1 Пояснительная записка Программа воспитания МБОУ «Школа №27» (далее Школа) разработана с учётом Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», государственной политики в сфере воспитания, Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р) и Плана мероприятий по её реализации в 2021-2025 гг. (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р), Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400), федеральных государственных образовательных стандартов (далее — ФГОС) начального общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286). Рабочая программа воспитания предназначена для планирования и организации системной воспитательной деятельности; разрабатывается и утверждается с участием коллегиальных органов управления общеобразовательной организацией (в том числе советов обучающихся), советов родителей; реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой совместно с семьёй и другими участниками образовательных отношений, социальными институтами воспитания; предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения, принятым в российском обществе на основе российских базовых конституционных норм и ценностей, историческое просвещение, формирование российской культурной и гражданской идентичности обучающихся. Программа включает три раздела: целевой, содержательный, организационный. Календарный план воспитательной работы разрабатывается ежегодно с учетом примерного плана воспитательной работы, утвержденного Министерством просвещения РФ. РАЗДЕЛ I. ЦЕЛЕВОЙ Участниками образовательных отношений являются педагогические и другие работники школы, обучающиеся и их родители (законные представители), представители иных организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации, локальными актами школы. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Нормативные ценностно-целевые основы воспитания обучающихся в Школе определяются содержанием российских базовых (гражданских, национальных) норм и ценностей, которые закреплены в Конституции Российской Федерации. С учетом мировоззренческого, этнического, религиозного многообразия российского общества ценностно-целевые основы воспитания обучающихся включают духовно-нравственные ценности культуры народов России, традиционных религий народов России в качестве вариативного компонента содержания воспитания, реализуемого на добровольной основе, в соответствии с мировоззренческими и культурными особенностями и потребностями родителей, (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Воспитательная деятельность в Школе планируется и осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания, установленными в государственной Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от29.05.2015 № 996-р). Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества,готовой к мирному созиданию и защите Отечества. 1.1 Методологические подходы и принципы воспитания Методологической основой воспитательной деятельности являются аксиологический, антропологический, культурно-исторический и системно-деятельностный подходы: аксиологический подход, суть которого заключается в понимании воспитания как социальной деятельности, направленной на передачу общественных ценностей от старшего 2 поколения к младшему. Содержание воспитания при аксиологическом подходе определяют общественные ценности. Обучающиеся присваивают ценности в событийных общностях, приобретают социокультурный опыт, у них формируется моральная рефлексия, нравственное самосознание и нравственная культура. Аксиологический подход имеет принципиальное значение как для определения ценностной системы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, так и для формирования уклада образовательной организации. Система ценностей образовательной деятельности определяет содержание основных направлений воспитания; – гуманитарно-антропологический подход предполагает становление и воспитание человека во всей полноте его природных, социальных и духовных характеристик. Воспитание человека осуществляется в системе реальных жизненных связей и отношений с другими людьми в событийной общности, являющейся смысловым центром практики воспитания. В общностях происходит зарождение нравственного сознания, навыков управления собственными чувствами, обретение опыта нравственного поведения, что в совокупности с личностными особенностями составляет основу субъектности ребенка. – культурно-исторический подход предполагает освоение личностью ценностей культуры посредством интериоризации — личностного усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом. Социальная ситуация развития полагается в качестве главного источника развития ребенка; его общения со взрослым в ходе освоения культурных образцов и способов деятельности. Она становится условием его ближайшего развития и задаёт перспективу, в которой формируется образ будущего России, складывается понимание миссии и роли нашей страны в мировом культурном наследии и его цивилизационном развитии. – системно-деятельностный подход предполагает системную реализацию воспитательного потенциала содержания образования, формирование и развитие у обучающихся мотивации к учебной деятельности, развитие субъективной личностной позиции на основе опыта нравственной рефлексии и нравственного выбора. Методологические основы определяются рядом основных принципов воспитания: -гуманистической направленности воспитания: каждый обучающийся имеет право на признание его как человеческой личности, уважение его достоинства, гуманное отношение, защиту его человеческих прав, свободное развитие личности; -ценностного единства и совместности: ценности и смыслы воспитания едины и разделяемы всеми участниками образовательных отношений, что предполагает содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение участников воспитательного (образовательного) процесса; -культуросообразности: воспитание основывается на культуре и традициях народов России, в воспитательной деятельности учитываются исторические и социокультурные особенности региона, местности проживания обучающихся и нахождения образовательной организации, традиционный уклад, образ жизни, национальные, религиозные и иные культурные особенности местного населения; -следования нравственному примеру: педагог, воспитатель должны в своей деятельности, общении собучающимися являть примеры соответствия слова и дела, быть ориентиром нравственного поведения; -безопасной жизнедеятельности: воспитание должно осуществляться в условиях безопасности, обеспечения защищенности всех участников воспитательной деятельности от внутренних и внешних угроз; -совместной деятельности детей и взрослых: приобщение обучающихся к культурным ценностям происходит в условиях совместной деятельности, основанной на взаимном доверии, партнёрстве и ответственности; -инклюзивности: образовательный процесс организовывается таким образом, что все обучающиеся, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурных, языковых и иных особенностей, включаются в общую систему воспитательной деятельности; 3 -возрастосообразности: проектирование процесса воспитания, ориентированного на решение возрастных задач развития ребёнка с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Данные принципы являются основой содержания программ воспитания, реализуются при проектировании воспитания в образовательных организациях, учитываются при формировании и поддержании их уклада. 