РП Акробатика 24-25

Пояснительная записка
Рабочая программа секции «Акробатика» разработана на основе
примерной программы по предмету «Физическая культура»; программы
«Физическая культура» (1-4 класс) автора А.П.Матвеева, изд. М.
«Просвещение», 2011 год; программы «Акробатика для всех» В.В.Козлова,
изд.М. «Владос», 2003 г.
За последние годы динамика здоровья детей характеризуется
неблагоприятными тенденциями. Это объясняется экономическими
трудностями, ростом социальной напряженности и другими факторами.
Стресс и подверженность различным заболеваниям стали постоянными
спутниками жизни старшего и подрастающего поколения. Недостаточная
двигательная активность детей на уроках физической культуры в школах
делает дополнительные занятия в секциях, кружках и студиях просто
необходимыми. Система дополнительного образования детей, получившая
широкое развитие в нашей стране, приоритетной задачей ставит физическое
развитие и духовно-нравственное воспитание детей. Поэтому комфортные
условия ребенка в семье, в учебном заведении, в группе формального
общения – важно для социальной защищенности детей, формирования
здорового образа жизни.
Программа «Акробатика» соответствует современным требованиям
педагогики, психологии, физиологии, теории физической культуры,
раскрывает содержание деятельности танцевально-акробатической студии.
Образовательная программы «Акробатика» » создана для реализации в
МБОУ «Школа № 27с углубленным изучением отдельных предметов».
Новизна. Состоит в том, что в ней большое внимание уделяется
обучению детей не только основнымэлементам акробатики, но и
формированию компетенций в области обеспечения безопасной
жизнедеятельности.
Актуальность. Тема здоровья и физического развития детей была, есть
и будет актуальной во все время.Акробатика привлекает детей своей
доступностью. Прежде всего, акробатикой можно заниматься с 4 лет и до
пожилого возраста. Это объясняется большим диапазоном сложности
упражнений – от простейших до чрезвычайно трудных. Для занятий не
требуются сложные снаряды, заниматься можно и в зале, и на стадионе, и на
лужайке. Выполнение акробатических упражнений благотворно влияет на
рост и физическое развитие детей.
Выполнение акробатических упражнений способствует развитию силы,
ловкости, гибкости, быстроты реакций, ориентировки в пространстве,
совершенствованию вестибулярного аппарата, укреплению мышц и связок

суставов, особенно голеностопного, плечевого, тазобедренного и
лучезапястного. Акробатические занятия разносторонне воздействуют на
организм детей. При выполнении упражнений вниз головой осуществляется
массаж внутренних органов.
Педагогическая целесообразность. Программы обоснована её
ориентацией на поддержку каждого воспитанника в его самопродвижении
по индивидуальной траектории обучения.
Разработка данной программы вызвана необходимостью коррекции и
укрепления здоровья воспитанников, их разностороннего физического
развития и совершенствования физической подготовки.
Весь учебный материал программы распределён в соответствии с
возрастным принципом комплектования групп и рассчитан на
последовательное расширение области теоретических знаний и практических
умений и навыков.
Программа носит системный характер, включает в себя диагностику и
анализ состояния здоровья и способностей ребёнка, т.е. является гибкой,
отвечает возрастным особенностям и индивидуальным потребностям
воспитанников.
Цель образовательной программы - углубленное обучение детей
акробатике в доступной для них форме
Оздоровительные задачи:
- способствовать формированию опорно-двигательного аппарата,
правильной осанки и навыков координации движений;
- содействовать развитию адаптационных возможностей и улучшению
работоспособности детского организма.
Образовательные задачи:
- обеспечить осознанное овладение движениями, развивать
самоконтроль
и самооценку при выполнении физических упражнений;
- формировать правильные двигательные умения и навыки выполнения
отдельных двигательных действий, развивать умение быстро переходить от
выполнения одних движений к другим;
- содействовать развитию пространственных ориентировок в статике и
динамике;
- способствовать воспитанию скоростно-силовых качеств, гибкости,
силы, ловкости, выносливости, прыгучести и т.д.
Воспитательные задачи:
- вызывать и поддерживать интерес к двигательной активности;

- воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками в
совместной двигательной деятельности;
- побуждать к проявлению настойчивости при достижении конечного
результата, стремления к качественному выполнению движений;
- способствовать развитию творческих способностей детей, духовному,
нравственному и физическому совершенствованию.
При
организации
образовательного
процесса
используются
следующие принципы:
1. Общепедагогические
принципы: воспитывающего
обучения,
сознательности
и
активности
занимающихся,
наглядности
и
систематичности, доступности и индивидуализации, прочности и
прогрессирования.
2. Спортивные: направленности на спортивные достижения, единства
всех сторон подготовки, постепенности повышения требований.
В работе применяются следующие методы обучения:
Наглядный – при выполнении упражнений ориентация на образец,
копирование предложенного образца.
Словесный и наглядный – объяснение и показ упражнений.
Словесный - объяснение, после которого следует самостоятельное
выполнение упражнений.
Практический - самостоятельное
составление
и выполнение
упражнений.
Учёт состояния здоровья и возрастных особенностей играет важную
роль в развитии двигательных качеств. Поэтому при поступлении ребёнка в
объединение
учитываются
некоторые
объективные,
медицинские
противопоказания к занятиям акробатикой:

заболевания центральной и периферической нервной системы;

заболевания, деформация костей и суставов;

ревматические и врожденные пороки сердца.
Следовательно, запись в группу производиться с разрешения врача, а в
течение всего периода обучения осуществляется контроль за состоянием
здоровья и физического развития детей педагогом.
По каждому году обучения определены цели и задачи, даны зачётные
требования по физической культуре подготовленности занимающихся
Настоящая программа по акробатике рассчитана на год.
Акробатические упражнения весьма универсальны и доступны как
средство индивидуальных занятий физической культурой в школе.
Акробатика позволяет поддержать необходимый уровень развития целого
ряда двигательных качеств и способностей, связанных с выполнением

прыжков, вращений, равновесий. Акробатика – ценное средство развития
смелости, решительности, ловкости. Обучающимся (воспитанникам)
предлагаются занятия прыжковой акробатикой наряду с освоением основ
хореографии и танца.
Музыкальное сопровождение на занятиях акробатикой развивает
музыкальных слух, чувство ритма, согласованность движений с музыкой.
Элементы танца расширяют общий кругозор занимающихся, знакомят с
народным творчеством, развивают у них любовь к искусству своего народа,
народов мира. Они способствуют развитию координации движений
ритмичности, раскрепощённости, эмоциональности, совершенствованию
двигательных качеств.
Программа пропагандирует здоровый образ жизни и служит средством
профилактики и коррекции здоровья. Особое внимание уделяется
формированию правильной осанки, воспитанию и развитию основных
физических качеств в процессе освоения акробатических упражнений.
Оздоровительные и воспитательные задачи решаются в неразрывной
связи с образовательными.
Занятия акробатикой предполагают теоретическую и практическую
подготовку. Техника освоения упражнений состоит из следующих этапов:
объяснение, сопровождаемое рисунком, детальный показ, выполнение с
помощью и страховкой, разбор типичных ошибок.
Результативность обучения достигается внедрением следующих
педагогических технологий: технология сотрудничества, групповая,
технология индивидуализации обучения. В обучении имеют место
традиционные и нетрадиционные типы занятий (смотр знаний,
показательные выступления, соревнования). Опираясь на уровень
физической подготовленности детей, их природные данные, в процессе
систематических занятий достигается переход детей на более высокую
ступень физического совершенствования.
Возраст детей 6-10 лет.
Сроки реализации программы –3 года.
I год - начальное обучение. Набор в группы детей 6-10 лет;
II год – формирование и закрепления основных двигательных навыков и
умений;
III год – углубленное усвоение акробатических элементов, подготовка к
выступлениям на концертах и праздниках.
Наполняемость группы 12-20 обучающихся (воспитанников), занятия
кружка проводятся 2 раза в неделю, 8 раз в месяц. Дни и время занятий
выбирается в зависимости от учебной нагрузки и в соответствии с
расписанием непрерывной образовательной деятельности.

