. Эксмо, 2022.
«Математика» Рабочие тетради дошкольника. Для детей 5-6 лет. «Солнечные
ступеньки»
№ п/п

Тема занятия

Содержание занятия

Часть 1
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

Число и цифра 0.
Число и цифра 0.
Число и цифра 1.
Число и цифра 1.
Число и цифра 2. Действие сложения.
Число и цифра 2.
Число и цифра 3. Действие вычитания.
Число и цифра 3.
Состав числа 3.
«Соседи» числа.
Прибавление 2 (+1+1)
Вычитание 2 (-1-1)
Задачи на сложение.
Задачи на вычитание.
Число и цифра 4.

С.5 (с.1-3 С.ст. часть 1)
С.6 (с.4-5)
С.7,8 (с. 6)
С.9 (с.7)
С. 10-11
С.12 (с.8, 9)
С. 13-14
С. 15-16 (с. 10)
С. 17-18 (с.11)
С.19-21
С.22-24
С.25-27
С.28-29
С.30-32
С.33-34
41

16
17
18
19
20
21
22
23
24

Число и цифра 4.
Сравнение чисел.
Состав числа 4.
Число и цифра 5.
Число и цифра 5.
Состав числа 5.
Порядковый счёт.
Число и цифра 6.
Число и цифра 6.

25
26
27
28
219
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54

Состав числа 6.
Закрепление изученного материала.
Число и цифра 7.
Число и цифра 7.
Состав числа 7.
Число и цифра 8.
Число и цифра 8.
На 1 больше.
На 1 меньше.
Закрепление изученного материала.
Число и цифра 9.
Число и цифра 9.
Состав числа 9.
Число и цифра 10.
Число и цифра 10.
Закрепление изученного материала.
Закрепление изученного материала.
Сантиметр.
Закрепление изученного материала.
Знакомство с часами.
Закрепление изученного материала.
Закрепление изученного материала.
Закрепление изученного материала.
Закрепление изученного материала.
Закрепление изученного материала.
Закрепление изученного материала.
Закрепление изученного материала.
Закрепление изученного материала.
Закрепление изученного материала.
Закрепление изученного материала.

С.35 (с.12-13)
С.36-37
С. 38-39
С.40-42
(с. 14-15)
С. 43-44
С.45-46
С.47-48
(с.16-17)
Часть 2
С.5-7
С.8-9
С.10-12
(с.18-19)
С. 13-14
С. 15-16
С.17 (с.20-21)
С. 18-19
С. 20-21
С. 22-24
С.25-26
С.27 (с.22-23)
С.28-30
С.31-32
С.33 (с.24-25)
С. 34-36
(с.26-29)
С. 37-38
(с.30-32)
С. 39-40 (с.1-3 С.ст. часть 2)
С. 41 (с.4-7)
С.42-43 (с.8-10)
С.44 (с.11-14)
С.45 (с.15-18)
С.46 (с.19-21)
С.47 (с.22)
С.48 (с.23-24)
С.49 (с.25-26)
(с.27- 28)
(с. 29-30)
42

Закрепление изученного материала.
Итоговый урок

55
56

(с.31-32)

Календарно-тематическое планирование. Математика. 2-й год обучения.
Т.В. Сорокина. «Занимаюсь математикой». Для детей 6-7 лет. Эксмо, 2022.
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29

Тема занятия
Давай познакомимся.
Числовая прямая.
Задачи на сложение.
Счёт предметов. Примеры вида +1, -1.
Решаем задачи на вычитание.
Счёт предметов. Числа до 10.
Счёт предметов. Состав числа 3.
Счёт до 10.
Числа до 10.
Состав числа 4.
Состав числа 4.
Состав числа 5.
Состав числа 5.
Числа до 10.
Состав числа 6.
Состав числа 6.
Решаем задачи.
Числа до 10.
Состав числа 7.
Состав числа 7
Числа до 10.
Состав числа 8.
Состав числа 8.
Числа до 10.
Состав числа 9.
Состав числа 9.
Состав числа 10.
Состав числа 10.
Тест.
43

Кол-во часов Д
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Числа от 10 до 20.
Числа до 20.
Слагаемое. Слагаемое. Сумма.
Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность.
Повторение.
Числа до 20.
Повторение.
Однозначные и двузначные числа.
Однозначные и двузначные числа.
Счёт десятками.
Отрезки.
Углы.
Углы. Стороны фигур.
Повторение.
Четырехугольники. Прямоугольники.
Объёмные фигуры. Шар. Куб.
Объёмные фигуры. Пирамида. Конус. Цилиндр.
Объёмные фигуры.
Измерение объёма жидкости.
Объём. Ёмкость сосуда.
Вес. Сравнение веса.
Часы. Время.
Время.
Счёт до 100.
Счёт до 100.
Повторение.
Счёт до 100.

