Пояснительная записка Рабочая программа секции «Акробатика» разработана на основе примерной программы по предмету «Физическая культура»; программы «Физическая культура» (1-4 класс) автора А.П.Матвеева, изд. М. «Просвещение», 2011 год; программы «Акробатика для всех» В.В.Козлова, изд.М. «Владос», 2003 г. За последние годы динамика здоровья детей характеризуется неблагоприятными тенденциями. Это объясняется экономическими трудностями, ростом социальной напряженности и другими факторами. Стресс и подверженность различным заболеваниям стали постоянными спутниками жизни старшего и подрастающего поколения. Недостаточная двигательная активность детей на уроках физической культуры в школах делает дополнительные занятия в секциях, кружках и студиях просто необходимыми. Система дополнительного образования детей, получившая широкое развитие в нашей стране, приоритетной задачей ставит физическое развитие и духовно-нравственное воспитание детей. Поэтому комфортные условия ребенка в семье, в учебном заведении, в группе формального общения – важно для социальной защищенности детей, формирования здорового образа жизни. Программа «Акробатика» соответствует современным требованиям педагогики, психологии, физиологии, теории физической культуры, раскрывает содержание деятельности танцевально-акробатической студии. Образовательная программы «Акробатика» » создана для реализации в МБОУ «Школа № 27с углубленным изучением отдельных предметов». Новизна. Состоит в том, что в ней большое внимание уделяется обучению детей не только основнымэлементам акробатики, но и формированию компетенций в области обеспечения безопасной жизнедеятельности. Актуальность. Тема здоровья и физического развития детей была, есть и будет актуальной во все время.Акробатика привлекает детей своей доступностью. Прежде всего, акробатикой можно заниматься с 4 лет и до пожилого возраста. Это объясняется большим диапазоном сложности упражнений – от простейших до чрезвычайно трудных. Для занятий не требуются сложные снаряды, заниматься можно и в зале, и на стадионе, и на лужайке. Выполнение акробатических упражнений благотворно влияет на рост и физическое развитие детей. Выполнение акробатических упражнений способствует развитию силы, ловкости, гибкости, быстроты реакций, ориентировки в пространстве, совершенствованию вестибулярного аппарата, укреплению мышц и связок суставов, особенно голеностопного, плечевого, тазобедренного и лучезапястного. Акробатические занятия разносторонне воздействуют на организм детей. При выполнении упражнений вниз головой осуществляется массаж внутренних органов. Педагогическая целесообразность. Программы обоснована её ориентацией на поддержку каждого воспитанника в его самопродвижении по индивидуальной траектории обучения. Разработка данной программы вызвана необходимостью коррекции и укрепления здоровья воспитанников, их разностороннего физического развития и совершенствования физической подготовки. Весь учебный материал программы распределён в соответствии с возрастным принципом комплектования групп и рассчитан на последовательное расширение области теоретических знаний и практических умений и навыков. Программа носит системный характер, включает в себя диагностику и анализ состояния здоровья и способностей ребёнка, т.е. является гибкой, отвечает возрастным особенностям и индивидуальным потребностям воспитанников. Цель образовательной программы - углубленное обучение детей акробатике в доступной для них форме Оздоровительные задачи: - способствовать формированию опорно-двигательного аппарата, правильной осанки и навыков координации движений; - содействовать развитию адаптационных возможностей и улучшению работоспособности детского организма. Образовательные задачи: - обеспечить осознанное овладение движениями, развивать самоконтроль и самооценку при выполнении физических упражнений; - формировать правильные двигательные умения и навыки выполнения отдельных двигательных действий, развивать умение быстро переходить от выполнения одних движений к другим; - содействовать развитию пространственных ориентировок в статике и динамике; - способствовать воспитанию скоростно-силовых качеств, гибкости, силы, ловкости, выносливости, прыгучести и т.