Пояснительная записка Одной из главных задач современной школы является планомерная и систематическая работа по формированию каллиграфически правильного письма. Эта задача наполняется еще более глубоким содержанием, так как, кроме достижения чисто учебных целей, сам процесс такого письма служит важным средством формирования грамотности, развития эстетических вкусов, речи, творческих способностей, волевых качеств младших школьников. Китайские специалисты утверждают, что занятия письмом положительно влияют на мозговую активность человека и продолжительность жизни. Так как акт письма самый трудоемкий и сложный, это развивает спину, плечи, пальцы, нервы. Процесс письма восстанавливает дыхание, развивает воображение, внимательность, наблюдательность, стимулирует работу мозга, развивает мелкую моторику. Каллиграфия продлевает жизнь. Нет таких болезней, которые не поддались бы излечению. Результаты показывают, что занятия каллиграфическим письмом способствуют расслаблению и эмоциональному спокойствию, выражающиеся в равномерном дыхании, замедлении пульса, снижении кровяного давления и уменьшении мускульного напряжения. Улучшаются: ответная реакция, способность к дифференциации и определению фигур, а также способность к ориентации в пространстве, снижается гиперактивность. В XIX веке в русской школе каллиграфии основной принцип образовательного процесса заключался в следующем: прежде чем заниматься науками, искусством и ремеслами, необходимо с помощью каллиграфии заложить крепкий фундамент – основу, состоящую из трёх важных элементов: терпения, умения работать и волевого импульса. Художники дают каллиграфии разнообразные поэтичные сравнения и определения. Одни видят в искусно прописанных буквах застывшую музыку и её ритм, другие – пластику танца. Овладение навыком письма - длительный и трудоёмкий процесс. Подобранные упражнения способствуют развитию мелкой моторики и координации движения руки, формированию навыков анализа, сравнения, распознавания, а также зрительного восприятия, произвольного внимания, творческих способностей. В период школьного обучения каллиграфия, прямо или косвенно, взаимодействует с другими дисциплинами. Это способствует выстраиванию устойчивых межпредметных связей. Дополнительная образовательная программа разработана для учащихся 1 – 4 классов. Цель программы: Формирование основ осознанного правильного каллиграфического письма. Задачи программы: Обучающие: Учить писать, правильно, красиво, аккуратно Формировать гигиену письма; умение ориентироваться на листе бумаги, умение проводить графический анализ буквы. Развивающие: Способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение). Развивать мелкую моторику пальцев рук, наблюдательность, культуру речи; творческое мышление и образное воображение, познавательные возможности детей. Воспитательные: Воспитывать прилежание, аккуратность, усидчивость, сдержанность, трудолюбие, положительного отношения к процессу письма. Прививать любовь к русскому языку, литературе, желание успешно учиться. Дополнительная образовательная программа «Каллиграфия» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Общая характеристика курса. Каллиграфия – это искусство писать чётким красивым почерком. Заглядывая в тетради учеников, мы с каждым разом всё больше и больше убеждаемся в том, что у большинства из них далеко не каллиграфический почерк. Каллиграфией дети начинают заниматься с первого класса и продолжают формировать каллиграфические навыки в последующих классах. Работа по каллиграфии начинается с первых дней поступления ребёнка в школу. Систематическое использование методов и приёмов обучению каллиграфии способствует совершенствованию и формированию общеучебных навыков младших школьников, которые необходимы им на протяжении всей учебной деятельности и изучения русского языка и других школьных дисциплин. Достижение цели по формированию графически правильного, чёткого, достаточного скорого письма зависит от решения многих задач, встающих перед учителем. Помимо общих задач работы со всем классом учитель ставит себе задачи по исправлению тех или иных недостатков при письме у отдельных учеников. Формирование навыка письма основывается на определённых принципах обучения. Принципы обучения каллиграфии включают как общедидактические, так и специфические принципы формирования графических навыков письма. Так, принцип наглядности, особенно важен в обучении каллиграфии. Он обеспечивается демонстрацией учителем