30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Календарно-тематическое планирование. «Изучаю мир вокруг». 1-й год
обучения.
Егупова В.А. «Изучаю мир вокруг». Для детей 5-6 лет. Эксмо, 2022.
№ п/п
1
2

Тема занятия
Игрушки и учебные вещи.
Мебель и посуда.

Кол-во часов
1
1

44

3

Одежда и обувь.

1

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21

Бельё, головные уборы.
Пища. Напитки. Посуда.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

22

Времена года. Весна.

1

23

Здания.

1

24

Транспорт.

1

25

Планета. Страны и города.

1

26

Времена года. Месяцы. Дни недели. Праздники.

1

27

Планеты Солнечной системы.

1

28

Человек.

1

Овощи. Фрукты. Ягоды.
Времена года. Осень.
Цвета.
Растения. Деревья и кустарники.
Цветы и травы.
Грибы.
Дикие животные.
Домашние животные и птицы.
Птицы и птенцы.
Насекомые.
Рыбы. Морские животные. Охрана природы.
Времена года. Зима.
Продукты.
Электроприборы и инструменты.
Что из чего и что для чего.
Профессии.

45

1
1
1
1

Календарно-тематическое планирование. «Изучаю мир вокруг». 2-й год
обучения.
Н. Липская «Изучаю мир вокруг». Для детей 6-7 лет. Эксмо, 2022.
№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов Д

1
2

Что нас окружает.
Воздух.

1
1

3

Космос. Вселенная.

1

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21

Встреча с Солнцем.
Звёзды и созвездия. Дружная семья планет.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

22

Проверь себя. Что ты знаешь о живой природе.

1

23

Что нас окружает дома.

1

24

Тайна платяного шкафа.

1

25

До чего дошёл прогресс!

1

Планета Земля.
Встреча с Луной.
День и ночь – сутки прочь.
Экскурсия в Планетарий.
Вода на Земле.
Волшебница вода.
Что у тебя под ногами.
Растения.
Тайны грибов.
Прогулка по лесопарку.
Животные Земли.
Дикие и домашние животные.
Человек.
Твой организм.
Если хочешь быть здоров.
Проверь себя. Что ты знаешь о живой природе.

46

1
1
1
1

п/п

26

Истории из школьного портфеля.

1

27

Проверь себя. Что ты знаешь об изделиях, созданных человеком?

1

28

Наша страна Россия. Проверь себя. Что ты знаешь о нашей Родине?

1

Календарно-тематическое планирование. «Умелые ручки». 1-й год обучения.
Кол-во
часов
1
1

Тема занятия
Дары осени. Лепка овощей и фруктов.
Моделирование самолета.
Лепка по сказке «Колобок».
Лепка. Забавные животные «Утка с утятами».
Декоративная работа. Аппликация из геометрических
фигур.
Аппликация « Павлин»
Аппликация по шаблону «Грибок»
Оригами «Лебедь»
Конструирование «Домик у дороги»
Мастерская Деда Мороза. Изготовление елочных
украшений
Мастерская Деда Мороза. Изготовление елочных
украшений
Елочная игрушка «Дед Мороз» (с использованием ваты)
Аппликация «Снеговик»
Объемное моделирование «Елочка»
Лепка «Посуда из колец»
Мозаика «Зимнее дерево»
Оригами «Лиса и колобок»
Оригами «Лиса и колобок»
Изготовление подарка для папы к 23 февраля.
Изготовление подарка (открытка) для мамы к 8 марта.
47

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Дата план Дата
факт

Оригами. Птица.

1

Лепка. Весенние цветы.

1

Аппликация «Весенняя композиция»

1

Аппликация «Весенняя композиция.