1.2 Цель и задачи воспитания обучающихся Современный российский национальный воспитательный идеал — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере образования цель воспитания, воспитательной деятельности в общеобразовательной организации: создание условий для личностного развития обучающихся, их самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Задачи воспитания обучающихся в Школе: усвоение ими знаний, норм, духовнонравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний); формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие); приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний; достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС. 1.3. Направления воспитания Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности общеобразовательной организации по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС: ● гражданское воспитание — формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, изучение и уважение прав, свобод и обязанностей гражданина России; ● патриотическое воспитание — воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности; ● духовно-нравственное воспитание — воспитание на основе духовнонравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, сопереживания, справедливости, коллективизма, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков, их вере и культурным традициям; ● эстетическое воспитание — формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства; ● физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия — развитие физических способностей с учётом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и соци-альной среде, чрезвычайных ситуациях; 4 ● трудовое воспитание — воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, на достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности; ● экологическое воспитание — формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления при- роды, окружающей среды; ● воспитание ценностей научного познания — воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей. 1.4 Целевые ориентиры результатов воспитания Результаты достижения цели и решения задач воспитания представляются в форме целевых ориентиров ожидаемых результатов воспитания по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС на уровнях начального общего образования. Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального общего образования. Направления Целевые ориентиры воспитания ГражданскоЗнающий и любящий свою малую родину, свой край. патриотическое Имеющий представление о Родине — России, её территории, расположении. Сознающий принадлежность к своему народу, проявляющий уважение к своему и другим народам. Сознающий свою принадлежность к общности граждан России; Понимающий свою сопричастность прошлому, настоящему и будущему своей малой родины, родного края, своего народа, российского государства. Имеющий первоначальные представления о своих гражданских правах и обязанностях, ответственности в обществе. Понимающий значение гражданских символов (государственная символика России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к ним уважение. Духовно-нравственное Сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и достоинство каждого человека. Умеющий анализировать свои и чужие поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, давать нравственную оценку своим поступкам, отвечать за них. Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь, выражающий неприятие любых форм поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям. Понимающий необходимость нравственного совершенствования, роли в этом личных усилий человека, проявляющий готовность к самоограничению своих потребностей. Владеющий первоначальными навыками общения с людьми разных народов, вероисповеданий. Знающий и уважающий традиции и ценности своей семьи, 5 Эстетическое Физическое Трудовое Экологическое Позновательное российские традиционные семейные ценности (с учетом этнической, религиозной принадлежности). Владеющий первоначальными представлениями о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению. Знающий и соблюдающий основные правила этикета в обществе Проявляющий уважение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, творчеству своего народа, отечественной и мировой художественной культуре. Проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусства. Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве, творчестве людей. Соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде. Ориентированный на физическое развитие, занятия физкультурой и спортом. Бережно относящийся к физическому здоровью и душевному состоянию своему и других людей. Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе. Сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учетом возраста. Сознающий ценность честного труда в жизни человека, семьи, народа, общества и государства. Проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам своего труда и других людей, прошлых поколений. Выражающий желание участвовать в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности. Проявляющий интерес к разным профессиям. Понимающий ценность природы, окружающей среды, зависимость жизни людей от природы. Способный правильно оценивать влияние людей, в том числе собственного поведения, на состояние природы, окружающей среды. Проявляющий любовь к природе, бережное отношение, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам. Выражающий готовность осваивать первоначальные навыки охраны природы, окружающей среды и действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами. Выражающий познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. Обладающий первоначальными представлениями о природных 6 и социальных объектах как компонентах единого мира, многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой природы, о науке, научном знании, научной картине мира. Проявляющий уважение и интерес к науке, научному знанию в разных областях. Обладающий первоначальными навыками исследовательской деятельности. РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ 2.1. Уклад общеобразовательной организации. МБОУ «Школа « № 27 с углубленным изучением отдельных предметов» расположена в Советском районе городского округа города Уфа Республики Башкортостан. В 1932 г. на базе библиотеки №6 открывается единственная на весь поселок Глумилино начальная школа. После строительства типового здания школа преобразована в семилетнюю. В годы Великой Отечественной войны школа была переоборудована в госпиталь, многие учителя и бывшие ученики ушли на фронт, встали у заводских станков. В 1946 г. возобновляется учебная деятельность в школе. 1948г. школа получила статус средней. Зарождаются новые направления в работе, всеобщие увлечения и традиции: туризм, краеведение, праздники «Золотая осень», урожая и др. Они продолжаются и по сей день. 1958 г. в школе открыт музей боевой и революционной славы, ставший центром патриотического воспитания. Девиз музея – «Неустанно исследовать подвиг Родины, вписывать в него новые страницы, чтить память тех, кто его совершил» - стал девизом многих поколений школьников. Основателями музея были 8 Г класс, его классный руководитель Вавилов Л.В., комсорг школы Галяутдинова И., учитель Вавилов Г.В., директор школы Смирнов Е.П. 1988 г. школа становится «кузницей» учителей, в её стенах проходят педагогическую практику студенты педагогических вызов и училищ; ведется большая методическая работа совместно с факультетом повышения квалификации, Башкирским институтом усовершенствования учителей. Из металлолома, сданного учениками школы, выпущен именной троллейбус им. Героя Советского Союза Зои Космодемьянской. Инициаторами данной работы выступили учащиеся выпускных классов, директор школы Антонов В.А., старшая пионервожатая Хазиева С.А., ОВВР Кадочникова В.П. 2006 г. мы переехали в новое здание. На базе школы сформирован юнармейский отряд, в 2022 году прошло посвящение в юнармейцы обучающихся 5 Б класса. Юнармейцы приняли участие в городском митинге. Воспитание школьников осуществляется в духе традиций старшего поколения, уважения к подвигам героев, формирует у подростков чувство любви к большой и малой Родине, чувство гордости за своё Отечество, повышению интереса к военно-патриотическим видам спорта, развитию физических и волевых качеств, готовности к защите Отечества. МБОУ «Школа №27» является общеобразовательной школой. Насчитывается свыше 1000 учащихся. Обучение ведется с 1-11 класс по трем уровням образования: начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование. В школе 45 учебных кабинетов, 3 кабинета информатики, 2 кабинета технологии, 2 спортивных зала, гимнастический зал, библиотека и читальный зал, музей, актовый зал, столовая, медкабинет с процедурной комнатой, стоматологический кабинет. На пришкольной территории расположены: турниковый комплекс, универсальные спортивные площадки (баскетбольная, волейбольная), хоккейная коробка, 2 детские площадки, теплица и учебный огород. 