д. Воспитательные задачи: - вызывать и поддерживать интерес к двигательной активности; - воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками в совместной двигательной деятельности; - побуждать к проявлению настойчивости при достижении конечного результата, стремления к качественному выполнению движений; - способствовать развитию творческих способностей детей, духовному, нравственному и физическому совершенствованию. При организации образовательного процесса используются следующие принципы: 1. Общепедагогические принципы: воспитывающего обучения, сознательности и активности занимающихся, наглядности и систематичности, доступности и индивидуализации, прочности и прогрессирования. 2. Спортивные: направленности на спортивные достижения, единства всех сторон подготовки, постепенности повышения требований. В работе применяются следующие методы обучения: Наглядный – при выполнении упражнений ориентация на образец, копирование предложенного образца. Словесный и наглядный – объяснение и показ упражнений. Словесный - объяснение, после которого следует самостоятельное выполнение упражнений. Практический - самостоятельное составление и выполнение упражнений. Учёт состояния здоровья и возрастных особенностей играет важную роль в развитии двигательных качеств. Поэтому при поступлении ребёнка в объединение учитываются некоторые объективные, медицинские противопоказания к занятиям акробатикой: заболевания центральной и периферической нервной системы; заболевания, деформация костей и суставов; ревматические и врожденные пороки сердца. Следовательно, запись в группу производиться с разрешения врача, а в течение всего периода обучения осуществляется контроль за состоянием здоровья и физического развития детей педагогом. По каждому году обучения определены цели и задачи, даны зачётные требования по физической культуре подготовленности занимающихся Настоящая программа по акробатике рассчитана на год. Акробатические упражнения весьма универсальны и доступны как средство индивидуальных занятий физической культурой в школе. Акробатика позволяет поддержать необходимый уровень развития целого ряда двигательных качеств и способностей, связанных с выполнением прыжков, вращений, равновесий. Акробатика – ценное средство развития смелости, решительности, ловкости. Обучающимся (воспитанникам) предлагаются занятия прыжковой акробатикой наряду с освоением основ хореографии и танца. Музыкальное сопровождение на занятиях акробатикой развивает музыкальных слух, чувство ритма, согласованность движений с музыкой. Элементы танца расширяют общий кругозор занимающихся, знакомят с народным творчеством, развивают у них любовь к искусству своего народа, народов мира. Они способствуют развитию координации движений ритмичности, раскрепощённости, эмоциональности, совершенствованию двигательных качеств. Программа пропагандирует здоровый образ жизни и служит средством профилактики и коррекции здоровья. Особое внимание уделяется формированию правильной осанки, воспитанию и развитию основных физических качеств в процессе освоения акробатических упражнений. Оздоровительные и воспитательные задачи решаются в неразрывной связи с образовательными. Занятия акробатикой предполагают теоретическую и практическую подготовку. Техника освоения упражнений состоит из следующих этапов: объяснение, сопровождаемое рисунком, детальный показ, выполнение с помощью и страховкой, разбор типичных ошибок. Результативность обучения достигается внедрением следующих педагогических технологий: технология сотрудничества, групповая, технология индивидуализации обучения. В обучении имеют место традиционные и нетрадиционные типы занятий (смотр знаний, показательные выступления, соревнования). Опираясь на уровень физической подготовленности детей, их природные данные, в процессе систематических занятий достигается переход детей на более высокую ступень физического совершенствования. Возраст детей 6-10 лет. Сроки реализации программы –3 года. I год - начальное обучение. Набор в группы детей 6-10 лет; II год – формирование и закрепления основных двигательных навыков и умений; III год – углубленное усвоение акробатических элементов, подготовка к выступлениям на концертах и праздниках. Наполняемость группы 12-20 обучающихся (воспитанников), занятия кружка проводятся 2 раза в неделю, 8 раз в месяц. Дни и время занятий выбирается в зависимости