Продолжительность образовательного процесса одного занятия 40
минут для 1 года обучения, 45 минут - 2,3 год обучения (по одному
академическому часу).
В зависимости от индивидуальных способностей обучающихся
(воспитанников) материал может быть сокращён или дополнен.
Формы и режим занятий.
Формы проведения занятий разнообразны: фронтальная (работа со всеми
одновременно), групповая (разделение детей на группы для выполнения
определённой работы). Однако при отработке технических действий часто
применяется
индивидуальная
форма
занятий
(ребёнку
даётся
самостоятельное задание с учётом его возможностей).
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
В процессе занятий акробатикой по данной образовательной программе,
предполагается получение следующих результатов:
 укрепление здоровья воспитанников;
 овладение детьми акробатическими упражнениями;
 овладение
пространственными ориентировками в статике и динамике;
 проявление устойчивого
интереса и потребности в регулярных
занятиях акробатикой;
 наличие волевых качеств: целеустремлённости, настойчивости, решительности, самостоятельности и инициативы;
 повышение уровня физической подготовки.
 соблюдают правила безопасности занятий акробатикой.
 после
проведения обучения предполагается овладение детьми,
определенными знаниями, умениями, навыками.
 выявление и осознание ребенком своих способностей.
 умение владеть своим телом.
 умение
выполнять упражнения самостоятельно, без помощи
инструктора, уверенно, четко и осознанно
 уменьшается процент заболеваемости.
Форма освоения программы.
Форма освоения программы проводится
2 раза в учебнотренировочном году (декабрь и апрель) сдачи нормативов на уровне ГТО.

II. Учебно-тематическое планирование.
1 год обучения
№
п/п

Количество часов
Наименование темы

Всего

Теоретичес
кие занятия

Практические
занятия

1

Общие сведения об акробатике

1

1

0

2

Упражнения на развитие гибкости

9

1

8

3

Упражнения на развитие ловкости
и координации

9

1

8

4.

Упражнения
осанки

9

1

9

5.

Акробатические упражнения

28

3

25

56

7

49

ИТОГО







на

формирование

К концу реализации программы по акробатике дети должны:
Уметь правильно выполнять акробатические упражнения;
Запомнить последовательность упражнений в акробатической
комбинации;
Уметь владеть своим телом;
Уметь легко выполнять упражнения;
Научиться чувствовать себя уверенно при выполнении упражнений.
III.Содержание учебного предмета

I.Общие сведения об акробатике (3 часа)
Краткий обзор развития акробатики в России
Гимнастическая терминология
Меры предупреждения травм на занятии по акробатике
II.Упражнения на развитие гибкости (11 часов)
Ходьба в приседе;
Наклоны вперёд, назад, вправо, влево;
Выпады и полушпагаты;
Высокие взмахи поочерёдно и попеременно правой и левой ногой;
Широкие стойки на ногах;
Комплексы ОРУ, включающие максимальное сгибание туловища (в стойках
и седах);
Тестовые упражнения по оценке гибкости и подвижности в суставах;
Индивидуальные комплексы физических упражнений по развитию гибкости.
III.Упражнения на развитие ловкости и координации (11 часов)

Произвольное преодоление простых препятствий;
Ходьба по гимнастической скамейке;
Воспроизведение заданной игровой позы;
Жонглирование малыми предметами;
Преодоление полос препятствий, включающих висы, упоры, простые
прыжки, перелезание через горку матов и т.д.;
Упражнения на переключение внимания и чувственного контроля с одних
участков тела на другие;
Равновесия типа «ласточка»;
Передвижения на носках, с поворотами и подскоками;
Передвижения шагом, бегом, прыжками в разных направлениях по
намеченным ориентирам.
IV.Упражнения на формирование осанки (11 часов)
Упражнения на проверку осанки;
Ходьба на носках;
Ходьба с заданной осанкой;
Ходьба под музыкальное сопровождение;
Танцевальные упражнения;
Комплексы упражнений на контроль осанки в движении;
Упражнения для укрепления и коррекции мышечного корсета;
Жонглирование на ограниченной опоре;
Комплексы упражнений на чередование напряжения и расслабления мышц
отдельных участков тела.
V.Акробатические упражнения (31 часов)
Упоры (присев, лёжа, согнувшись)
Седы (на пятках, углом)
Группировка, перекаты в группировке
Стойка на лопатках (согнув и выпрямив ноги)
Кувырок вперёд (назад)
«мост» из положения лёжа на спине, «шпагаты» и складки
Элементы танцевальной и хореографической подготовки
Парная акробатика: хваты, основы балансирования, силовые упражнения,
пирамидковые упражнения
Начальное обучение акробатическим прыжкам.





IV. Методическое обеспечение
Наглядные пособия.
Музыкальный центр.
Стенка гимнастическая

Скамейка гимнастическая
 Комплект навесного оборудования
 Мячи: малый (мягкий), баскетбольные, резиновые.
 Скакалка детская
 Маты гимнастические
 Обручи пластиковые
 Флажки
 Ленты гимнастические
 Модули
 Контейнер с комплектом игрового инвентаря
Оснащение зала для физкультурных занятий:
 игровая зона;
 зона обучения;
 тренажёрный уголок;
зона стационарного и мобильного физкультурного оборудования;
 рабочая зона инструктора по физической культуре;
 зона хранения дополнительного и вспомогательного материала.