7 Работа по укреплению материально-технической базы ведется целенаправленно и соответствует требованиям продуктивного функционирования школы. На сегодняшний день созданная материально-техническая база позволяет изменить подходы к преподаванию учебных предметов, повысить качество образования и мотивацию к учебе у обучающихся. Основным видом деятельности школы является реализация общеобразовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования. В школе реализуются образовательные программы дополнительного образования детей и взрослых. В 2013 году школа стала участником в республиканском образовательном форуме «Электронная школа», в 2014 году была открыта инновационная площадка Электронный учебник как средство повышения качества обучения (приказ ИРО РБ №361 от 16.05.14г., протокол №4 от 15.05.14г.). Руководителем инновационной площадки является Амирова Лилия Шамгуновна, старший методист центра электронного образования ГАОУ ДПО ИРО РБ. В рамках предмета «Индивидуальный проект» обучающиеся 10-11 классов защищают проектные работы по различным направлениям. Кураторами индивидуальных проектов выступают учителя школы. Школа сотрудничает с учебными заведениями: ФГБОУ ВО «БГПУ им. М. Акмуллы»; ФГБОУ ВО УГАТУ; ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет»; Наиболее значимые достижения школы: - коллектив МБОУ «Школа № 27 с углублённым изучением отдельных предметов» ГО г.Уфа РБ за 2020-2021 учебный год награжден Благодарственными письмами: - оргкомитета Республиканской олимпиады на Кубок Ю.А. Гагарина по истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. «Я помню. Я горжусь» за активное участие вклад в развитие патриотизма и лидерских качеств у школьников (2021г.). - оргкомитета дистанционной образовательной платформы «ЯКласс» за активную работу в реализации образовательной программы в 2020-2021 учебном году с применением инновационного цифрового ресурса «ЯКласс». - НОУ ДПО «Институт системно-деятельностной педагогики» за активную работу в творческой лаборатории «Методологическая школа» и практическую реализацию достижений системно-деятельностной педагогики. - дипломом Управления образования Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан награждён школьный музей «Боевой и Трудовой славы» за призовое (2 место) в муниципальном этапе общественного проекта Приволжского федерального округа «Герои Отечества». 1997, 1998,2000 гг. – лауреат Всероссийского конкурса «Школа года». 2002 г. – школа получила название «Школа века». Опыт работы школы внесен в Большую Всероссийскую энциклопедию «Лучшие школы России». 2003г. - победитель республиканского конкурса «Зеленый наряд школы». 2007 г. – школа награждена Дипломом победителя ПНПО-2007. 2008 г. – школа награждена Дипломом участника Всероссийского профессионального конкурса «Инноватика в образовании - 2008». 2010 г. - заложена "Аллея памяти" в честь выпускников и ветеранов педагогического труда. 2014 г.- победитель республиканского форума "Электронная школа". 2014 г. - открытие сетевой инновационной площадки по теме "Электронный учебник как средство повышения качества обучения". 2014 г. - абсолютный победитель в Республиканском смотре-конкурсе школьных музеев, посвященный 70-летию Победы. 2016 г. - победитель Всероссийского конкурса образовательных учреждений «100 лучших школ России». 8 2017 г. - школа вошла в Ассоциацию русского географического общества РФ. 2017 г. - школа включена в национальный реестр «Ведущие образовательные учреждения России». 2018 г. - победитель городского конкурса «За вклад в развитие образования» в номинации «Достижения в работе с одаренными детьми. Процесс воспитания в школе основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и школьников: -неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации; -ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной средыдля каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов; -реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детсковзрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительнымиотношениями друг к другу; -организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета совместной заботы и взрослых, и детей; -системность, целесообразность воспитания как условия его эффективности. Основными традициями воспитания в школе являются следующие: стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов; важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогов и школьников является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов; в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора); в проведении общешкольных дел преобладает соревновательность между классами, поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие школьников, а также их социальная активность; педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений; - ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель, реализующий по отношению к детям защитную, личностно- развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции. Школа расположена в центре города Уфы с развитой инфраструктурой. Социальное окружение Школы – это учреждения культуры, дополнительного образования, активного отдыха и спорта, здравоохранения, правовых структур. Деятельность данных учреждений нацелена на формирование законопослушного, активного, здорового гражданина страны. Географическая близость и созвучность целей деятельности позволяет Школе выстраивать партнерские отношения с данными учреждениями через организацию тематических встреч, занятий, экскурсий, что повышает эффективность организуемой в школе воспитательной работы. Основной контингент учащихся – дети из благополучных семей, нацеленные на получение качественного общего образования. Высокая социальная активность учащихся способствует развитию ученического самоуправления, позволяет привлекать учащихся к организации и проведению различных мероприятий, что повышает качество и уровень их проведения. 9 Источниками, оказывающими положительное влияние на воспитательный процесс в школы, являются педагоги: - высококвалифицированный коллектив, способный замотивировать учащихся на высокие достижения в учебной, спортивной, творческой и социальной деятельностях; - специалисты социально-психологической службы школы, обеспечивающие педагогическую поддержку особым категориям обучающихся; - педагоги-организаторы, использующие в работе с учащимися современные формы и виды деятельности, собственным примером демонстрирующие активную гражданскую позицию. Источниками отрицательного влияния являются учащиеся «группы риска», демонстрирующие асоциальное поведение в коллективе сверстников, а также отдельные родители с низким воспитательным ресурсом, неспособные грамотно управлять развитием и организацией досуга своего ребѐнка. В Школе низкий процент детей, стоящих на различных видах учета. Основные традиции воспитания в нашей школе– это основные школьные дела, проводимые в течение года – это традиционные праздники знакомые и ученикам, и родителям, и учителям. Поддержка традиций – основа школьной жизни. К таким делам у нас относятся: День знаний, День учителя, Новый год, 8 марта, 23 февраля, 9 мая, «Осенние ярмарки», «Масленица». Школа участвует в следующих значимых проектах и программах, включённых в систему воспитательной деятельности: федеральный профориентационный проект «Билет в будущее». С каждым годом традиции развиваются и крепнут. Хранителями являются не только администрация, педагогический коллектив, но что самое важное, учащиеся школы. Школа работает в тесном сотрудничестве с родительской общественностью. Совместная работа школы и родителей организована по следующим направлениям: Психолого-педагогическое просвещение родителей; Вовлечение родителей в образовательную деятельность; Участие родителей в управлении школой. 