процесса письма на доске и в тетрадях учеников, применением прописей и других пособий. Невозможно обучать каллиграфии, давая только устные знания, так как путь подражания почерку учителя и копирование образцов хорошего письма – один из основных путей формирования чёткого почерка. Очень важно, чтобы обучение графическим навыкам письма было сознательным. Учащиеся должны знать, как и в каком порядке пишется та или иная буква, как она соединяется с другими буквами; знать, зачем мы пишем с наклоном, и как получается наклон при письме, какой должна быть высота букв, как держать ручку, сидеть при письме. Сознательному усвоению графических навыков письма способствует также умение детей замечать и исправлять свои и чужие недочёты. Принцип повторности необходим для развития автоматизации навыков письма. В процессе упражнения всякий навык закрепляется и совершенствуется, приобретает точность и скорость. Но любое упражнение должно быть сознательным и эффективным. Обучение графическим навыкам письма обязательно проводится с учётом особенностей детей: развития восприятия, скорости движения, анатомического аппарата движения кисти и нервно – мышечного управления движениями со стороны центральной нервной системы. Особенности развития организма ребёнка учитываются при дозировке количества письменных упражнений и скорости их выполнения. Важно, чтобы обучение несколько опережало развитие детей и способствовало дальнейшему формированию. Это и предусматривает принцип постепенного нарастания трудностей – переход от простого к сложному, который происходит в процессе работы над формами букв. Непосредственно организация работы над формами букв называется в каллиграфии генетическим принципом. Обучая детей каллиграфии, учитель должен опираться на принцип учёта индивидуальных особенностей детей: хорошо знать способности детей к письму, учитывать особенности зрения, замечать отклонения в моторике. Такое знание возможностей учеников позволяет учителю правильно организовывать работу, подбирать индивидуальные задания ученикам, давать конкретные советы родителям. Работа по каллиграфии направлена на формирование двигательного навыка, поэтому опора на закономерности формирования данных навыков письма очень важна во время занятий, чтобы процесс письма был удобен для пишущего, и способствовал овладению наиболее прочными и скорыми движениями всех звеньев руки. Организация работы по каллиграфии направлена на совершенствование основных общеучебных навыков: грамотного письма, беглого и осознанного чтения, правильного написания элементов каллиграфии. Основные методические приёмы обучения каллиграфическим навыкам письма: 1) Первостепенное значение при обучении каллиграфии имеют показ учителем процесса письма и объяснение способов написания букв, слогов, слов, предложений во время этого показа. 2) Списывание учащимися с готового образца – прописей, образца учителя на доске или в тетради. Приём основан на том, что учащиеся подражают, воспроизводят об- разцы письма. 3) Копировальный способ следует применять ограниченно в связи с тем, что обведение образца осуществляется учащимися без достаточного осознания процесса письма и даже видения формы буквы. Важно, чтобы копирование осуществлялось как письмо правильными движениями, так как в противном случае копирование не даёт нужного эффекта и может привести к закреплению неправильных движений. 4) Воображаемое письмо, или письмо в воздухе заключается в опоре учащихся на двигательные ощущения и на зрительно воспринимаемый образец. 5) Анализ формы букв, который может осуществляться разными способами. Можно анализировать формы буквы, раскладывать её на составляющие, зрительно выделяемые элементы. 6) Письмо под счёт, или в такт счёту способствует выработке плавного, ритмичного письма в определённом темпе. Место курса в учебном плане. Дополнительная образовательная программа по каллиграфии рассчитана на проведение занятий с детьми 6-11 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю. По 45 минут каждое, 56 занятий в год, длительность изучения программы -3 года. Личностные, метапредметные и предметные результаты. Реализация дополнительной образовательной программы обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; принятие и освоение социальной роли обучающего, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; формирование умения понимать причины успеха / неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; использование знаково – символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно – следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий. Предметные: анализировать систему ориентиров на страницах прописей (точка начала движения, стрелка, указывающая направление движения) и следовать данным ориентирам. Составлять алгоритм предстоящих действий. Объяснять последовательность своих действий; писать буквы и их элементы кистью и тушью, шариковой ручкой, брашпеном. Анализировать деформированные буквы и цифры, определять недостающие элементы, реконструировать буквы; группировать буквы по разным основаниям: по наличию в них определённых элементов, по сходству, обозначаемых ими звуков; осознавать смысл написанного; контролировать написание, сравнивая его с предложенным образом. Принимать участие в обсуждении критериев для оценивания написанного. Оценивать собственное написание с учётом выработанных критериев (разборчивое, аккуратное начертание букв). Контроль и оценка планируемых результатов. Текущий: - прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения; - пооперационный, то есть, контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия; - рефлексивный, контроль, обращённый на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения; - контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом. Итоговый контроль в формах: - практические работы; - творческие работы учащихся; - конкурсы; - выставки. Самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего «знания – незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности. Содержание курса 1-й год обучения Раздел 1. Дневник путешественника На каждом занятии проводится: - пальчиковая гимнастика - массаж пальчиков Су-джок шариком - письмо росчерков и словарных слов в прописях «Чистописание и словарные слова» Л.Е.Тарасовой (1 разворот – 1 занятие) -письмо элементов букв, букв, слов тушью и синтетической кистью, выполнение творческих заданий в прописях Е. Станченко («Школа рисования и каллиграфии», https://kaplanschool.ru) по темам: № Наименование тем Кол-во часов На чём же писали? (История письма. Знакомство с основами работы кистью и тушью) 2 2 Кто быстрее, или бамбук? (Крючок, обратный крючок) 2 3 Рисунок или письмо? (Прямая линия кистью) 2 4 Какого цвета зебра? (Овалы, спирали) 3 5 Кого боится слон? (Закрепление изученных элементов) 3 6 Хозяин прерии. (Выносные элементы) 3 7 Такая большая Европа. (Ритм) 3 8 Почему он синий? (Закрепление изученного) 3 9 Обобщающее занятие по разделу 1 Итого по разделу 22ч 1 Раздел 2. По морям и океанам. На каждом занятии проводится: - пальчиковая гимнастика - массаж пальчиков Су-джок шариком - письмо росчерков и словарных слов в прописях «Чистописание и словарные слова» Л.Е.Тарасовой (1 разворот – 1 занятие) -письмо элементов букв, букв, слов тушью и синтетической кистью, выполнение творческих заданий в прописях Е. Станченко («Школа рисования и каллиграфии», https://kaplanschool.ru) по темам: № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Наименование тем Кто же он морской конёк? (Крючок. Строчные буквы И, Ш) Самая милая рыба. (Крючок. Строчные буквы Ц, Щ) Капитан Краб. (Овал. Строчные буквы О, А) Кто разлил чернила? (Строчные буквы Е, С) Милаха- черепаха. (Строчные буквы О, Б, Э) Звёздочка с неба в море свалилась. (Строчные буквы П, Т) Такие разные рыбы. (Строчные буквы Л, М) У кого голубая кровь (Строчные буквы Н, Ю) Обобщающее занятие по разделу Итого по разделу Кол-во часов 2 2 2 2 2 2 2 3 1 18ч Раздел 3. Полные паруса! На каждом занятии проводится: - пальчиковая гимнастика - массаж пальчиков Су-джок шариком - письмо росчерков и словарных слов в прописях «Чистописание и словарные слова» Л.Е.Тарасовой (1 разворот – 1 занятие) -письмо элементов букв, букв, слов тушью и синтетической кистью, выполнение творческих заданий в прописях Е. Станченко («Школа рисования и каллиграфии», https://kaplanschool.ru) по темам: № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Наименование тем Что в бутылке? (Строчные буквы Х, Ж) Полные паруса! (Строчные буквы В, Ф) Нас мало, но мы в тельняшках! (Строчные буквы Р, К) Кто такой Весёлый Роджер? (Строчные буквы У, Д) Встать на якорь! (Строчные буквы Ч, Я) Пиастры! Пиастры! (Строчные буквы Ь, Ъ, Ы) Доплыли! (Слова) Оформление альбома Итоговое занятие. Выставка творческих работ и прописей. Итого по разделу Кол-во часов 2 2 2 2 2 2 2 1 1 16ч 2-й год обучения Раздел 1. Каллиграфическое рисование брашпеном «Морские обитатели» На каждом занятии проводится: - пальчиковая гимнастика - массаж пальчиков Су-джок шариком - письмо росчерков и словарных слов в прописях «Чистописание и словарные слова» Л.