V. Учебно – методическое обеспечение
1. В.В.Козлов «Физическое воспитание детей «Акробатика»», изд.М.
ВЛАДОС, 2003 г.
2. В.П.Коркин «Акробатика», изд. М. «Физкультура и спорт», 1990 г.
3. Примерная программа по предмету «Физическая культура»;
программы «Физическая культура» (1-4 класс) автора А.П.Матвеева, изд. М.
«Просвещение», 2011 год

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель МС

Директор МАОУ «Школа № 27 с
углубленным изучением отдельных
предметов» ГО г.Уфа РБ

_________/________________
протокол № _____
от___________________2024г.

__________А.Г.Ягудина
приказ №______от___________2024г.

Календарно-тематическое планирование
дополнительного образования секции

«Акробатика»

Составлена на основе примерной программы
по предмету «Физическая культура»;
программы «Физическая культура» (1-4 класс)
автора А.П.Матвеева, изд. М. «Просвещение»,
2011 год; программы «Акробатика для всех»
В.В.Козлова, изд.М. «Владос», 2003 г.

Уфа 2024

Календарно-тематическое планирование
№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество
часов

I. Общие сведения о гимнастике (1 часа)
1.

Краткий обзор развития гимнастики в
России. Меры предупреждения травм на
занятии по гимнастике

1

II.Упражнения на развитие гибкости (9 часов)
2

Тестовые упражнения по оценке
гибкости и подвижности в суставах

1

3

Наклоны туловища

1

4

Выпады в стороны и вперёд

1

5

Полушпагат

1

6

Шпагат

1

7

Развитие подвижности в плечевых
суставах

1

8

Развитие гибкости позвоночника

1

9

Развитие подвижности в тазобедренных
суставах

1

10

Тестовые упражнения по оценке
гибкости и подвижности

1

III.Упражнения на развитие ловкости и координации (9 часов)
11

Преодоление простых препятствий

1

12

Передвижения по гимнастической
скамейке

1

13

Жонглирование малыми предметами

1

14

Преодоление полосы препятствий

1

15

Упражнения на переключение внимания

1

16

Упражнения на равновесие

1

17

Упражнения на координацию движения

1

18

Передвижения на носках, с поворотами и
подскоками

1

19

Тест «Прыжок в длину с места»

1

IV.Упражнения на формирование осанки (9 часов)
20

Упражнения на проверку осанки

1

21

Ходьба на носках

1

22

Ходьба с заданной осанкой

1

23

Комплексы упражнений на контроль
осанки в движении

1

Дата
проведения
занятия

Примечание

24

Упражнения для укрепления и
коррекции мышечного корсета

1

25

Жонглирование на ограниченной опоре

1

26-27

Комплексы упражнений на чередование
напряжения и расслабления мышц
отдельных участков тела

2

28

Упражнения с удержанием предмета на
голове

1

V.Акробатические упражнения (28 часов)
29

Упор, присев

1

30

Упор, лёжа

1

31

Упор, согнувшись

1

32

Сед на пятках

1

33

Сед углом

1

34

Группировка

1

35

Перекаты. Акробатические связки

1

36

Стойка на лопатках, согнув ноги

1

37

Стойка на лопатках, выпрямив ноги

1

38

Кувырок вперёд. Акробатические связки

1

39

Кувырок назад. Акробатические связки

1

40

Мост из положения лёжа на спине

1

41

Шпагаты: левый, правый

1

42

Шпагат прямой. Акробатические связки

1

43

Элементы танцевальной и
хореографической подготовки

1

44

Парная акробатика: хваты

1

45

Парная акробатика: основы
балансирования

1

46

Парная акробатика: силовые упражнения

1

47-48

Поддержки. Переворот боком «колесо»

2

49-50

Упоры в парах. Акробатические
элементы

2

51-52

Стойки в парах. Акробатические прыжки

2

53-54

Равновесие в парах. Тест «Угол в упоре»

2

55

Пирамидковые упражнения. Тест
«Подтягивание в висе на высокой
перекладине (М0, на низкой перекладине
(Д)»

1

56

Построение пирамиды. Акробатические
прыжки. Переворот боком
«колесо».Рондат

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».