2.2. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности Достижение цели и решение задач воспитания осуществляется в рамках всех направлений деятельности школы. Содержание, виды и формы воспитательной деятельности представлены в соответствующих модулях. Состав и содержание модулей определяется с учетом уклада школы, реальной деятельности, имеющихся в школе ресурсов, планов. Инвариантные модули: - «Основные школьные дела», - «Классное руководство», - «Школьный урок», - «Внеурочная деятельность», - «Внешкольные мероприятия», - «Предметно- пространственная среда», - «Работа с родителями», - «Самоуправление», - «Профилактика и безопасность», - «Социальное партнерство». 10 2.2.1. Основные школьные дела Основные школьные дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает участие большая часть обучающихся и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно педагогами и детьми. Основные школьные дела обеспечивают включенность в них большого числа детей и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к происходящему в образовательной организации. Введение основных школьных дел в жизнь школы помогает преодолеть характер воспитания, сводящийся к набору мероприятий, организуемых педагогами для детей. Реализация воспитательного потенциала основных школьных дел предусматривает: на школьном уровне: общешкольные праздники, ежегодные творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) мероприятия, связанные с государственными (общероссийскими, региональными) праздниками, памятными датами, в которых участвуют все классы:«День Знаний», «День матери», «День Республики Башкортостан», «День Героев Отечества», «День родного языка», «Новый год», «День Защитника Отечества», «8 Марта», «День учителя», «День Великой Победы», Фестиваль детского и юношеского творчества «Звездный дождь», «Весенний бал», Дни здоровья. участие во всероссийских, республиканских, городских акциях, проектах, посвященных значимым событиям в России, мире: акции «Бессмертный полк»,«Окна Победы»,«Безопасный путь»; торжественные мероприятия, связанные с завершением образования, переходом на следующий уровень образования, символизирующие приобретение новых социальных статусов в школе, обществе: «Посвящение в первоклассники», «Посвящение в пешеходы», «Прощание с начальной школой»; церемонии награждения (по итогам учебного периода, года) обучающихся и педагогов за активное участие в жизни лицея, достижения в творческих конкурсах, соревнованиях, олимпиадах(Всероссийской олимпиады школьников, олимпиады на кубок им. Ю.Гагарина, предметных олимпиад), значительный вклад в развитие школы, города, республики - «Звездная дорожка». Это способствует поощрению социальной активности детей, развитию позитивных межличностных отношений между педагогами и воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу; социальные проекты в школе, совместно разрабатываемые и реализуемые обучающимися и педагогами, в том числе с участием организаций социальных партнѐров лицея, комплексы дел благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и др. направленности: акции «Сотвори добро!», «Бумажный бум»; проводимые для жителей своего микрорайона и организуемые совместно с семьями обучающихся праздники, фестивали, представления в связи с памятными датами, значимыми событиями для жителей своего микрорайона:«День пожилого человека», акция «Успей сказать спасибо», «С праздником, ветеран!» и др.; на уровне классов: выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы дел, ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел; участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел; проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне общешкольных советов дела; на индивидуальном уровне: вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела лицея; индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел; 11 наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми; при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы. 2.2.2. Классное руководство Реализация воспитательного потенциала классного руководства предусматривает: -планирование и проведение классных часов (не реже 1часа в неделю); еженедельное проведение информационно-просветительских занятий «Разговоры о важном» (в рамках внеурочной деятельности); поддержку активной позиции каждого обучающегося, предоставления им возможности обсуждения и принятия решений, создания благоприятной среды для общения; инициирование и поддержку участия класса в общешкольных мероприятиях, делах, оказание необходимой помощи обучающимся в их подготовке, проведении и анализе; организацию интересных и полезных для личностного развития обучающихся совместных дел, позволяющих вовлекать в них школьников с разными потребностями, давать им возможности для самореализации, устанавливать и укреплять доверительные отношения, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения; сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и командообразование; внеучебные и внешкольные мероприятия, походы, экскурсии; празднования в классе дней рождения обучающихся, классные «огоньки» и вечера; выработку совместно с обучающимися правил поведения класса, помогающих освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе; изучение особенностей личностного развития обучающихся класса через наблюдение за их поведением в повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, беседах по нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед с родителями, учителями, а также (при необходимости) со школьным психологом; доверительное общение и поддержку обучающихся в решении проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или педагогами, успеваемость и т.д.), совместный поиск решений проблем, коррекцию поведения обучающихся через частные беседы индивидуально и вместе с их родителями, с другими обучающимися класса; индивидуальную работу с обучающимися класса по ведению личных портфолио, в которых они фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения; регулярные консультации с учителями-предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по вопросам обучения и воспитания, предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и обучающимися; проведение мини-педсоветов для решения конкретных проблем класса, интеграцию воспитательных влияний педагогов на обучающихся, привлечение учителейпредметников к участию в классных делах, дающих им возможность лучше узнавать и понимать детей, общаясь и наблюдая их во внеучебной обстановке, участвовать в родительских собраниях класса; организацию и проведение регулярных родительских собраний, информирование родителей о школьных успехах и проблемах обучающихся, их положении в классе, о жизни класса в целом, помощь родителям в отношениях с администрацией, учителями; создание и организацию работы родительского комитета класса, участвующего в решении вопросов воспитания и обучения в классе, школе; -привлечение родителей (законных представителей), членов семей обучающихся к организации и проведению воспитательных дел, мероприятий в классе и школе»; -проведение в классе праздников, конкурсов, соревнований и т.