Е.Тарасовой (1 разворот – 1 занятие) -письмо элементов букв, букв, слов брашпеном, выполнение творческих заданий в прописях В. Каплан («Школа рисования и каллиграфии», https://kaplanschool.ru) по темам: № Наименование тем Кол-во часов Вводное занятие 1 2 Морские звёзды 3 3 Рыба-угорь 3 4 Синий кит 3 5 Рак-отшельник 3 6 Осьминог 3 7 Медузы 3 8 Морская черепаха 3 9 Морские коньки 3 10 Итоговое занятие по разделу 2 Итого по разделу 27 1 Раздел 2. Каллиграфическое рисование «Волшебный лес». На каждом занятии проводится: - пальчиковая гимнастика - массаж пальчиков Су-джок шариком - письмо росчерков и словарных слов в прописях «Чистописание и словарные слова» Л.Е.Тарасовой (1 разворот – 1 занятие) -письмо элементов букв, букв, слов брашпеном, выполнение творческих заданий в прописях В. Каплан («Школа рисования и каллиграфии», https://kaplanschool.ru) по темам: № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Наименование тем Вводное занятие Протея Стрекоза Змея Птица Кролики Тигр Жуки Несуществующее животное Шмель Итоговое занятие по разделу Выставка творческих работ Итого по разделу 3-й год обучения Основы каллиграфии брашпеном На каждом занятии проводится: - пальчиковая гимнастика - массаж пальчиков Су-джок шариком Кол-во часов 1 3 3 3 3 3 3 3 3 3 1 1 30 -письмо элементов букв, букв, слов, предложений брашпеном, выполнение творческих заданий в прописях В. Каплан («Школа рисования и каллиграфии», https://kaplanschool.ru) по темам: № Наименование тем Кол-во часов Материалы и инструменты курса 1 2 Основной штрих в каллиграфии 1 3 Композиция «Штрих» 2 4 Базовое упражнение «Дуги» 1 5 Композиция «Дуги» 1 6 Полуовалы, овалы 1 7 Композиция «Овалы» 2 8 Строчные буквы и, й, п, т, ш 1 9 Строчные буквы н, г, к, ч, л, м 1 10 Композиция «Абракадабра» 2 11 Строчные буквы с, е, ё, э, о, х, ж 1 12 Строчные буквы а, ю, ъ, ь, ы 1 13 Композиция «Трансформатор» 2 14 Длинные штрихи. Базовые упражнения 1 15 Строчные буквы д, в, б, з, р, ф 1 16 Строчные буквы у, ц, щ, з 1 17 Композиция «Круг» 2 18 Алфавит из строчных букв 1 19 Пишем слова 2 20 Прописные буквы ЕЁЖЗЙ 1 21 Композиция «Паттерн» 2 22 Прописные буквы КЛМНО 1 23 Прописные буквы ПРСТ 1 24 Круговая композиция 2 25 Прописные буквы ШЩЦУЧ 1 26 Прописные буквы ХФЭЮЯ 1 27 Пишем имена 2 28 Открытка 2 29 Пишем скороговорки 2 30 Цифры 2 31 Флориши 1 32 Создаём свои флориши 2 33 Пишем слова с флоришами 2 34 Большая текстовая композиция 2 35 Плакат 2 1 36 Пишем названия месяцев 2 37 Календарь 2 38 Итоговое занятие 1 Итого по разделу 56 Календарно-тематическое планирование. 1 год обучения № Тема На чём же писали? (История письма. Знакомство с основами работы кистью и тушью) Кто быстрее, или бамбук? (Крючок, обратный крючок) Рисунок или письмо? (Прямая линия кистью) Какого цвета зебра? (Овалы, спирали) Кого боится слон? (Закрепление изученных элементов) Хозяин прерии. (Выносные элементы) Такая большая Европа. (Ритм) Почему он синий? (Закрепление изученного) Обобщающее занятие по разделу Кто же он морской конёк? (Крючок. Строчные буквы И, Ш) Самая милая рыба. (Крючок. Строчные буквы Ц, Щ) Капитан Краб. (Овал. Строчные буквы О, А) Кто разлил чернила? (Строчные буквы Е, С) Милаха- черепаха. (Строчные буквы О, Б, Э) Звёздочка с неба в море свалилась. (Строчные буквы П, Т) Такие разные рыбы. (Строчные буквы Л, М) У кого голубая кровь (Строчные буквы Н, Ю) Обобщающее занятие по разделу Дата план Дата факт Примеч ания Литература 1. Агаркова Н.Г. Письмо. Графический навык. Каллиграфический почерк. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). Часть1. – М.Просвещение, 2019 2. Желтовская Л.Я, Соколова Е.Н. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников: Пособие для учителя четырёхлетней начальной школы. - М. Просвещение 1987 (Библиотека учителя начальных классов). 3. Илюхина В.А. Особенности формирования графических навыков и анализа ошибок при письме. \\ Нач. шкл. – 1999. - №8. 4. Потапова Е.Н. Радость познания: Книга для учителя. – М. Просвещение, 1990 (Творческая лаборатория учителя). 5. Федосова Н.А. Как исправить почерк детей. \\ Нач. шк. – 1990. - №4. 6. Л.Е.Тарасова «Чистописание и словарные слова». 1, 2 часть 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс. М. : «5 за знания», 2024 г. 7. Материалы Школы каллиграфии и рисования Валерии Каплан https://kaplanschool.ru.