от учебной нагрузки и в соответствии с расписанием непрерывной образовательной деятельности. Продолжительность образовательного процесса одного занятия 40 минут для 1 года обучения, 45 минут - 2,3 год обучения (по одному академическому часу). В зависимости от индивидуальных способностей обучающихся (воспитанников) материал может быть сокращён или дополнен. Формы и режим занятий. Формы проведения занятий разнообразны: фронтальная (работа со всеми одновременно), групповая (разделение детей на группы для выполнения определённой работы). Однако при отработке технических действий часто применяется индивидуальная форма занятий (ребёнку даётся самостоятельное задание с учётом его возможностей). Ожидаемые результаты и способы их проверки. В процессе занятий акробатикой по данной образовательной программе, предполагается получение следующих результатов: укрепление здоровья воспитанников; овладение детьми акробатическими упражнениями; овладение пространственными ориентировками в статике и динамике; проявление устойчивого интереса и потребности в регулярных занятиях акробатикой; наличие волевых качеств: целеустремлённости, настойчивости, решительности, самостоятельности и инициативы; повышение уровня физической подготовки. соблюдают правила безопасности занятий акробатикой. после проведения обучения предполагается овладение детьми, определенными знаниями, умениями, навыками. выявление и осознание ребенком своих способностей. умение владеть своим телом. умение выполнять упражнения самостоятельно, без помощи инструктора, уверенно, четко и осознанно уменьшается процент заболеваемости. Форма освоения программы. Форма освоения программы проводится 2 раза в учебнотренировочном году (декабрь и апрель) сдачи нормативов на уровне ГТО. II. Учебно-тематическое планирование. 1 год обучения № п/п Количество часов Наименование темы Всего Теоретичес кие занятия Практические занятия 1 Общие сведения об акробатике 1 1 0 2 Упражнения на развитие гибкости 9 1 8 3 Упражнения на развитие ловкости и координации 9 1 8 4. Упражнения осанки 9 1 9 5. Акробатические упражнения 28 3 25 56 7 49 ИТОГО на формирование К концу реализации программы по акробатике дети должны: Уметь правильно выполнять акробатические упражнения; Запомнить последовательность упражнений в акробатической комбинации; Уметь владеть своим телом; Уметь легко выполнять упражнения; Научиться чувствовать себя уверенно при выполнении упражнений. III.Содержание учебного предмета I.Общие сведения об акробатике (3 часа) Краткий обзор развития акробатики в России Гимнастическая терминология Меры предупреждения травм на занятии по акробатике II.Упражнения на развитие гибкости (11 часов) Ходьба в приседе; Наклоны вперёд, назад, вправо, влево; Выпады и полушпагаты; Высокие взмахи поочерёдно и попеременно правой и левой ногой; Широкие стойки на ногах; Комплексы ОРУ, включающие максимальное сгибание туловища (в стойках и седах); Тестовые упражнения по оценке гибкости и подвижности в суставах; Индивидуальные комплексы физических упражнений по развитию гибкости. III.Упражнения на развитие ловкости и координации (11 часов) Произвольное преодоление простых препятствий; Ходьба по гимнастической скамейке; Воспроизведение заданной игровой позы; Жонглирование малыми предметами; Преодоление полос препятствий, включающих висы, упоры, простые прыжки, перелезание через горку матов и т.д.; Упражнения на переключение внимания и чувственного контроля с одних участков тела на другие; Равновесия типа «ласточка»; Передвижения на носках, с поворотами и подскоками; Передвижения шагом, бегом, прыжками в разных направлениях по намеченным ориентирам. IV.Упражнения на формирование осанки (11 часов) Упражнения на проверку осанки; Ходьба на носках; Ходьба с заданной осанкой; Ходьба под музыкальное сопровождение; Танцевальные упражнения; Комплексы упражнений на контроль осанки в движении; Упражнения для укрепления и коррекции мышечного корсета; Жонглирование на ограниченной опоре; Комплексы упражнений на чередование напряжения и расслабления мышц отдельных участков тела. V.