д. 12 - педагогическое сопровождение ученического самоуправления класса, детской социальной активности, в том числе ДЮП. 2.2.3. Школьный урок Реализация воспитательного потенциала уроков (аудиторных занятий в рамках максимально допустимой учебной нагрузки) предусматривает: включение учителями в рабочие программы по всем учебным предметам, курсам, модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их учёт в формулировках воспитательных задач уроков, занятий, освоения учебной тематики, их реализацию в обучении; включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей, тематики в соответствии с календарным планом воспитательной работы школы; максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебных предметов для формирования у обучающихся российских традиционных духовнонравственных и социокультурных ценностей; подбор соответствующего тематического содержания, текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждений; выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания; реализация приоритета воспитания в учебной деятельности; полноценную реализацию потенциала уроков в предметных областях целевой воспитательной духовно-нравственной направленности по основам религиозных культур и светской этики в начальной школе, основам духовно-нравственной культуры народов России в основной школе с учетом выбора родителями обучающихся учебных предметов, курсов, модулей в соответствии с их мировоззренческими и культурными потребностями; привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов и явлений, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам; применение интерактивных форм учебной работы: интеллектуальных, стимулирующих познавательную мотивацию; дидактического театра, где знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, дающих возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы, которая учит командной работе и взаимодействию, игровых методик; побуждение обучающихся соблюдать на уроке нормы поведения, правила общения со сверстниками и педагогамипринципы учебной дисциплины и самоорганизации через знакомство и в последующем соблюдение «Правил внутреннего распорядка обучающихся», установление и поддержка доброжелательной атмосферы; инициирование и поддержка исследовательской деятельности в форме индивидуальных и групповых проектов, что дает возможность приобрести навыки самостоятельного решения теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных идей, уважительного отношения к чужим идеям, публичного выступления, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. Участие обучающихся 4 классов в школьной научно-практической конференции «День науки». участие в реализации проекта «Киноуроки в школах России». 2.2.4. Внеурочная деятельность Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности осуществляется в соответствии с планами учебных курсов, внеурочных занятий и предусматривает: вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, которая дает им возможность удовлетворения познавательных интересов, самореализации, развития способностей в разных сферах; формирование в кружках, секциях, клубах, студиях детско-взрослых общностей, которые объединяют обучающихся и педагогов общими позитивными эмоциями и 13 доверительными отношениями; поддержку средствами внеурочной деятельности обучающихся с выраженной лидерской позицией, возможность ее реализации; поощрение педагогическими работниками детских инициатив, проектов, самостоятельности, самоорганизации в соответствии с их интересами. 2.2.5. Внешкольные мероприятия Реализациявоспитательногопотенциалавнешкольныхмероприятийпредусматривает: - внешкольные тематические мероприятия воспитательной направленности, организуемые педагогами, по изучаемым учебным предметам, курсам, модулям; - организуемые в классах классными руководителями, в том числе совместно с родителями(законными представителями) обучающихся, экскурсии, походы выходного дня: напредприятия, природу, в учреждения культуры г.Уфыи др. - литературные, исторические, экологические походы, экспедиции, организуемые педагогами,втомчислесовместносродителями(законнымипредставителями)обучающихся,дляизу чения историко-культурных мест, событий, биографий проживавших в этой местности российских поэтов и писателей, природных и историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны; -выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, в процессекоторыхскладываетсядетско -взрослая общность, характеризующаяся доверительными взаимоотношениями, ответственным отношением к делу, атмосферой эмоционально-психологического комфорта; -внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно с социальными партнерами школы, с привлечением обучающихся к их планированию, организации, проведению, анализ упроведенного мероприятия: культпоходы в библиотеку №17, День открытых дверей учреждений дополнительного образования и др. 2.2.6. Предметно-пространственная среда Реализация предусматривает: воспитательного потенциала предметно-пространственной среды -оформление внешнеговида, фасада, холла при входе здания школы государственной символикой Российской Федерации, Республики Башкортостан, муниципального образования (флаг, герб, гимн); - организацию и проведение церемоний поднятия (спуска) государственного флага Российской Федерации -художественные изображения (символические, живописные, фотографические, интерактивные аудио и видео) природы России, региона, местности, предметов традиционной культуры и быта, духовной культуры народов России; -портреты выдающихся государственных деятелей России в прошлом, деятелей культуры, науки, искусства, военных, героев и защитников Отечества; -звуковое пространство в школе–исполнение гимна Российской Федерации и Республики Башкортостан; -«места гражданского почитания» - школьные музей Боевой Славы; -«места новостей» – оформленные места, стенды в школьных помещениях (холл первогоэтажа, рекреации), содержащие в доступной, привлекательной форме новостную информацию позитивного гражданско-патриотического, духовно-нравственного содержания, поздравления педагогов и обучающихся ит.п.; -размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работ обучающихся, 14 демонстрирующих их способности, знакомящих с работами друг друга, фотоотчетов об интересных событиях в школе; -благоустройство, озеленение пришкольной территории; -благоустройство школьных аудиторий классными руководителями вместе с обучающимся в своих классах; -событийный дизайн: оформление пространства проведения школьных событий праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров; -акцентирование внимания обучающихся на важных для воспитания ценностях, правилах, традициях, укладе школы, актуальных вопросах профилактики и безопасности. Предметно-пространственная среда строится как максимально доступная для граждан с особыми образовательными потребностями и ОВЗ. 2.2.6. Взаимодействие с родителями (законными представителями) Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Главными задачами модуля являются оказание помощи семье в воспитании детей, психолого-педагогическое просвещение семей, коррекция семейного воспитания, организация досуга семьи. Основными направлениями в работе педагогического коллектива с семьями обучающихся являются: изучение семей и условий семейного воспитания, пропаганда психолого-педагогических знаний, активизация и коррекция семейного воспитания, дифференцированная и индивидуальная помощь родителям. Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с родителями предусматривает: На уровне школы: - деятельность представителей родительского сообщества в Управляющем совете школы, комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (делегаты от Родительского совета), комиссии родительского контроля организации и качества питания обучающихся; - общешкольные родительские собрания по вопросам воспитания, взаимоотношений обучающихся и педагогов, условий обучения и воспитания, либо направленные на обсуждение актуальных вопросов, решение острых школьных проблем; - организацию участия родителей в вебинарах, Всероссийских родительских собраниях, собраниях на актуальные для родителей темы; -при наличии среди обучающихся детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, приёмных детей целевое взаимодействие с их законными представителями; - информирование родителей (законных представителей) о жизни школы, актуальных вопросах воспитания, ответственности за воспитание через сообщество школы в социальной сети «Telegram», чаты в мессенджерах; На уровне классов: - классный родительский комитет, участвующий в решении вопросов воспитания и социализации детей их класса; 15 - классные родительские собрания (в том числе – дистанционные), происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся класса; - социальные сети и чаты, в которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации психологов и педагогов. На индивидуальном уровне: - работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций; - участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка; - помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутри классных мероприятий воспитательной направленности; - индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей. 2.2.9. Профилактика и безопасность Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в целях формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в лицее предусматривает: целенаправленную работу педагогического коллектива по созданию в школе эффективной профилактической среды обеспечения безопасности жизнедеятельности как условия успешной воспитательной деятельности; - регулярное проведение исследований, мониторинга рисков безопасности и ресурсов повышения безопасности, выделение и психолого-педагогическое сопровождение групп риска обучающихся по разным направлениям (агрессивное поведение, зависимости и др.); - проведение коррекционной работы с обучающимся групп риска силами педагогического коллектива и с привлечением сторонних специалистов (психологов, конфликтологов, работников социальных служб, правоохранительных органов, опеки и т.д.); - разработку и реализацию в школе профилактических программ, направленных на работу как с девиантными обучающимися, так и с их окружением, сообществами класса, сверстников, школы в целом, организацию межведомственного взаимодействия; - вовлечение обучающихся в воспитательную деятельность, проекты, программы профилактической направленности социальных и природных рисков, реализуемые в школе и в социокультурном окружении с обучающимися, педагогами, родителями (антинаркотические, антиалкогольные, против курения, безопасность в цифровой среде, вовлечение в деструктивные группы в социальных сетях, деструктивные молодежные, религиозные объединения, культы, субкультуры, безопасность дорожного движения, противопожарная безопасность, гражданская оборона, антитеррористическая, антиэкстремистская безопасность и т.д.); - организацию превентивной работы со сценариями социально одобряемого поведения, развитие у обучающихся навыков саморефлексии, самоконтроля, устойчивости к негативному воздействию, групповому давлению; - поддержку инициатив обучающихся, педагогов в сфере укрепления безопасности жизнедеятельности в школе, профилактики правонарушений, девиаций, организация деятельности, альтернативной девиантному поведению – познание (путешествия), испытание себя (походы, спорт), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе профессиональная, религиозно-духовная, благотворительная, искусство и др.); - предупреждение, профилактика и целенаправленная деятельность в случаях появления, расширения, влияния в школе маргинальных групп обучающихся (оставивших обучение, 16 криминальной направленности, агрессивного поведения и др.); - поддержка и профилактика расширения групп детей, семей обучающихся, требующих специальной психолого-педагогической поддержки и сопровождения (слабоуспевающих, социально запущенные, осужденные, социально неадаптированные дети-мигранты и т.д.); взаимодействие с организациями: - комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации Советского района ГО г.Уфы - центром общественной безопасности Советского района; - отделом опеки и попечительства Советского района; - отделом по делам несовершеннолетних отдела полиции №10Управления МВД России по г. Уфе; - МБОУ ДО ЦППМСП «Семья», МБУ ГЦПМСС «Индиго»; - ОГИБДД МВД России по городу Уфе - отделом по профилактике пожаров МБУ УПО г.Уфы 2.2.10. Социальное партнёрство Реализация социокультурного контекста опирается на построение социального партнерства Школы с организациями – партнерами, такими как: МБОУ ДО ЦДТ «Глобус», МБОУ ДО ДДТ «Дружный», МБОУ ДО ДЭБЦ «Эколог», детской библиотекой №17; МБОУ ДО ЦППМСП «Семья», МБУ ГЦПМСС «Индиго» и др. Реализация воспитательного потенциала социального партнёрства школы при соблюдении требований законодательства Российской Федерации предусматривает: − участие представителей организаций-партнёров, в том числе в соответствии с договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы (дни открытых дверей, государственные, региональные, школьные праздники, торжественные мероприятия и т. п.); − участие представителей организаций-партнёров в проведении отдельных уроков, внеурочных занятий, внешкольных мероприятий соответствующей тематической направленности; − проведение на базе организаций-партнёров отдельных уроков, занятий, внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности; − открытые дискуссионные площадки (детские, педагогические, родительские, совместные), куда приглашаются представители организаций-партнёров, на которых обсуждаются актуальные проблемы, касающиеся жизни школы, муниципального образования, региона, страны; − социальные проекты, совместно разрабатываемые и реализуемые обучающимися, педагогами с организациями-партнёрами благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и т. д. направленности, ориентированные на воспитание обучающихся, преобразование окружающего социума, позитивное воздействие на социальное окружение. Социальными партнерами МБОУ «Школа №27» являются: Социальные партнеры МБДОУ Детский сад №300, (согласно совместному плану) Содержаниесовместнойдеятельности Совместные мероприятия. 17 Региональное отделение ВВПОД «Юнармия» Республики Башкортостан Мероприятия в рамках деятельности Юнармии, Городская детская библиотека №17 Тематические мероприятия на базе библиотеки. Организация и проведение интеллектуальных игр. Проведение тестирования ГТО на базе школы Региональный центр тестирования ВСФК ГТО МБОУ ДО ЦДТ «Глобус», МБОУ ДО ДДТ «Дружный», МБОУ ДО ДЭБЦ «Эколог» (на основании договора о сотрудничестве) ОГИБДД МО МВД России по г.Уфе (на основании совместного плана работы) ОП №7 МО МВД России по г.Уфе ЦОБ Советского района г.Уфы (на основании совместного плана работы) - МБОУ ДО ЦППМСП «Семья», МБУ ГЦПМСС «Индиго» (на основании договора о сотрудничестве) Организация проведения на базе школы занятий объединений дополнительного образования: Студия актерского мастерства Объединение «Жемчужины Башкортостана», Студия декоративно-прикладного творчества Танцевальная студия «Драйв». Организация совместных мероприятий, праздников Участие вконкурсах, фестивалях на базе учреждений допобразования. Участие в акциях, проводимых ЮИД. Занятия по профилактике детского дорожнотранспортного травматизма. Тематические сообщения на классных и общешкольных родительских собраниях Организация конкурсов по профилактике ДДТТ. Проведение декад дорожной безопасности. Занятия по профилактике детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Тематические сообщения на классных и общешкольных родительских собраниях. Индивидуальные мероприятия в рамках реализации КИПРов. Проведение профилактических занятий на базе Лицея. Индивидуальные мероприятия в рамках реализации КИПРов. Тематические сообщения на классных и общешкольных родительских собраниях. РАЗДЕЛ III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ 3.1 Кадровое обеспечение Реализацию рабочей программы воспитания обеспечивают следующие педагогические работники образовательной организации: Должность Директор Заместитель директора по Кол-во ставок 1 5 Функционал Осуществляет контроль развития системы организации воспитания обучающихся. Осуществляет контроль реализации воспитательного потенциала урочной и внеурочной деятельности, 18 УВР Заместитель директора по ВР 1 Социальный педагог 1,5 Педагогпсихолог 1,5 Педагогдополнительного образования Классный 2 41 организует работу