1

Аппликация «Ракета в космосе»

1

Плыви, плыви кораблик (оригами из бумаги)

1

Коллективная работа «Весенняя полянка»

1

Коллективная работа «Панно из наших ладошек»

1

Календарно-тематическое планирование. «Умелые ручки» 2-й год
обучения.
№

Дата по
плану

Дата
факт.

Тема занятия

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Вводное занятие. ТБ
Знакомство с оригами.«Ёлочка»
Оригами «Берёзка и осинка».
Коллективное панно «Осень».
Обрывная аппликация «Цветы».
Аппликация (прорезная) «Цветы в вазе».

7.
8.

Контурная мозаика «Осеннее дерево».
Симметричное вырезание путём сложения в
несколько слоёв «Снежинки».
Коллективное панно «Танец снежинок».

9.
10.

Аппликация «Снеговики и ёлки» Использование
ранее изученных приёмов работы с бумагой в
составлении композиции.
48

11.

12.
13.

14.
15.
16.
17.
18.

19.
20.
21.

Конструирование ёлочных игрушек на основе
склеивания одинаковых геометрических фигур.
«Шарик»
Ёлочные
игрушки
из
полосок
бумаги
«Фонарик».
1.Знакомство с новым пластичным и объёмным
материалом – пластилином. Правила техники
безопасности «Рисунок на пластилине».
Способ
скатывания
жгутиков.
Рисунок
жгутиками из пластилина.
Лепка предметов из отдельных частей
«Домашние животные».
Пластилиновая живопись «Скалярия».
5.Коллективная композиция «Снеговики и
ёлки».
Изготовление
поделок
из
фантиков.
Использование различных приёмов складывания
«Бабочки».
Работа с нитками. Изготовление кисточек.
Правила работы с ножницами.
Поздравительная
открытка
к
8
марта.
Аппликация из фантиков и ниток на бумаге.
Художественное
конструирование
из
природного материала «Лесная полянка».

22.

Аппликация «Птицы прилетели». Изготовление
моделей птиц из геометрических фигур.

23.

Моделирование на плоскости из геометрических
фигур «Клоуны».
Моделирование на плоскости из геометрических
фигур «Цветы».
Знакомство с мозаикой. Изготовление рисунка
«Собачки».
Геометрическая мозаика. Изготовление рисунка
на фоне вазы.
Лепка из бумаги «Игрушка-Мишка».
Организация выставки

24.
25.
26.
27.
28.

49

Список литературы.

«Математика» Рабочие тетради дошкольника. Для детей 5-6 лет. «Солнечные
ступеньки»
«Подготовка к письму» Рабочие тетради дошкольника. «Солнечные ступеньки»
Егупова В.А. «Изучаю мир вокруг». Для детей 5-6 лет. Эксмо.
Н. Липская «Изучаю мир вокруг». Для детей 6-7 лет. Эксмо.
Егупова В.А. «Хочу читать». Для детей 5-6 лет. Эксмо
Н.В. Володина. «Пишу буквы». Для детей 5-6 лет. Эксмо
Н.В. Володина. «Пишу красиво». Для детей 6-7 лет. Эксмо.
Н.В. Володина. «Считаю и решаю». Для детей 5-6 лет. Эксмо, 2020.
Рабочие тетради дошкольника «Обучение грамоте» («Солнечные ступеньки»)
С.В. Пятак «Узнаю звуки и буквы». Для детей 4-5 лет. Эксмо.
С.В. Пятак «Читаю слова и предложения». Для детей 6-7 лет. Эксмо.
Т.В. Сорокина. «Занимаюсь математикой». Для детей 6-7 лет. Эксмо.
50

Н. А. Федосова, Е. В. Коваленко, И. А. Дядюнова и др. Программа по
подготовке к школе детей 5–7 лет
.С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина др. Школа для дошколят. Развиваем память. ООО
изд. РОСМЕН – ПРЕСС
Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация
«Фёдоров», Издательство «Учебная литература»
Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки творчества – Самара: Корпорация
«Фёдоров», Издательство «Учебная литература»
С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара:
Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература»
Т.Н. Проснякова Творческая мастерская – Самара: Корпорация «Фёдоров»,
Издательство «Учебная литература»,
Г.И. Долженко. 100 поделок из бумаги - Ярославль: Академия развития
Сайт Страна Мастеров http://stranamasterov.ru
Сайт Всё для детей http://allforchildren.ru

51


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».