Акробатические упражнения (31 часов) Упоры (присев, лёжа, согнувшись) Седы (на пятках, углом) Группировка, перекаты в группировке Стойка на лопатках (согнув и выпрямив ноги) Кувырок вперёд (назад) «мост» из положения лёжа на спине, «шпагаты» и складки Элементы танцевальной и хореографической подготовки Парная акробатика: хваты, основы балансирования, силовые упражнения, пирамидковые упражнения Начальное обучение акробатическим прыжкам. IV. Методическое обеспечение Наглядные пособия. Музыкальный центр. Стенка гимнастическая Скамейка гимнастическая Комплект навесного оборудования Мячи: малый (мягкий), баскетбольные, резиновые. Скакалка детская Маты гимнастические Обручи пластиковые Флажки Ленты гимнастические Модули Контейнер с комплектом игрового инвентаря Оснащение зала для физкультурных занятий: игровая зона; зона обучения; тренажёрный уголок; зона стационарного и мобильного физкультурного оборудования; рабочая зона инструктора по физической культуре; зона хранения дополнительного и вспомогательного материала. V. Учебно – методическое обеспечение 1. В.В.Козлов «Физическое воспитание детей «Акробатика»», изд.М. ВЛАДОС, 2003 г. 2. В.П.Коркин «Акробатика», изд. М. «Физкультура и спорт», 1990 г. 3. Примерная программа по предмету «Физическая культура»; программы «Физическая культура» (1-4 класс) автора А.П.Матвеева, изд. М. «Просвещение», 2011 год РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО Руководитель МС Директор МАОУ «Школа № 27 с углубленным изучением отдельных предметов» ГО г.Уфа РБ _________/________________ протокол № _____ от___________________2024г. __________А.Г.Ягудина приказ №______от___________2024г. Календарно-тематическое планирование дополнительного образования секции «Акробатика» Составлена на основе примерной программы по предмету «Физическая культура»; программы «Физическая культура» (1-4 класс) автора А.П.Матвеева, изд. М. «Просвещение», 2011 год; программы «Акробатика для всех» В.В.Козлова, изд.М. «Владос», 2003 г. Уфа 2024 Календарно-тематическое планирование № п/п Наименование раздела, темы Количество часов I. Общие сведения о гимнастике (1 часа) 1. Краткий обзор развития гимнастики в России. Меры предупреждения травм на занятии по гимнастике 1 II.Упражнения на развитие гибкости (9 часов) 2 Тестовые упражнения по оценке гибкости и подвижности в суставах 1 3 Наклоны туловища 1 4 Выпады в стороны и вперёд 1 5 Полушпагат 1 6 Шпагат 1 7 Развитие подвижности в плечевых суставах 1 8 Развитие гибкости позвоночника 1 9 Развитие подвижности в тазобедренных суставах 1 10 Тестовые упражнения по оценке гибкости и подвижности 1 III.Упражнения на развитие ловкости и координации (9 часов) 11 Преодоление простых препятствий 1 12 Передвижения по гимнастической скамейке 1 13 Жонглирование малыми предметами 1 14 Преодоление полосы препятствий 1 15 Упражнения на переключение внимания 1 16 Упражнения на равновесие 1 17 Упражнения на координацию движения 1 18 Передвижения на носках, с поворотами и подскоками 1 19 Тест «Прыжок в длину с места» 1 IV.Упражнения на формирование осанки (9 часов) 20 Упражнения на проверку осанки 1 21 Ходьба на носках 1 22 Ходьба с заданной осанкой 1 23 Комплексы упражнений на контроль осанки в движении 1 Дата проведения занятия Примечание 24 Упражнения для укрепления и коррекции мышечного корсета 1 25 Жонглирование на ограниченной опоре 1 26-27 Комплексы упражнений на чередование напряжения и расслабления мышц отдельных участков тела 2 28 Упражнения с удержанием предмета на голове 1 V.Акробатические упражнения (28 часов) 29 Упор, присев 1 30 Упор, лёжа 1 31 Упор, согнувшись 1 32 Сед на пятках 1 33 Сед углом 1 34 Группировка 1 35 Перекаты. Акробатические связки 1 36 Стойка на лопатках, согнув ноги 1 37 Стойка на лопатках, выпрямив ноги 1 38 Кувырок вперёд. Акробатические связки 1 39 Кувырок назад. Акробатические связки 1 40 Мост из положения лёжа на спине 1 41 Шпагаты: левый, правый 1 42 Шпагат прямой. Акробатические связки 1 43 Элементы танцевальной и хореографической подготовки 1 44 Парная акробатика: хваты 1 45 Парная акробатика: основы балансирования 1 46 Парная акробатика: силовые упражнения 1 47-48 Поддержки. Переворот боком «колесо» 2 49-50 Упоры в парах. Акробатические элементы 2 51-52 Стойки в парах. Акробатические прыжки 2 53-54 Равновесие в парах. Тест «Угол в упоре» 2 55 Пирамидковые упражнения. Тест «Подтягивание в висе на высокой перекладине (М0, на низкой перекладине (Д)» 1 56 Построение пирамиды. Акробатические прыжки. Переворот боком «колесо».Рондат 1