с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися и их родителями (законными представителями), учителямипредметниками. Организует методическое сопровождение и контроль учителей-предметников по организации индивидуальной работы с неуспевающими и слабоуспевающими обучающимися, одаренными учащимися, учащимися с ОВЗ, из семей «группы риска». Организует воспитательную работу в образовательной организации: анализ, принятие управленческих решений по результатам анализа, планирование, реализация плана, контроль реализации плана. Руководит социально-психологической службой, является куратором Школьной службой примирения. Курирует деятельность Школьного парламента, волонтёрского объединения. Курирует деятельность объединений дополнительного образования, Школьного спортивного клуба. Курирует деятельность педагогов-организаторов, педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, классных руководителей. Организует работу с обучающимися, родителями (законными представителями), классными руководителями, учителями-предметниками по профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних, в том числе в рамках межведомственного взаимодействия. Проводит в рамках своей компетентности коррекционноразвивающую работу с учащимися «группы риска» и их родителями (законными представителями). Организует психологическое сопровождение воспитательного процесса: проводит коррекционные занятия с учащимися, состоящими на различных видах учёта; консультации родителей (законных представителей) по корректировке детско-родительских отношений, обучающихся по вопросам личностного развития. Проводит занятия с обучающимися, направленные на профилактику конфликтов, буллинга, профориентацию др. Разрабатывает и обеспечивает реализацию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. Организует воспитательную работу с обучающимися и 19 руководитель Учительпредметник Советник по воспитанию Учитель-логопед 44 1 1 родителями на уровне классного коллектива. Реализует воспитательный потенциал урока. Организует взаимодействие с детскими общественными объединениями. Проводит индивидуальные и групповые коррекционноразвивающие занятия с обучающимися, консультации родителей (законных представителей) в рамках своей компетентности. 3.2 Нормативно-методическое обеспечение Образовательная и воспитательная деятельность в школе организуется в соответствии с: - Конституцией Российской Федерации; - Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РоссийскойФедерации»; - Федеральный закон от 31.07.2020 N 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» - Законом Республики Башкортостан от 01.07.2013 г. № 696-з "Об образовании в Республике Башкортостан"; - Федеральный закон от 14 июля 2022 г. N 298-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" - Федеральным государственным образовательным стандартом начальногообщего образования (ФГОС НОО Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286); - Федеральным государственным образовательным стандартом начальногообщего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья(ФГОС НОО ОВЗ); - Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р) и Плана мероприятий по её реализации в 2021-2025 гг. (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р); - Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400); - Международной конвенцией «О правах ребенка»; - Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; - Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; - Примерной программы воспитания (одобрено ФУМО протокол от 23 июня 2022 г. № 3/22); -СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"; - другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации, Республики Башкортостан. Воспитательная деятельность в Школе регламентируется следующими локальными актами: – Положение комиссии по регулированию споров. – Положение о совете профилактики. – Положение об Управляющем совете. 20 – Положение о ВСОКО. – Положение о школьном телевидении. – Положение о комиссии по урегулированию споров. – Правила внутреннего распорядка. – Положение о внешнем виде учащихся. – Положение о постановке детей и семей на ВШУ. – Положение о регулирование конфликта интересов ОО. – Календарные планы воспитательной работы по уровням образования. Ссылка на размещенные документы: https://27.bashkirschool.ru/sveden/document Сотрудничество с социальными партнерами осуществляется на основе договоров и соглашений, а также планов совместной работы. 3.3. Требования к условиям, обеспечивающим достижение планируемых личностных результатов в работе с особыми категориями детей В воспитательной работе с категориями обучающихся, имеющих особые образовательные потребности: обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ, одарённых, с отклоняющимся поведением, созданы особые условия: Категория Обучающиеся с инвалидностью, ОВЗ Обучающиеся с отклоняющимся поведением Одаренные дети Условия Разработаны адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с ОВЗ. Педагогом-психологом, учителем-логопедом проводятся регулярные индивидуальные и групповые коррекционноразвивающие занятия. Обучение, при необходимости, осуществляется индивидуально на дому. Имеются специальные учебники и учебные пособия (ФГОС ОВЗ для образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы). Организация бесплатного двухразового питания (ОВЗ). Социально-психологическое сопровождение. Организация педагогической поддержки. Консультации родителей (законных представителей) педагогапсихолога, социального педагога. Коррекционно-развивающие групповые и индивидуальные занятия. Помощь в решении семейных и бытовых проблем. Консультации педагога-психолога. Психолого-педагогическое сопровождение. Особыми задачами потребностями являются: воспитания обучающихся с особыми образовательными − Налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с окружающими для их успешной социальной адаптации и интеграции в школе; − формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их семьям со стороны 21 всех участников образовательных отношений; − построение воспитательной деятельности с учётом индивидуальных особенностей и возможностей каждого обучающегося; − обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся, содействие повышению уровня их педагогической, психологической, медико-социальной компетентности. Приорганизациивоспитанияобучающихсясособымиобразовательнымипотребностямипе дагогический коллектив ориентируется на: − формирование личности ребёнка с особыми образовательными потребностями с использованием адекватных возрасту и физическому и (или) психическому состоянию методов воспитания; − создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения обучающихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников, с использованием адекватных вспомогательных средств и педагогических приёмов, организацией совместных форм работы классных руководителей, педагогов-психологов, социальных педагогов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов дополнительного образования; − личностно-ориентированныйподходворганизациивсехвидовдеятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями. На уровне воспитывающей среды: во всех локальных составляющих строится как максимально доступная для детей с ОВЗ; событийная воспитывающая среда обеспечивает возможность включения каждого ребенка в различные формы жизни детского сообщества; рукотворная воспитывающая среда обеспечивает возможность демонстрации уникальности достижений каждого обучающегося с ОВЗ. На уровне общности: формируются условия освоения социальных ролей, ответственности и самостоятельности, сопричастности к реализации целей и смыслов сообщества, приобретается опыт развития отношений между обучающимися, родителями (законными представителями), педагогами. Детская и детско-взрослая общности в инклюзивном образовании развиваются на принципах заботы, взаимоуважения и сотрудничества в совместной деятельности. На уровне деятельностей: педагогическое проектирование совместной деятельности в классе, в разновозрастных группах, в малых группах детей, в детско-родительских группах обеспечивает условия освоения доступных навыков, формирует опыт работы в команде, развивает активность и ответственность каждого обучающегося в социальной ситуации его развития. На уровне событий: проектирование педагогами ритмов учебной работы, отдыха, праздников и общих дел с учетом специфики социальной и культурной ситуации развития каждого ребенка с ОВЗ обеспечивает возможность его участия в жизни класса, школы, событиях группы, формирует личностный опыт, развивает самооценку и уверенность в своих силах. 3.4. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся в Школе решает следующие воспитательные задачи: - формирование у школьников активной жизненной позиции; 22 вовлечение обучающихся в совместную деятельность и активное участие в ней. Принципы поощрения, которыми руководствуется школа: 1. Публичность поощрения – информирование всех учеников лицея о награждении, проведение процедуры награждения в присутствии значительного числа обучающихся. 2. Регулирование частоты награждений – в конце четверти, на линейках, а также традиционной мероприятии, которое проходит в конце года «Звездная дорожка» церемонии награждения (по итогам года) обучающихся, родителей и педагогов за активное участие в жизни лицея, защиту чести лицея в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие лицея. 3. Лицей использует сочетание индивидуального и коллективного поощрения для стимулирования групп школьников к преодолению межличностных противоречий между получившими награду и не получившими ее. 4. Дифференцированность поощрений – поощрения и награды разделены на уровни и типы наград, что поддерживает стимулирующее действие системы поощрения. Формами поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся являются: - традиционный праздник «Звездная дорожка» - церемонии награждения (по итогам года) обучающихся, родителей и педагогов за активное участие в жизни лицея, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы. - формирование портфолио обучающегося (обучающиеся формируют портфолио своих достижений, и на основании этого мониторинга в конце учебного года выбирается победитель); - достижения учащихся в области творчества и спорта отражаются на сайте школы, а также на информационных стендах школы и других периодических изданиях; - участие в выставке является результатом успешной работы в творческих объединениях. Выставка организуется с целью создания условий для творческой самореализации личности ребенка, активизации его познавательных интересов, развития творческой инициативы. Результаты участия помогают определить динамику развития ребенка. В школе №27 применяются следующие виды поощрения: - объявление благодарности; - значок «Ученик года»; - похвальный лист «За отличные успехи в учении»; - похвальная грамота «За особые успехи в изучении отдельных предметов»; - награждение грамотой; - вручение сертификатов и дипломов; - занесение фотографии активиста на доску почета, размещение информации на сайте школы; - материальное награждение: награждение кубками, медалями и ценными призами. - награждение родителей (законных представителей) обучающихся благодарственными письмами за хорошее воспитание детей. - 3.5 Анализ воспитательного процесса Анализ воспитательного процесса осуществляется в соответствии с целевыми ориентирами ожидаемых результатов воспитания, личностными результатами обучающихся на уровнях начального общего, основного общего, среднего общего образования, установленных соответствующими ФГОС. 23 Основным методом анализа воспитательного процесса в школе является ежегодный самоанализ воспитательной работы с целью выявления основных проблем и последующего их решения, с привлечением (при необходимости) внешних экспертов,специалистов. Планирование анализа воспитательного процесса включается в календарный план воспитательной работы. Основные принципы самоанализа воспитательной работы: взаимное уважение всех участников образовательных отношений; приоритет анализа сущностных сторон воспитания. Ориентирует на изучение, прежде всего, не количественных, а качественных показателей, таких как сохранение уклада школы, качество воспитывающей среды, содержание и разнообразие деятельности, стиль общения, отношений между педагогами, обучающимися и родителями (законными представителями); развивающий характер осуществляемого анализа. Ориентирует на использование результатов анализа для совершенствования воспитательной деятельности педагогических работников (знания и сохранения в работе целии задач воспитания, умелого планирования воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания совместной деятельности с обучающимися, коллегами, социальными партнерами); распределённая ответственность за результаты личностного развития обучающихся. Ориентирует на понимание того, что личностное развитие обучающихся — это результат как организованного социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и их стихийной социализации и саморазвития. Основные направления анализа воспитательного процесса: Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития обучающихся в каждом классе. Анализ проводится классными руководителями вместе с заместителем директора по воспитательной работе (советником директора повоспитательной работе при наличии) с последующим обсуждением результатов на методическом объединении классных руководителей или педагогическом совете. Основным способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение. Внимание педагогов сосредотачивается на вопросах: какие проблемы, затруднения в личностном развитии обучающихся удалось решить за прошедший учебный год; какие проблемы, затруднения решить не удалось и почему; какие новые проблемы, трудности появились, над чем предстоит работать педагогическому коллективу. Состояние организуемой совместной деятельности обучающихся и взрослых. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности обучающихся и взрослых. Анализ проводится заместителем директора по воспитательной работе (совместно с советником директора по воспитательной работе при наличии), классными руководителями с привлечением актива родителей (законных представителей) обучающихся, актива совета обучающихся. Способами получения информации о состоянии организуемой совместной деятельности обучающихся и педагогических работников могут быть анкетирования и беседы с обучающимися и их родителями (законными представителями), педагогическими работниками, представителями совета обучающихся. Результаты обсуждаются на заседании методических объединений классных руководителей или педагогическом совете. Внимание сосредоточивается на вопросах, связанных с качеством (выбираются вопросы, которые помогут проанализировать проделанную работу, описанную в соответствующих видах и формах воспитательной деятельности): − реализации воспитательного потенциала урочной деятельности; − организуемой внеурочной деятельности обучающихся; − проводимых общешкольных основных дел, мероприятий; 24 − − − − − − − − − деятельности классных руководителей и их классов; внешкольных мероприятий; создания и поддержки предметно-пространственной среды; взаимодействия с родительским сообществом; деятельности ученического самоуправления; деятельности по профилактике и безопасности; реализации потенциала социального партнёрства; деятельности по профориентации обучающихся; и т.д. по дополнительным модулям, иным позициям в п. 2.2. Итогом самоанализа является перечень выявленных проблем, над решением которых предстоит работать педагогическому коллективу. Итоги самоанализа оформляются в виде отчета, составляемого заместителем директора по воспитательной работе (совместно с советником директора по воспитательной работа при наличии) в конце учебного года, рассматриваются и утверждаются педагогическим советом или иным коллегиальным органом управления в школе. 25